Максим Марков

Максим Марков 16 уровень

Администратор, блогер 599

2 место в рейтинге | Накоплено баллов: 601692

Зарегистрирован: 11 лет 8 месяцев 5 дней
Город: Москва | Последний визит: 23.06.2021 17:51
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
https://t.me/mumluk // https://letterboxd.com/mumluk/films/
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
записей в блоге

Максим Марков | «Ника» без «Легенды» - премия без интриги

03.04.2014 16:31

Нынешняя «Ника» была абсолютно предсказуема – нет, пожалуй, ни одной номинации, где можно было бы ахнуть: «Ну надо же!». Но так бывает едва ли не каждый год: ситуации, когда в финале сталкиваются два гиганта, у нас крайне редки просто потому, что редки хорошие фильмы – и фаворит, как правило, очевиден ещё задолго до церемонии. Тем обиднее то, что как раз 2013-й год подарил нам сразу несколько первоклассных картин, соперничество которых могло бы – и должно было бы – составить интригу вечера. Речь в первую очередь о фильмах «Географ глобус пропил» и «Легенда №17»: соревнования не получилось, так как студия-производитель просто не стала выдвигать работу Николая Лебедева на соискание премии из принципиальных соображений.

Началось всё в далёком 1995-м году, когда Никита Михалков, обидевшись на то, что его «Урга» не завоевала на «Нике» главного приза, отказался выдвигать на премию свои «Утомлённые солнцем» - которые, несомненно, забрали бы в тот год все основные призы. Когда у тебя уже есть «Оскар», не нужна никакая «Ника» - эта коварная мысль навеки похоронила пусть даже и призрачную объективность национальной награды. В тот год победили «Увлеченья» Киры Муратовой – но понятно, что это был компромиссный вариант в отсутствии очевидного лидера. В последующие годы от соревнования по тем или иным причинам стали отказываться и другие режиссёры – что лишило «Нику» не столько ярких побед, сколько достойной конкуренции. На самом деле, не очень, наверное, приятно побеждать, когда ты знаешь, что твой главный соперник даже не смотрит в твою сторону.

Опасную «болезнь» подхватил в свою очередь и «Золотой орёл», когда уже идейные противники Михалкова отказались выдвигать свои фильмы на руководимую им премию. Ярчайшие примеры – такие крупные работы как «Жила-была одна баба» и «Фауст», которые победили на «Нике», но вовсе не были заявлены в конкурсе «Орла». «Виной» всему – привитая от американцев система предварительного выдвижения фильма на премию киностудиями. Бессмысленная в наших условиях: Голливуду такой отбор необходим с учётом объёма его ежегодной продукции, у нас же хороших фильмов по прежнему не так много, чтобы можно было без ущерба для себя «не заметить» достойного номинанта. Подобного нет, кстати, на «Белом слоне», но там проблема в другом: в специфических вкусах кинокритиков, к которым следует, конечно, прислушиваться, но которым нельзя доверять стопроцентно.

2014-й год в этом отношении вновь обострил ситуацию – на сей раз не в пользу «Ники». На «Золотом орле» участвовали и «Легенда №17», и «Географ глобус пропил». Закономерно победила первая – не только потому, что Михалков там продюсер, но и потому, что это действительно одна из лучших картин года, имеющая все права на победу. Но и «Географ» вовсе не остался без наград – забрав и актёрские призы, и режиссёрского «Орла». На «Нике» история почти повторилась – за тем исключением, что фильм Велединского выиграл ещё и Гран-При. Скорее всего, он выиграл бы и в том случае, если бы «Легенда №17» была бы номинирована: «Ника» исторически привечает именно авторский кинематограф – и даже при сложном выборе академики наверняка склонились бы в сторону педагогической драмы. Но беда именно в том, что этого выбора им и не предоставили. И фильм первенствовал фактически на пустом поле: «Сталинград» ещё мог бы стать лучшим по версии «Золотого орла», но на «Нике», это совершенно очевидно, у него были шансы только на «технические» награды.

Поэтому принципиальное отличие итогов «Ники» от итогов «Золотого орла» в этом году, как ни странно, состоит в том, что «Орёл» представил более объективную картину нынешнего кинодня – хотя именно «Золотой орёл» никогда ранее объективностью не отличался. Ведь если «Ника» традиционно отмечает весомые авторские высказывания действительно крупных художников, то на «Орле» зачастую действует правило «ближнего круга» - когда побеждают те, кто особо приближён к художественному руководству премией.

В идеале, конечно, нам нужна была бы такая премия, что была бы построена совершенно на иных принципах отбора – и не зависящая ни от студий, ни от дружбы продюсеров с оргкомитетом, ни от снобистских взглядов на кинематограф. Идеальная премия объективно отражала бы истинный расклад дел - но беда в том, что в российских реалиях это никак невозможно. Мы привыкли непременно дружить не только за, но и против кого-то – и поэтому возгласы «Этому фильму дали приз несправедливо» будут звучать то громче, то тише, но, наверное, всегда.

Однако и в нынешнем своём состоянии кинопремии непременно нужны – и в первую очередь «Ника», как первая и старейшая. С результатами можно порою спорить, но они – признак не только сегодняшнего дня, но и ориентир для будущих поколений. Спустя годы едва ли не весь коммерческий «поток» забудется, всех смоет – и останется только самое лучшее. Исключения, конечно, есть, но в принципе все главные картины последних 27 лет так или иначе отмечены «Никой» - либо номинацией, либо собственно призом.

Потому и жалко сегодня «Легенду №17» - из-за пагубных амбиций обиженных художников на страницах летописи отечественного кино в очередной раз образовалось белое пятно.

1343
Комментарии
по просмотрам
Подводные «Ходячие мертвецы»: Новый спин-офф сериал
Канал AMC анонсировал очередной спин-офф сериал по вселенной «Ходячих мертвецов», получивший название «Мёртвые в воде».
Создатель «Джона Уика» займётся экранизацией видеоигры «Ghost of Tsushima»
По информации издания Colider, Чад Стахелски поставит фильм по мотивам игры «Ghost of Tsushima».
Приквел-сериал «Бэтмена» Мэтта Ривза
HBO Max запустил в разработку сериал про полицию Готэма, получивший соответствующее название «Полиция Готэма».
Годзилла против Конга: Размер имеет значение
Предлагаем небольшой экскурс по родословной двух величайших монстров кинематографа — Годзиллы и Конга.
«Оскар» 2021: Номинанты
Объявили номинантов премии «Оскар» 2021. Больше всего номинаций собрал черно-белый байопик Дэвида Финчера «Манк».
по комментариям
Рецензия на фильм «Армия мертвецов»
Объявили номинантов премии «Оскар» 2021. Больше всего номинаций собрал черно-белый байопик Дэвида Финчера «Манк».
Тилль Линдеманн — пионер, Аглая Тарасова его жена, а Александр Ревва — милиционер
Объявили номинантов премии «Оскар» 2021. Больше всего номинаций собрал черно-белый байопик Дэвида Финчера «Манк».
В России снимут аналог «Очень странных дел»
Объявили номинантов премии «Оскар» 2021. Больше всего номинаций собрал черно-белый байопик Дэвида Финчера «Манк».
«Зловещие мертвецы» восстанут на HBO Max
Объявили номинантов премии «Оскар» 2021. Больше всего номинаций собрал черно-белый байопик Дэвида Финчера «Манк».
В США стартовали съёмки вестерна «Нападение на Рио Браво» с Александром Невским
Объявили номинантов премии «Оскар» 2021. Больше всего номинаций собрал черно-белый байопик Дэвида Финчера «Манк».
Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики
новости кино сериалы фильмы рецензии события и люди видео, трейлеры кадры из фильмов календарь публикаций кино и бизнес спецпроекты график кинопроката кассовые сборы России и США киноклуб Настоящее кино афиша кинотеатров подписка subscribe.ru rss-ленты полный RSS-поток статистика mail.ru

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×