Топ по теме | Нашествие инопланетян: взгляд России
Автор: Екатерина Мартина
Российские режиссеры редко балуют своего зрителя картинами об инопланетном вторжении. Избалованный красивыми и яркими американскими блокбастерами, российский зритель придирчиво присматривается к отечественным лентам на эту тему, воротит от них нос, с удовольствием их ругает, и редкие смельчаки из большого кино выпускают на экран свои новые творения о столкновении человека и инопланетного разума. Тем не менее, такие фильмы отечественного производства все же имеются. Их не много, но к выходу «Вторжения» мы о них вспомним и с удовольствием напишем.
Притяжение (2017)
На Чертаново падает неопознанный летающий объект: исполинский космический корабль. Военные размышляют, взорвать его или нет, одновременно решая вопрос об эвакуации местных жителей. Пока дяди из министерств тормозят, чертановская молодежь берет в руки биты и решает показать инопланетным гостям, кто тут хозяин…
У фантастического блокбастера Федора Бондарчука о масштабной битве человечества против внеземного разума достаточно противоречивые отзывы. С одной стороны, на фоне бестолковых комедий, бесчисленных картин о войне и неумелых ремейков советских лент «Притяжение» можно назвать прорывным и даже весьма интересным фильмом. Есть здесь и история любви между девочкой Юлей (Ирина Старшенбаум) и инопланетянином (Риналь Мухаметов), и жестокие уличные бои, и демонстрация новейшей военной техники российских вооруженных сил (спасибо Министерству обороны).
Вместе с тем некоторые критики считают, что «Притяжение» вобрало в себя идеи других фильмов на схожую тему. Здесь есть отсылки и к «Трансформерам», и «Району №9». Сам же режиссер сравнил свой фильм с «Прибытием», грустной историей о языковом барьере между людьми и мирными гостями из другого конца Вселенной.
В своей ленте Бондарчук решил высказаться обо всем, при этом не расставляя акценты и призывая не осуждать тех, кто выглядит и любит иначе. В картине силен образ «чужака» с иным мышлением и обычаями. Это история не только об инопланетянах и о том, какая роскошная военная техника в России, а о природе агрессии современного общества и о нежелании человека понимать других. Режиссер признался, что за основу сюжета тут взята история 2013 года о беспорядках в Бирюлево.
Картина стала одной из самых кассовых российских проектов в истории. Пожелаем такого же успеха и «Вторжению».
Отель «У Погибшего Альпиниста» (1979)
Инспектору Глебски поступает анонимный вызов. Он прибывает в отель «У погибшего альпиниста», который расположен в ущелье, скрытом в горах. Инспектор находит постояльцев очень странными (впоследствии некоторые из них оказываются пришельцами). После сильного снегопада в отеле появляется труп, инспектор начинает расследование…
Фантастический детектив Григория Кроманова по мотивам одноименного романа братьев Стругацких был снят на эстонском языке, а после дублирован киностудией «Ленфильм» на русский.
Атмосфера и визуальный ряд ленты довольно уникальны для того времени: темные тона, тревожная музыка. Но критики отмечают, что из фильма достаточно неаккуратно и болезненно удалены все самые интересные и яркие книжные эпизоды, что «обеднило» ленту и лишило историю глубины.
Тем не менее, фильм «Отель «У погибшего альпиниста»» получил престижный приз «Серебряный астероид» на ежегодном Международном кинофестивале фантастического кино в Триесте в 1980 году.
Сталкер (1979)
В сотрудничестве с братьями Стругацкими снял свою хрестоматийную ленту и Андрей Тарковский: в основе его фантастической притчи – их повесть «Пикник на обочине».
Действие происходит в вымышленном времени и пространстве. Сталкер (Александр Кайдановский) недавно вышел из тюрьмы, живет бедно со своей семьей и зарабатывает тем, что организует нелегальные экспедиции на Зону, которая образовалась в результате катаклизма. Там, по словам Сталкера, начали пропадать люди. После появились слухи о некой комнате, которая исполняет заветные желания. Сталкер становится проводником для прохода к Комнате Профессора и Писателя…
Сюжет ленты основан на путешествии этих трех героев к «волшебному» месту и их беседах. В каждом из образов — свое философское начало. К примеру, Сталкер символизирует веру: вера подвергается тяжелому испытанию – и герои его не выдерживают.
Эта картина о поиске себя и внутреннем пути: каждый из героев ищет что-то свое в этой Комнате. Писатель идет в Комнату не то за вдохновением, не то за смыслом жизни, не то за чудом. Профессор хочет ее уничтожить. Сталкер же этой Комнатой живет, только в ней — полноцветие жизни. Сталкер – проводник туда, где исполняются мечты, где все еще живет надежда для тех, кто отчаялся.
Примечательно, что картину переснимали трижды, так как при проявке пленки первый вариант был почти полностью испорчен. Команда менялась дважды, сценарий переписывался. Подробнее об этой трагической истории можно узнать в документальном киноромане Игоря Майбороды «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона “Сталкера”».
В 1980 году фильм получил Приз экуменического жюри на Каннском фестивале. Картина повлияла на разные явления мировой культуры – от работ Ларса фон Триера, Мамору Осии до игры S.T.A.L.K.E.R. Критики оценили фильм как одно из наиболее значительных произведений и замечательное явление мирового кинематографа в целом.
Посредник (1990)
Над лесом недалеко от небольшого города появляется черная сфера инопланетного происхождения. Она внедряет в человека разум инопланетянина, при этом не изменяя его внешность. Люди, подвергшиеся такому «нападению», ведут себя рационально и не улыбаются. «Посредник» — устройство инопланетян, позволяющее «имплантировать» в людей копию сознания захватчика. Однако влиянию не подвергаются гении, душевнобольные, дети до 15 лет и те, кто никогда не умел подчиняться.
И на тропу борьбы за свободу от захватчиков-инопланетян встают те, кого враги человечества не брали в расчет, — обычные подростки…
Мини-сериал Владимира Потапова был снят по мотивам повести Александра Мирера «Главный полдень». Многие усмотрели в нем явное подражание Андрею Тарковскому: всё в мрачных коричневых безнадежных тонах, атмосфера гнетущая, пронизанная страхом. Действие развивается медленно и тягуче, музыка – обволакивающая и мрачная.
К тому же фильм о моральном выборе и о том, что не каждый человек подвержен влиянию, вышел в момент развала СССР, что придало ему дополнительный зловещий смысл, на который создатели картины могли вовсе не рассчитывать.
В 2012 году продюсер Юсуп Бахшиев объявил о разработке сериала «Посредник» для телеканала «СТС». В отличии от повести Мирера, где сюжет разворачивался в СССР, в сериале планировалось показать современную Россию. В случае успеха сериала продюсеры надеялись снять и полнометражный приквел про события полувековой давности. Однако, дальше пилота проект так и не продвинулся.
Фантом (2011)
Российско-американский фантастический боевик режиссера Криса ГоракаКриса Горака и продюсера Тимура Бекмамбетова про четырех американских туристов, которые оказались в Москве в момент прибытия множества таинственных фантомов-инопланетян: эти «лампочки» распыляют столичное население на молекулы. Герои отчаянно борются за жизнь, прячась по углам, встречая все новые смертельные опасности и преграды, но всё же упрямо направляясь в американское посольство…
Критики оценили ленту довольно низко. Картина поверхностная и незрелая, с плохо прорисованными спецэффектами и ленивой актерской игрой. Только Юэль Киннаман (позднее он сыграет главную роль в новом «Робокопе») еще как-то пытается оживить невнятное кино, но не может развернуться, ибо негде: слишком куцый сценарий.
Картина изобилует пустыми диалогами, приправленными вездесущими фразами типа «Что это было?», «Мы все умрем», «Я ее не оставлю», «Мы должны держаться вместе». Забавно слышать вздох «Мы заблудились!» от людей, огибающих Храм Христа Спасителя, а спустя время выходящих на Красную площадь.
Совершенно нелепо, как и все в этом фильме, смотрится Гоша Куценко, его конь и оголтелая команда бравых русских бойцов в пост-апокалиптических нарядах, с бестолковыми ура-патриотическими фразами вроде «Это Россия, твари».
Создатели пытались скомпоновать в одной картине «Скайлайн», «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес» и еще с десяток однотипных голливудских «шедевров», при этом не внося ничего новаторского ни в сюжет, ни в сценарий, ни в диалоги, ни в пришельцев. Как пелось в одной песне, «мы его слепили из того, что было».
Единственное новшество — место действия. Казалось бы, чем можно испортить изображение такого чудесного города? Но как-то бедно и невеличественно смотрится опустевшая и совершенно черная без миллиардов уличных огоньков Москва.
Аванпост (2019)
21 ноября в прокат вышла масштабная военно-фантастическая лента Егора Баранова«Аванпост». Фильм с едва уловимым налетом киберпанка повествует о недалеком будущем, о жизни осажденной Москвы и ее горожан.
В картине есть все, что душе зрителя угодно: и новейшая военная техника, и дорогостоящие декорации, и большое количество сложных экшен-сцен, и спецэффекты, и звездный состав (Алексей Чадов, Светлана Иванова, Петр Федоров, Лукерья Ильяшенко).
Это не просто фантастический фильм, который упорно сравнивают с «Притяжением» Фёдора Бондарчука, выискивая в двух картинах сходства и различия. Это суровая лента про последнюю битву человечества с таинственной вражеской силой.
Вторжение (2020)
В 2017 году Федор Бондарчук при мощной поддержке государства выпустил «Притяжение», масштабную фантастику о внеземном вторжении и любви в Чертаново. Несмотря на неоднозначную критику, фильм заработал в прокате более миллиарда рублей. 1 января подоспел сиквел с возросшим бюджетом.
После «Притяжения» проходит 2 года. Суперспособности Юли (Ирина СтаршенбаумИрина Старшенбаум) изучаются Минобороны, девушку это раздражает, и ее сила вскоре выходит из-под контроля. За Юлей прилетает Хэкон (Риналь Мухаметов), и вместе они планируют скрыться на другой планете. Но инопланетный корабль «Ра» увидел в главной героине угрозу и решил избавиться от нее. Искусственный интеллект корабля взломал всю Россию, начав информационную войну.
Если «Притяжение» пыталось доказать, что нетерпимость к приезжим – это плохо, то «Вторжение» говорит о вреде тотальной зависимости от интернета, фейковых новостей и других деструктивных проявлений информационной войны. Качественные спецэффекты, хвала российской армии, военный пафос, невнятные персонажи и романтические отношения главных героев, в которые трудно поверить.
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.
Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
filmz.ru в социальных сетях:
Пожалуйста, авторизуйтесь.
Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.