Максим Марков

Максим Марков 16 уровень

Администратор, блогер 604

2 место в рейтинге | Накоплено баллов: 610141

Зарегистрирован: 11 лет 9 месяцев 11 дней
Город: Москва | Последний визит: 20.07.2021 12:07
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
https://t.me/mumluk // https://letterboxd.com/mumluk/films // https://www.instagram.com/m_u_m_l_u_k
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
записи в блоге

Максим Марков | Бумажные комиксы. «The Sandman. Песочный человек» Нила Геймана: «Книга 1. Прелюдии & Ноктюрны»

08.05.2018 13:00

Первая публикация – 3 марта 2015 года

В 1916-м году опытный маг при помощи заклинаний намеревался захомутать саму Смерть, но поймал в ловушку её младшего брата – Морфея, Сэндмена, Песочного человека. Однако несмотря на все попытки уломать пленника, не добился от того ни могущества, ни бессмертия. Спустя семь десятилетий обессиленному Сэндмену удалось выбраться из-под колпака и вернуться в обескровленное из-за его долгого отсутствия царство Сна. Теперь необходимо вернуть некогда отобранные у него магические орудия: суму с песком ему отдаст Джон Константин, за шлемом он отправится в Ад, а могущественный рубин следует вырвать из рук Доктора Судьбы…


Рецензировать культовый графический роман, отметивший в 2014-м году своё 25-летие, - дело, конечно, неблагодарное. Но позволительное в виду его русскоязычного переиздания: «Азбука-Аттикус» закрепляет своё лидерство на рынке «взрослых комиксов», заново выпуская легендарное «десятикнижие» - не очередное «абсолютное издание», на которые уже «подсели» фанаты, а именно том за томом, от начальной главы до финальной.

Итак, «The Sandman. Песочный человек. Книга 1. Прелюдии & Ноктюрны» - «маленькая ночная серенада», по словам её автора Нила Геймана (художники Сэм Кит, Майк Дрингенберг, Малкольм Джонс III). История впечатляет и захватывает: не прибегая к помощи каких-либо изощрённых приёмов, Гейману удаётся поймать читателя простейшими, казалось бы, элементами своего рассказа. Действо разворачивается и правда как сон – то ускоряясь, то замирая, позволяя себе то отступить, то забежать вперёд. Здесь персонаж может вдруг выйти из портретной рамы, внезапно напавший сон - также вдруг – способен преобразить развитие сюжета, а по воле героя день – раз! – и мгновенно сменяется ночью.

Нет никаких проблем и с пространством: Сэндмену достаточно просто «нарисовать» в воздухе «окно» - и исчезнуть в нём, по ту сторону своего мира, «закрыв» дыру за собой. Но не бойтесь потерять ни его, ни связующую нить: в конце концов, всегда можно вернуться назад, перелистнув страницы.

Вообще, как и любой другой графический роман высшего качества, «Сэндмен» рассчитан на многократное прочтение – ну или разглядывание, как кому будет угодно. Первый раз – проход вдоль сюжетной линии. Второй – поглощение фона. Третий – улавливание скрытых нюансов и потаённых мотивов. И каждый новый взгляд на раскрытую книгу – это наслаждение исключительной насыщенностью рисунка, его невероятной проработкой, а заодно фантастическими порой ракурсами, поворотами и общей структурой.


В послесловии, написанном Гейманом в далёком июне 1991-го, он признаётся, что каждая глава первого тома – своеобразная дань различным популярным и вписывающимся в рамки комикса жанрам. «Сон праведных» и «Ты увидь меня во сне» задуманы как английские хорроры: классический и современный; «Надежда в Аду» - тёмное фэнтези, а «Пассажиры» - попытка ввести в сюжет супергероев. Свой собственный голос, по его словам, Гейман обрёл лишь с эпилогом, завершающим первые злоключения героя: в «Шелесте её крыльев» появляется та самая Смерть, которой уже было посвящено отдельное русскоязычное издание.

Смертей здесь полно и с маленькой буквы: в этом отношении «Сэндмен» заметно отличается от иных комиксов, соблюдающих определённые границы приличия. Гейману мало чёрного юмора на словах (заголовок газеты: «После развода родителей ребёнка съела корова», ремарка автора: «Уже два часа, как Авель мёртв. Но теперь ему немного лучше») – он направляет художников на то, чтобы насытить кровью и картинку. Хотя иногда хватает одних только кровавых брызг (они выглядят тут страшнее самой сцены жестокого убийства), в другой раз - и просто пустого квадрата: даже без рисунка он кажется сильнее и красноречивее соседних «кадров».

Но особенно дорога создателям романа тема головы - главного признака жизнеспособности персонажа. Голова предателя здесь разлетается на ошмётки. Голова сиделки отваливается с тела и разговаривает с проснувшимся больным, заливаясь хохотом. Говорит и голова, висящая на пике на воротах Ада. Отрубленная голова на блюде намекает на историю Саломеи. Не повезло и не имеющему отношения к сюжету Бобику, собачью голову которого держит в руках некий бородач…

Кульминационное пиршество в этом плане составляет шестую главу «24 часа» - вот где самая жесть, после которой, цитируя интервью Геймана, «многие перестали читать «Сэндмена» и вновь взялись за него, лишь когда им сказали, что теперь это безопасно». Тут тебе и отрезанный палец, и приколоченная тремя гвоздями кисть, и глаза, выколотые спицами… Страшно даже пересказывать. И в довершении всего, по окончании бойни, на стене кафе, заваленного трупами, отчётливо видна надпись, выглядящая в данном контексте откровенно издевательски: "«Пожалуйста» и «Спасибо» - волшебные слова".

Впрочем, что вы хотите от мира, где в выпуске телевизионных новостей вслед за сообщениями о наступлении Армагеддона следует рекламная пауза и сюжет про то, как жительница Балтимора научила свою утку танцевать чечётку?..


Из обстоятельных примечаний, ставших визитной карточкой подобного рода изданий, можно узнать, что Сэндмен Геймана – четвёртый в ряду прочих Сэндменов издательства «DC Comics». Что своё вдохновение авторы питали в фильмах Питера Гринуэя и образах Ганса Рудольфа Гигера, в сериале «Альфред Хичкок представляет» и в огромном количестве песен, из которых многие напрямую посвящены Снам и Песочному человеку (Гейман, в частности, говорил, что хит «I’m Set Free» группы «The Velvet Underground» вообще «содержит весь сюжет «Сэндмена»).

Главный герой, оказывается, изначально был задуман Гейманом как «очень анорексичный» Конан-варвар, а срисован художником с Боно из «U2», в то время как Люцифер напомнит кому-то молодого Дэвида Боуи – тех времён, «когда он ещё исполнял фолк». Любопытен и тот факт, что включённая в повествование «сонная болезнь» действительно охватила всю Европу в первой четверти прошлого века: "Учёные до сих пор не понимают, что её вызвало, и мне понравилась идея возложить вину на пленение Сэндмена", - говорил на сей счёт Нил Гейман.

Но «Прелюдии & Ноктюрны» - это только начало, первые шаги истории, некогда покорившей мир, а теперь возвращающейся и в Россию.

Упомянутые фильмы: Сэндмен*
2607
Комментарии
по просмотрам
Объявлена программа 78-го Венецианского кинофестиваля
Сегодня объявили программу 78-го Венецианского фестиваля, который пройдет с 1 по 11 сентября на острове Лидо.
Рецензия на фильм «Время»
М. Найт Шьямалан в очередной раз сделал мистическое кино, где все совсем не такое, каким кажется.
Новый фильм про Хищника расскажет, как легендарный монстр впервые прибыл на Землю
Новую серию фильма про Хищника снимет Дэн Трахтенберг. Грядущий фантастический фильм получил название «Череп».
Данила Козловский снимет семейное кино по мотивам русской классики
Российский актёр и режиссёр Данила Козловский приступил к производству нового проекта под названием «Тру рашен романс».
по комментариям
HBO закрывает «Страну Лавкрафта»
Российский актёр и режиссёр Данила Козловский приступил к производству нового проекта под названием «Тру рашен романс».
«Изгоняющий Дьявола» Дэвида Гордона Грина станет прямым сиквелом оригинального фильма
Российский актёр и режиссёр Данила Козловский приступил к производству нового проекта под названием «Тру рашен романс».
Умер Владимир Меньшов
Российский актёр и режиссёр Данила Козловский приступил к производству нового проекта под названием «Тру рашен романс».
Чем пахнут фильмы о героях
Российский актёр и режиссёр Данила Козловский приступил к производству нового проекта под названием «Тру рашен романс».
Актриса Эмма Коррин собирается сменить пол
Российский актёр и режиссёр Данила Козловский приступил к производству нового проекта под названием «Тру рашен романс».
Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики
новости кино сериалы фильмы рецензии события и люди видео, трейлеры кадры из фильмов календарь публикаций кино и бизнес спецпроекты график кинопроката кассовые сборы России и США киноклуб Настоящее кино афиша кинотеатров подписка subscribe.ru rss-ленты полный RSS-поток статистика mail.ru

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×