Максим Марков

Максим Марков 17 уровень

Администратор, блогер 604

Накоплено баллов: 893962

Зарегистрирован: 15 лет 6 месяцев 8 дней
Город: Москва | Последний визит: 09.06.2022 21:10
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
https://t.me/mumluk // https://letterboxd.com/mumluk/films // https://www.instagram.com/m_u_m_l_u_k
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
записи в блоге

Максим Марков | Бумажные комиксы. «The Sandman. Песочный человек» Нила Геймана: «Книга 2. Кукольный домик»

10.05.2018 10:03

Первая публикация – 17 марта 2015 года

Во время отсутствия Сэндмена из Мира Снов сбежали четыре могучих создания: Зверюга и Шар, Коринфянин и Канатчиков луг. И все они так или иначе оказались связаны с Розой Уокер – которая и сама пока не подозревает, что является новым «вихрем снов»: не просто девушкой, а существом, опасным настолько, что Морфей обязан не просто остановить её, но уничтожить.


Вторая книга «Песочного человека» изощрённее первой – хотя бы потому, что и снов здесь больше, и жути. Вступительные главы с похищенным, а затем возвращающим свою силу героем только задали тему, только ввели читателя в описываемый мир, обозначив некие его основы и правила. Но вот человек в чёрном – «Нет, не в чёрном. Он словно закутался в ночь» - окончательно ожил; что дальше? Мало начать историю – важно вести её, с каждым шагом делая всё увлекательнее. Гейману в этом плане не занимать не только фантазии, но и мастерства рассказчика.

Как по этому поводу ещё в 1990-м году написал в своём предисловии фантаст Клайв Баркер, у Геймана «нет прямолинейных сюжетов типа «прочёл-забыл»; он не предлагает простых решений в области морали. Мистер Гейман создаёт свои истории подобно тому, как безумный кондитер сооружает многоярусный свадебный торт, где сладкое и кислое умело перемешано и хитроумно спрятано. {…} Мистер Гейман – один из тех смелых творцов, кто не видит причин, почему бы не соединить балаганную комедию, мистические раздумья и чудовищную коллекцию серийных убийц, по которым плачет коридор смертников. И этот винегрет вполне съедобен, поскольку автор отлично разбирается в жанре графического романа и знает, в чём его сила».


Кстати, насчёт упомянутой морали. Как шутит сам Гейман, устами Судьбы пересказывая краткое содержание первой книги: "Если у этой части истории и есть какая-то мораль (а я не доверяю нравоучениям, как не доверяю началам), она проста: знай, с чем связался".

Вот это надо помнить, открывая как «Прелюдии» с их отрубленными головами, так и «Кукольный домик», один из персонажей которого любит вырывать у своих жертв глазные яблоки и где заголовок в газете сообщает: «В канаве нашли руку». Автор продолжает не только развлекать, но и шокировать – напоминая, что даже многие сказки в своём изначальном виде были лишены напущенного позднее оптимизма (и в качестве доказательства приводя первую - краткую, но полную ужаса - версию прогулки в лес Красной Шапочки). И приглашая нас на конвент «Сериалкон-89» - на который съехались отнюдь не поклонники телевизионного «мыла», а титулованные маньяки – серийные убийцы.

Готовя главу «Коллекционеры», Гейман целый год исследовал тему, читая «всё, до чего мог дотянуться, {…} пока наконец не почувствовал, что вполне понимаю их влечения, фантазии, самооправдания и, пожалуй, могу думать как серийный убийца». Результат не просто насквозь пропитан чёрным юмором (круглые столы: «Мы такие, какие есть», «Серийные убийства – женское занятие», «Понормальней некоторых» и пр.), но достоверен и по-настоящему страшен («Вы готовы убивать всех подряд. Всё клятое человечество. А я? Я разборчив. Я – гурман»).


Любопытна в этой связи кинопрограмма, подготовленная для участников конвента: «А теперь не смотри» Николаса Роуга, «Коллекционер» Уильяма Уайлера, «Охотник на людей» Майкла Манна (первый фильм о Ганнибале Лекторе, между прочим), «Хладнокровное убийство» Ричарда Брукса, «Насилие» Ричарда Флайшера, «До самого утра» Питера Коллинсона, «Продолжай орать» Джералда Томаса, «Ночь охотника» Чарльза Лотона и даже «Из жизни марионеток» Ингмара Бергмана. Список на славу.

Впрочем, на самом деле книга не об этом – пусть и заканчивается она вырванным из живой груди сердцем (но во сне – во сне и не такое возможно!). По словам самого автора, роман повествует «о женщинах и об отношении мужчин к женщинам; о домах и стенах, которые люди возводят вокруг себя и других – ради защиты, или пленения, или того и другого; и о том, как разрушать эти стены». Всё прочее – только обрамление, картинки, как сейчас говорят, «для привлечения внимания».

И в этом Гейман, кстати, близок тем, кого Сэндмен встречает на своём нескончаемо долгом пути – и Джеффри Чосеру, автору «Кентерберийских рассказов», и Шекспиру, которого Морфей зачем-то отводит потолковать в сторонку (без дальнейших подробностей). Как близок Бунюэлю и Дали, самый страшный кошмар которых из «Андалузского пса» проецируется на мониторах ложного «стража человеческих снов». Как близок даже нашему Тарковскому: на одной из страниц легко узнаваемы персонажи «сновидческого» «Сталкера». Спорит – да и то шутя - он разве что с Фрейдом: «Слушай, как тебя там, а ты знаешь, что Фрейд говорил о полётах во сне? На самом деле это сон о сексе». - «Неужели? А когда тебе снится секс, это что значит?»


И тут мы вновь процитируем Клайва Баркера: "Если щедрое изобилие авторских выдумок и столь же откровенная абсурдность некоторых сочетаний напомнят о ваших собственных буйных снах, то будьте уверены: как раз такого эффекта мистер Гейман и добивался. … Нил Гейман и есть Сэндмен. Взгляните-ка! Он уже принёс вам сон".

Добавим к этому, что добавляющие изданию «веса» обстоятельные примечания, как водится, не только «выдают» некоторых прототипов (на облик Страсти повлияла Энни Леннокс, на образ Розы Уокер - Сюзанна Вега, а Гилберт так и просто назван в честь Гилберта Кита Честертона), не только подсказывают, где нам можно найти на страницах книги самого Геймана (а он изображён здесь по меньшей мере трижды), но и предлагают для размышления порой воистину любопытные факты: я вот, например, не знал, что «Король Лир» более ста сорока лет шёл на английской сцене со счастливым финалом.

Как не знаю пока и финала собственно «Сэндмена»: следующие части десятикнижия пока только ждут часа своего переиздания.

Упомянутые персоны: Нил Гейман
3111
Комментарии
по просмотрам
Данила Козловский снимет семейное кино по мотивам русской классики
Российский актёр и режиссёр Данила Козловский приступил к производству нового проекта под названием «Тру рашен романс».
«Эпидемия» вошла в сотню самых популярных сериалов мира
Российский сериал «Эпидемия» занял 72-е место в списке популярных телевизионных проектов мира.
Джеймс Бонд не отпускает Кэри Фукунагу
Джеймс Бонд не отпускает Кэри Фукунагу.
Крис Эванс сыграет легендарного актера Джина Келли
Как передает издание Deadline, Крис Эванс сыграет Джина Келли («Поющие под дождем») в грядущем фильме, название которог
по комментариям
Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

© COPYRIGHT 2000-2025 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы

Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор онлайн-журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редакторы Анатолий Ющенко и Сергей Горбачев. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru

Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.

filmz.ru в социальных сетях:

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×