Максим Марков

Максим Марков 17 уровень

Администратор, блогер 604

Накоплено баллов: 816124

Зарегистрирован: 14 лет 7 месяцев 12 дней
Город: Москва | Последний визит: 09.06.2022 21:10
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
https://t.me/mumluk // https://letterboxd.com/mumluk/films // https://www.instagram.com/m_u_m_l_u_k
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
записи в блоге

Максим Марков | ММКФ: конкурсные показы 29 июня

28.06.2011 15:02

33 Московский Международный кинофестиваль продолжается, но уже сегодня можно с уверенностью сказать, что в целом его конкурсная программа оказалась удачной. И всего лишь пара несомненных «провалов» праздника отнюдь не портит – в былые годы художественных неудач здесь было намного больше. Зато многообещающих «прорывов» заметно прибавилось, и в числе таковых - на редкость приличная российская картина «БАгИ», представляющая нашу страну в «Перспективах», и душераздирающая польская «Иоанна», один из лучших фильмов главного конкурса. Кроме того в сегодняшнем обзоре – грузинский конкурсант «Мне без тебя не жить» и южнокорейские «Секреты, предметы» («Перспективы»).

«БАгИ», Россия, реж. Андрей Богатырев.
У ветерана-афганца, героя России, умирает жена; срочно нужны деньги на операцию – да только где их найти?.. Внучка больной обращается за помощью к бывшему парню - офисному переводчику; теперь тот тоже пытается разыскать нужную сумму.

Суть картины предельно точно обнажают два момента: вступительный кадр с лежащей посреди тротуара пенсионеркой, которой никто даже и не думает помочь, - и процитированный (во включенном телевизоре) фрагмент из «Сталкера», в котором герои обсуждают невозможность осуществления своих подлинных желаний. Жестокий мир, напрочь лишенный сочувствия и внимания к ближним, полностью пропитанный жаждой наживы, где деньги – венец мечтаний для бездельников и недосягаемая возможность элементарно выжить, спастись для несчастных, - вот тот мир, который Андрей Богатырев отразил в своем дебютном фильме, и надо сказать, отразил не только предельно точно, но и безжалостно. И главное – с большим, что называется, знанием материала и с нескрываемым ощущением, что всё не только плохо, но обязательно будет – не сомневайтесь – еще куда хуже.

Это очень талантливая картина. Я не был на «Кинотавре» и не видел тамошних лент, но все равно есть ощущение, что в этом году ММКФ чрезвычайно повезло с отечественными участниками: как «Шапито-шоу» в главном конкурсе, так и «Баги» в «Перспективах» - это фильмы, которые имеют полное право называться Событиями в российском кино (забавно, что и там, и там снялся киновед Александр Шпагин – если так и дальше пойдет, то придется автоматически смотреть все фильмы с его участием). Особенность «Багов» - в исключительно правдиво, логично и вдумчиво прописанном сюжете (что, согласитесь, встречается у нас далеко не всегда), очень тщательно, плотно и верно перенесенном на экран (что бывает порой еще реже). Со множеством нюансов в поведении и мелочей в обстановке. С массой второплановых, но при этом узнаваемых и живых лиц. С неподдельной, по-настоящему ощутимой болью за всё и за всех.

«Баги», как поясняет сноска на вступительном титре, это системная ошибка, компьютерный жаргон. Режиссер вместе со своими соавторами-сценаристами делает неутешительный вывод о том, что подобной системной ошибкой является вся сегодняшняя жизнь в России. Она неправильна, она зависла – и ее невозможно исправить, даже если и перезагрузить.

«Иоанна», Польша, реж. Феликс Фальк.
Во время фашистской оккупации молодая полячка Иоанна, не имеющая известий от ушедшего на войну мужа, прячет у себя дома семилетнюю еврейскую девочку.

Порою трудно бывает найти подходящие (и не очень обидные) слова для плохой или посредственной картины; но бывают случаи, когда не находишь слов и для описания хорошей. А «Иоанна» - это очень хорошее кино, написанное, поставленное, снятое и сыгранное настоящими мастерами своего дела. Понятно, что сам сюжет такой, что волей неволей берет за душу – но сколько было примеров, когда самая душещипательная история проваливалась под неумелой или неловкой интерпретацией. В данном случае польские кинематографисты вновь не подкачали (напомню, что в числе лучших картин прошлогоднего конкурса были польская же «Розочка», получившая в итоге приз за режиссуру, и «Реверс», победивший в «Перспективах») и представили на ММКФ драматичный, качественный, если не сказать блистательный фильм, который наверняка будет участвовать в окончательном распределении наград. Я бы не стал, впрочем, предсказывать ему Главный приз (ибо подобный я уже предсказал испанским «Волнам»), но картина вполне достойна статуэтки за режиссерскую работу, и уж более чем заслуживает отметки жюри актриса Уршула Грабовская, продемонстрировавшая здесь игру высшего класса. И также вполне вероятно, что свои симпатии «Иоанне» отдадут и зрители – потому что остаться равнодушным к судьбе главной героини практически, мне кажется, невозможно.

«Секреты, предметы», Южная Корея, реж. Ли Ён Ми.
Может ли возникнуть любовь между 40-летней женщиной и 20-летним юношей?.. На этот вопрос и пытается ответить эта история, поведанная нам копировальным аппаратом из офиса симпатичного университетского профессора и фотомыльницей второкурсника, поступившего к ней ассистентом.

При этом надо сразу отметить, что столь неординарные для кинематографа «рассказчики» практически не несут в себе никакой функциональной роли – это всего лишь «прикол», ничего более. Действие вовсе не ограничено «полем зрения» неповоротливого ксерокса, да и от фотоаппарата при желании можно было бы выжать куда больше. Предметы здесь лишь дают автору повод как будто бы отстраниться от излагаемой (довольно неспешно) любовной истории, чтобы поглубже проникнуть в интимные секреты героев; но нельзя, однако, сказать, что поставленная задача выполнена на «пятерку». Ведь все-таки хотелось бы, чтобы заявленный принцип рассказа максимально взаимодействовал с сюжетом, но увы – собственно предметы дают нам всего две детали, как-то по-особенному характеризующие их хозяев. Первая – воспоминание юноши, как он в детстве скопировал вместе с родителями свои ладони, а потом повесил получившийся отпечаток под семейным портретом. Вторая – его же привычка беспрестанно фотографировать самого себя, чтобы затем тут же стирать получившиеся снимки, так как в памяти и так не хватает места для воспоминаний. Вот и всё, и честно говоря – маловато.

Но если же отвлечься от задействованных в фильме вещей (а они и правда сильно отвлекают), то в остатке окажется вполне лирическая повесть о причудах любви и о стремлениях двух разделенных столь серьезным возрастным барьером людей протоптать-таки дорожку к личному счастью. Подобная тема поднималась в разных кинокартинах – мне в первую очередь вспоминается, например, «Мой лучший любовник» с Умой Турман, - и интересующемуся зрителю вполне любопытно, мне кажется, будет сравнить, как подобные вопросы решаются не в лицемерных Штатах, а в до сих пор остающейся для нас загадкой азиатской Южной Корее.

«Мне без тебя не жить», Грузия, реж. Леван Тутберидзе.
Есть рядовые дни, а есть особенные – вот день, показанный в этом фильме, как раз из числа вторых. Молодой писатель настроен вершить сегодня «дела» и сделать предложение руки и сердца. А у мелкого бандита прямо с утра посреди улицы расстреливают закадычного кореша. Не зная и не ведая ничего друг о друге, они проживут свои жизни до ночи, один – наполняя окружающий мир своею заботой, другой – движимый ослепляющей его жаждой мести.

Не нужно даже гадать, чем всё закончится – этот фильм не содержит в себе никаких драматургических открытий. Когда драма «про жизнь» открывается песней «I love you, baby» - это само по себе уже дурной признак. И худшие опасения подтверждаются не только в отношении сюжета: при всем моем уважении к великому грузинскому кинематографу, в этом году Грузия представила на ММКФ быть может и не самую плохую, но вполне заурядную и не блещущую талантом картину, напрочь лишенную напряжения и нерва, того, на чем, вообще-то, обязано держаться любое мало-мальски приличное кино. Увы, но надо честно признать: в нынешнем фестивальном конкурсе «Мне без тебя не жить» - один из самых бессильных участников. Правда, по счастью, таких неудач в этом году совсем немного.

Максим Марков

1465
Комментарии
по просмотрам
Рецензия на фильм «Отряд самоубийц: Миссия навылет»
Начался кинопрокат главного блокбастера этого лета, дающего прикурить всей киновселенной Marvel.
Главные фильмы 2011 года
Главные фильмы 2011 года. Без них прошедший год был бы неполным.
Дэвид Кроненберг возвращается в строй после семилетнего перерыва
Дэвид Кроненберг отправляется в августе этого года в Грецию, где он будет снимать фильм «Преступления будущего».
Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

© COPYRIGHT 2000-2024 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы

Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор онлайн-журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редакторы Анатолий Ющенко и Сергей Горбачев. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru

Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.

filmz.ru в социальных сетях:

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×