Максим Марков

Максим Марков 16 уровень

Администратор, блогер 597

2 место в рейтинге | Накоплено баллов: 600303

Зарегистрирован: 11 лет 8 месяцев 2 дня
Город: Москва | Последний визит: 18.06.2021 09:39
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
https://t.me/mumluk // https://letterboxd.com/mumluk/films/
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
записей в блоге

Максим Марков | ММКФ: конкурсные показы 26 июня

25.06.2011 14:52

Новый день, новые фильмы: конкурс: «Шапито-шоу» и «Табу. Душе не место на Земле»; «Перспективы» - «Моя сексуальная жизнь».

«Шапито-шоу», Россия, реж. Сергей Лобан.
Девочка знакомится в ЖЖ с «Киберстранником». Глухой пекарь соблазняется дружбой с задорным «пионером». Знаменитый артист Петр Николаевич после долгих лет разлуки воссоединяется с сыном. Молодой продюсер пытается раскрутить как новую «эрзац-звезду» двойника Цоя. Все они в одно и то же время оказываются в Крыму. Все сперва - товарищи, потом – злейшие враги, и в каждой истории звучит: «Ты самый страшный человек, которого я встречал в своей жизни». Между двумя блоками по час-пятьдесят запланирован 10-минутный антракт.

Разумеется, велик соблазн обозвать «Шапито-шоу» самым крутым фильмом на свете – и уж конечно, главным российским кинособытием года. А как же еще: здесь ощутимы не только размах замысла, но и способность режиссера грандиозно его воплотить. И совсем не случайной кажется параллель, проведенная в самой ленте: «Ты видел последний фильм Михалкова? «Утомленные солнцем»? Как ты думаешь, как он до такого дошел?.. Как он мог до такого опуститься?..» (Объяснить после этого присутствие «Шапито» в конкурсе ММКФ можно только «правильной» реакцией на подобную критику Петра Мамонова: «Опуститься?!. Знаешь, Никита, я вообще перестал тебя понимать»; и то, и другое вызывает дружные овации зала; Никита в данном случае – это позволивший себе лишнее сын). В отличие от Михалкова, Сергею Лобану еще некуда пока опускаться – но дорогу наверх он нутром чувствует правильно. В то время как первый терпит поражение, пытаясь создать эпос на подлинно эпическом материале, второй создает свою многофигурную «Илиаду» на практически бытовом уровне, черпая вдохновение не из далекой истории, а из окружающего его Сегодня – не стесняясь реалий, а напротив – привлекая их, собирая в кучу и соединяя то ли во фреску, то ли в мозаику, но явно во что-то такое, что достойно будет потом остаться навсегда в вечности.

При этом Лобан, несомненно, тягается вовсе не с Михалковым; Линч – вот кто его главный кумир, вдохновитель и нынче соперник. Об этом открыто намекает уже предваряющее дальнейший сюжет глубокомысленное изречение: «Не стоит смешивать два мира - реальный и вымышленный. Просто определи для себя, какой ты предпочитаешь». От Линча, в какой-то мере, и сама идея «культового» шапито, объединяющего на своей сцене всех персонажей, дающего каждому шанс в песенной форме выразить сокровенное и наболевшее (кстати, хочется особо пожелать успеха этим песням – они достойны того, чтобы «порвать» любой радиоэфир; и вообще саундтрэк здесь прекрасный). Цитаты из «Гамлета»; Майкл Джексон, атакуемый Мойдодыром; мишка в скафандре и летающий Элвис; Мамонов, который устраивает сеанс немого пения, затем с ружьем разыскивает кабана, а еще после подымает валяющегося у него в ногах кинокритика Шпагина, а совсем перед этим является в кадре из «Царя»; телешоу «Цена жизни» с проигрышем из «Маленькой девочки» на заставке – и участие героев в программе «Доброе утро, Россия»; «Show must go on» на русском… Блин, всё это порою слишком хорошо, чтобы не смахивать на вовремя подоспевшую галлюцинацию.

Волшебный плюс фильма – то, что он всю эту муть и «пыль» (используя название прославившего режиссера «независимого» хита) в себя не только вбирает, но и в себе потом крепко держит: наблюдать за происходящим интересно и даже не скучно. Трудно поверить, но это так: безмерный хронометраж идет ленте сильно на пользу – уж кто решился ее посмотреть, тот, скорее всего, досидит и досмотрит (увы, представить, чтобы такое чудо вышло затем в отечественный прокат, невозможно).

Однако все-таки «Шапито-шоу» - и не самый крутой фильм, и не самый лучший; позволим уж себе минутку критики. Если собраться и начать – в нем можно найти пусть и не великую, но определенную массу недостатков, самый удивительный, кстати, из которых заключается в том, что части с настоящим Мамоновым и псевдо-Цоем («Уважение» и «Сотрудничество») сильно проигрывают по энергетике первой половине картины («Любовь» и «Дружба»), где задействованы не столь узнаваемые нами персонажи. И тем не менее – ищите разбор недостатков где-нибудь на других страницах; в целом этот участник конкурса ММКФ производит самое серьезное и положительное впечатление. Будет, правда, несколько странно, если он получит в итоге Гран-При, но на какой-нибудь Спецприз Лобан вполне имеет право претендовать.

«Табу. Душе не место на Земле», Австрия-Германия-Люксембург, режиссер Кристоф Штарк.
По натуре своей страдающий поэт страдает еще больше от того, что носит в своем сердце запретную любовь – он жить не может без той, которая по крови является ему родною сестрой. Страшнее всего и печальнее, что чувство это взаимно. Учитывая тонкие возвышенные души несчастных влюбленных (не только он поэт, но и она – пианистка), а также то, законы общества запрещают почему-то спать вместе неповенчанным родственникам, слова про невозможность жизни в разлуке следует понимать, к сожалению, буквально.

Имя Георга Тракля навряд ли что-то говорит широкому российскому зрителю – в школе, во всяком случае, его, кажется, не проходят. Для Австрии же он – величайший поэт, всерьез признанный, правда, только посмертно; но такова уж участь многих подлинно великих. Таким образом, «Табу» безо всяких вопросов попадает под раздел «Биографии классиков», что позволяет сократить дальнейшую рецензию практически до минимума. Тут и уважение, тут и пиетет, и стихи автора звучат едва ли не на каждой пятой минуте; тот факт, что поэта выставляют здесь порой в неприглядном виде (в частности, голым), говорит лишь о том, что в наши времена такое можно себе позволить, не боясь никого ни задеть, ни обидеть – классики тоже люди, и мы все к этому давненько привыкли. Это вполне добротная картина, которая наверняка найдет своего интеллигентного зрителя. Но сказать, что она как-то выходит за предложенные форматом рамки, представляя из себя нечто большее, чем просто обычное кино, сможет только тот, кто уж слишком сильно любит поэзию и вообще литературу.

Литература на экране – это и про участника второго фестивального конкурса «Перспективы»: «Моя сексуальная жизнь», Румыния, реж. Корнел Жорже Попа. Не надо даже достоверно этого знать, чтобы не понять по ходу дела: в основе картины лежит театральная пьеса, и автор мало постарался для того, чтобы превратить ее в кинематографическое если не зрелище, то хотя бы произведение. Минимум декораций (одна из которых – секс-шоп, дающий фильму столь интригующий заголовок) и считанное количество не устающих болтать персонажей ни в коей мере не предлагают зрителю того, что он обыкновенно ждет, усаживаясь в кинозале. Бывают случаи, когда схожие вводные дают в итоге нечто оглушительной силы (когда присущие кино изыски заменяются, допустим, темой или манерой подачи), но данная картина – совершенно не тот случай. Так что главное, что надо знать стороннему человеку про эту простенькую и немудрящую ленту – что румыны бывают не только революционерами в кино (а революция – только настоящая – поминается в фильме постоянно), но и просто теми, кто почему-то (ошибочно) решил, что им и правда есть, что сказать этому миру.

Максим Марков

1052
Комментарии
по просмотрам
Рецензия на фильм «Аферистка»
Рассказываем про вышедший на экраны бенефис «исчезнувшей» Розамунд Пайк, вновь сыгравшей беспросветную негодяйку
Рецензия на фильм «Гнев человеческий»
В кинотеатрах стартовал прокат новой ленты Гая Ричи – криминального боевика с Джейсоном Стэтемом в главной роли
Петровы в Каннах
Новый фильм Кирилл Серебренников «Петровы в гриппе» вошел в основной конкурс Международного Каннского кинофестиваля
Гид по главным кинособытиям ММКФ-2021
Мы проштудировали каждую из программ 43-го ММКФ и выбрали те работы, которые ни в коем случае не стоит пропускать.
Рецензия на фильм «Иуда и черный мессия»
Разбираемся в истории чикагского филиала «Черных пантер», поставленной студентом Спайка Ли
по комментариям
Рецензия на фильм «Армия мертвецов»
Разбираемся в истории чикагского филиала «Черных пантер», поставленной студентом Спайка Ли
Тилль Линдеманн — пионер, Аглая Тарасова его жена, а Александр Ревва — милиционер
Разбираемся в истории чикагского филиала «Черных пантер», поставленной студентом Спайка Ли
«Зловещие мертвецы» восстанут на HBO Max
Разбираемся в истории чикагского филиала «Черных пантер», поставленной студентом Спайка Ли
В США стартовали съёмки вестерна «Нападение на Рио Браво» с Александром Невским
Разбираемся в истории чикагского филиала «Черных пантер», поставленной студентом Спайка Ли
Линдсей Лохэн возвращается в кино
Разбираемся в истории чикагского филиала «Черных пантер», поставленной студентом Спайка Ли
Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики
новости кино сериалы фильмы рецензии события и люди видео, трейлеры кадры из фильмов календарь публикаций кино и бизнес спецпроекты график кинопроката кассовые сборы России и США киноклуб Настоящее кино афиша кинотеатров подписка subscribe.ru rss-ленты полный RSS-поток статистика mail.ru

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×