Ни дня без Бергмана: «Час волка» (1968)

Ни дня без Бергмана: «Час волка» (1968)

В «Часе волка», 28-й своей полнометражной картине, Ингмар Бергман в очередной раз доказал: разговор о том, что происходит в душе человека, может вестись на самых разных уровнях. И кошмары, преследующие нас во снах, вполне возможно перенести и на киноплёнку.

«Час волка» (Vargtimmen), Швеция, 1968; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Макс фон Сюдов, Лив Ульман, Ингрид Тулин, Эрланд Юзефсон, Гертруд Фрид, Георг Рюдеберг, Ульф Юханссон, Бертил Анденберг, Ленн Юртсберг, Гудрун Брост, Найма Вифстранд.

Жена исчезнувшего Юхана Борга рассказывает о беспокойной болезни художника, знакомстве с неким бароном и его окружением, а также об особом отношении мужа к предрассветному часу, когда к одним приходит смерть, а к другим - кошмары...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Час волка»

Ингмар Бергман понял, что у него получается рассмешить зрителя, включив комический эпизод в мелодраму «Женщины ждут» . Оценив успех, он поставил несколько комедий - и некоторые из них были довольно удачными. Точно также он приближался к тому, чтобы зрителя напугать - причём напугать не скукой или заумностью своих произведений, а буквально: сделать так, чтоб было страшно.

Если не брать в расчёт шпионский триллер «Такого здесь не бывает» (где страх носит довольно условный характер), и не учитывать, например, «Седьмую печать», от и до пропитанную боязнью смерти (но не являющуюся при этом фильмом ужасов), то можно сказать, что впервые Бергман обратился к хоррору в одном из финальных эпизодов ленты «Лицо», где разгневанный маг не без удовольствия пугает отрицающего его способности доктора. Затем последовал «Девичий источник» с рядом леденящих душу сцен, ещё позднее - драмы «Молчание» и «Персона», отдельные эпизоды которых были наэлектризованы тем самым напряжением, что характерно для «ужасающего» жанра.

Но только в «Часе волка» Бергман дал себе волю, превратив хронику распадающегося сознания в непрекращающийся кошмар, полный кафкианского абсурда.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Час волка»

Режиссёр работает с жанром по тем же правилам, что в ходу и сегодня. Титры, сообщающие о пропавшем герое и прочитанных автором дневниках. Альма, отвечающая в камеру на незаданные вопросы. Ожидание рассвета с часами в руках (Борг следит, как медленно тащатся секунды, сетуя, что «здесь минуты кажутся вечностью»).

Внезапный визит старой дамы, сообщающей, что ей 216 лет. Серия встреч, в реальности которых следует засомневаться после упоминания о подозрении на некую болезнь - как мы понимаем, болезнь душевную. Если знакомство с бароном, владеющим этим островом, вопросов ещё не вызывает, то появление блондинки, показывающей синяк на груди и просящей расстегнуть ей платье, уже подозрительно. Обратите внимание, что эти две сцены сняты со схожего ракурса, только в первом случае мужчина спускается к художнику по траве, а во втором женщина приближается к нему по камням. «Случится нечто ужасное, - вспоминает она прочтённое письмо. - Некоторые сны станут явью. Конец близок».

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Час волка»

И уж тем более сомнительна третья встреча - с аналитиком, который «экзаменует души». Борг бьёт преследователя и просит заткнуться. Но попытка отмахнуться от досаждающих ему призраков не удаётся: художник с женой отправляются на ужин в замке.

Здесь зритель волен впасть в затяжной ступор: если до этого Альма читала о прочих обитателях острова в дневнике мужа, то тут она сама (нормальная, как мы думаем) становится участницей событий. Так это всё же видения - или всё по-настоящему?.. Как сочетаются её объятья («Мы больше не целуемся. Я могу пересчитать все наши поцелуи») с происходящим вокруг?.. И как понять другой её кошмар, в котором обыденный рассказ вдруг обрастает ужасающими подробностями?..

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Час волка»

Хитрец Бергман не развеивает эти сомнения вплоть до самого финала - и лишь в последних кадрах допускает мысль, что любящая женщина и сама становится такой же, как и объект её любви, разделяя с ним не только реальную жизнь, но и потустороннюю... Сравните, кстати, это с дилеммой, озвученной в фильме «Сквозь тусклое стекло», безусловно рифмующемся с «Часом волка»: там Макс фон Сюдов (которому у Бергмана, как мы видим, часто достаются «пограничные» роли) играет, наоборот, мужа, сочувствующего душевнобольной жене, но всё-таки не принимающего на себя в полной мере её тревоги.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Час волка»

Один из важнейших моментов картины: хозяйка замка подводит гостей к портрету Вероники Фоглер, бывшей любовницы Борга, - но сам портрет нам при этом не показывают. Мы лишь можем догадываться, каков он, рисовать его в своём воображении. И хотя в данной конкретной сцене нет ровным счётом ничего страшного, этот приём - один из основополагающих столпов настоящего хоррора, где неопределённость и неведение пугают куда сильнее закреплённого знания.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Час волка»

Строго говоря, в первой части фильма вообще нет ничего «этакого» (хорошие хорроры и сейчас не спешат пугать, попервоначалу завлекая публику как можно глубже в приготовленную для неё кроличью нору). И чтобы приступить, наконец, к самому интересному, Бергман вновь даёт заглавный титр, «Час волка», разделяя тем самым кино на две почти равные половины. «Именно в этот час к нам приходят кошмары», - объясняет герой и по секрету рассказывает жене о том, что случилось с ним на утёсе: рыбача, он вступил в борьбу с укусившим его мальчиком, убил его и сбросил в воду. Было это или не было?.. И кем считать этого мальчугана?..

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Час волка»

Незваный гость приносит вдруг пистолет - якобы для самообороны. Произведя три выстрела в сторону Альмы, Борг кидается в лабиринты то ли сна, то ли безумия. Пожилая мать барона просит помочь ей снять чулки, поцеловав затем ногу. Сам хозяин замка от ревности - потрясающий момент!!! - поднимается по стене и забирается на потолок. Старуха снимает шляпу, а вслед за ней и лицо, бросая в бокалы вынутые глаза.

«Вы видите только то, что желаете видеть», - говорит превращающийся в птицу провожатый, оставляя художника наедине (только наедине ли?) с покрытым простынёй обнажённым телом - его былой возлюбленной (даже сейчас не всякая актриса рискнёт столь раскованно выступить, а ведь это уже перешагнувшая сорокалетний порог Ингрид Тулин, одна из любимиц Бергмана; впрочем, спустя ещё несколько лет она пойдёт куда дальше у Тинто Брасса в «Салоне Китти»)... «Зеркало треснуло, - признаёт Борг. - Но что отражается в обломках?..»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Час волка»

Откажемся от трактовок. Позволим только одно допущение: не заложил ли автор подсказку в именах и фамилиях персонажей? Борг - пожилой герой «Земляничной поляны», Юхан - мальчик из «Молчания», Альма и госпожа Фоглер - героини «Персоны», к тому же, как мы уже отмечали, Фоглер был центральным персонажем «Лица». Конечно, существует вероятность, что Бергману просто нравились определённые имена - или он предпочитал не заморачиваться с придумыванием новых фамилий. Однако в контексте данного сюжета - судьба Художника - подобные повторения обретают особенный смысл: не намекает ли тем самым режиссёр о себе?..

Естественно, мы вольны видеть Бергмана в каждом его фильме (и в какой-то мере так оно и есть), но возьмём шире: ведь всякий раз, рассуждая о бедах творческого человека, Бергман явно знал, о чём говорил, и не важно, в какую эпоху или в какие обстоятельства он уводил своих героев. И если рассматривать «Час волка» с точки зрения отношения к Художнику со стороны обывателей, то очевидно, что тут мы имеем дело с продолжением темы, уже заявленной в «Вечере шутов» (про циркачей) и вышеупомянутом «Лице» (про то ли магов, то ли иллюзионистов).

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Час волка»

В данном случае Юхана Борга обступают призраки его богатых - но пустых - почитателей. В их отношении звучит слово «людоеды». Они могут любезничать с ним, могут быть снисходительны, могут смеяться, могут тискать в объятиях. Они могут любить его, оставаясь при этом совершенно равнодушными. Для них он - ровно такое же развлечение, как и крошечный кукольный (?) человечек, исполняющий арию из моцартовской «Волшебной флейты» (которую Бергман, кстати, экранизирует в следующем десятилетии). Они душат его - с неизменно вежливыми улыбками на лицах.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Час волка»

Некоторые живут с этим, не испытывая особых проблем. Для Борга же они стали своеобразным аналогом «Капричос» Франсиско Гойи - вспомним сцену из начала фильма, в которой он показывает Альме тетрадь со своими рисунками, описывая их словами. Дама, вместе со шляпой снимающая и лицо, позднее явится ему в кошмаре - отчего можно сделать вывод, что и все прочие обитатели замка были им уже нарисованы. Нелишним будет тут напомнить, что наиболее известный офорт Гойи из его легендарной серии носит название «Сон разума рождает чудовищ» - что идеально описывает и содержание бергмановского ужастика.

Закончим на том, что «Час волка» и поныне остаётся образцом, который следовало бы иметь в виду современным мастерам жанра: Бергман плохому уж точно не научит.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Час волка»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «Персона» (1966)

Ни дня без Бергмана: «Молчание» (1963)

Ни дня без Бергмана: «Сквозь тусклое стекло» (1961)

Ни дня без Бергмана: «Девичий источник» (1960)

Ни дня без Бергмана: «Лицо» (1958)

Ни дня без Бергмана: «Седьмая печать» (1957)

Ни дня без Бергмана: «Вечер шутов» (1953)

Ни дня без Бергмана: «Такого здесь не бывает» (1950)

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

7475

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Пила: Спираль
Дублированный трейлер
Соник в кино
Фичуретка
Бэтмен*
Промо-ролик
Соник в кино
Отрывок
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Дау
Трейлер
2
Пила: Спираль
Дублированный трейлер
0
Гретель и Гензель
Финальный дублированный трейлер
0
Каннингем
Дублированный трейлер
0
Жан-Поль Готье, с любовью
Дублированный трейлер
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Скоро начнутся съемки «Индианы Джонса 5»
Харрисон Форд рассказал, когда стартуют съемки пятого фильма легендарной франшизы о приключениях Индианы Джонс.
Сталлоне исполнит главную роль у Майкла Бэя
Стало известно, что Сталлоне сыграет в новом антиутопическом проекте Майкла Бэя.
Бумажные комиксы. «Бакуман» Цугуми Ообы и Такэси Обаты: том 8
«По всей видимости, именно манга спровоцировала это преступление», – ну да, начитаются манги и давай шалопайствовать!..
«Бегущий по лезвию» в российском прокате!
Культовую картину Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» впервые покажут на больших экранах России.
Возвращение Аладдина!
Прилетела официальная информация, что сиквелу игрового диснеевского «Аладдина» от Гая Ричи быть!
по комментариям
Рецензия на фильм «1917»
Будущий лауреат «Оскара», который смотрится на одном дыхании, позволяя выдохнуть только в самом конце.
4
Рецензия на фильм «Кома»
Качественный отечественный аттракцион, поставленный с голливудским размахом, действительно производит впечатление.
2
«Золотой орёл»: лауреаты
Состоялась ежегодная раздача премии «Золотой орёл», на которой отмечаются главные российские кино и телепроекты за год.
1
«Оскар» 2020: лауреаты
Завершилась 92-я церемония вручения наград Американской киноакадемии Оскар. Лучшим фильмом 2019 года стали «Паразиты»!
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2020 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×