Максим Марков

Максим Марков 17 уровень

Администратор, блогер 604

Накоплено баллов: 742422

Зарегистрирован: 13 лет 5 месяцев 7 дней
Город: Москва | Последний визит: 09.06.2022 21:10
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
https://t.me/mumluk // https://letterboxd.com/mumluk/films // https://www.instagram.com/m_u_m_l_u_k
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
записи в блоге

Максим Марков | «Советский экран»: №1 за 1967 год

07.09.2012 18:15

Вновь перескакиваем через пятилетку – и оказываемся в 1967-м: «Советский экран» 45 лет назад. В номере – Корней Чуковский и Александр Галич о фильме Ролана Быкова «Айболит-66», рассказ Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского о съемках «Берегись автомобиля!», плакат, нарисованный Владимиром Маяковским, и программная статья первого секретаря Союза кинематографистов, кинорежиссера Льва Кулиджанова.



«Рядовой кадр. Один из многих тысяч хроникальных кадров первых лет Советской власти. Вместо участников коронаций, парадов, уголовных сенсаций на экран пришел новый герой: человек труда. В кадре, который снял в Сибири в 1921 году один из первых наших операторов А.Лемберг, запечатлена беседа с крестьянами выдвинутого Лениным на пост народного комиссара земледелия сибиряка Василия Яковенко (в центре)».
Вам ничего это не напоминает? Мне так – очень. Приятно листать старые страницы, понимая, что ничего, по сути, не изменилось и история вновь повторяется. «Оглядывая пройденный путь и гордясь своим прошлым, уверенно движутся наши люди вперед и вперед, к светлому будущему». Ура.

«Год юбилея» - статья первого секретаря Союза кинематографистов, кинорежиссера Льва Кулиджанова («Дом, в котором я живу», «Когда деревья были большими»):
«Перед художником, исследующим процессы общественного развития, стоят сложные задачи. Современный герой ответит на запросы времени только тогда, когда он будет живым воплощением ленинской принципиальности и глубины в понимании жизни со всеми ее противоречиями и сложностями. Он, герой, должен предстать на экране как человек, утверждающий наряду с непреклонностью действия научный, аналитический подход к жизни. Ясно, что создание такого образа, художественное освоение современных процессов общественного развития – дело непростое, требующее соединения государственной мысли с художническим умением, анализа с вдохновением. Приходится констатировать, что по сравнению с успехами нашего кино в разработке тем революции, гражданской и Отечественной войн побед такого же масштаба в создании больших политических фильмов о современности пока мало».
И ведь что главное – не поспоришь! Убери всю идеологию – а главная-то мысль все равно останется верной! Мало таких фильмов.
Ниже – телеграмма с Северного полюса: «Корреспонденты «Советского экрана» привезли на станцию фильм «Клятва Гиппократа». Есть в нем достоинства, но думаешь: почему героя гонят на Север лишь беды и неурядицы? Мы знаем, что в Арктику ведут иные, более ясные и мужественные дороги. Если бы вы знали, товарищи кинематографисты, как здесь нужны умные, бодрые, веселые фильмы!»

Рецензия Ирины Рубановой «Будем веселы, пока мы молоды…» - на фильм Геннадия Полоки «Республика ШКИД». Картина ничуть не постарела и сегодня, но чувствуется, что в 1967-м году Ирина Ивановна осталась ею не очень довольна.
«Недавно один очень уважаемый кинокритик сказал, что у нас больше талантливых молодых режиссеров, чем талантливых фильмов. Это грустно, но это верно. Почему-то профессионализм в последнее время перестал считаться необходимым условием творчества. Его недостаток ощутим и когда смотришь «Республику ШКИД».
Странно, но и эти слова отлично ложатся на сегодняшний день!

Творческий портрет актера Ростислава Плятта (автор А.Образцова). «Экран принес широкую популярность Плятту. Но, справедливость требует признать, что кино не было первооткрывателем его творческой сущности. Первенство остается пока за театром. {…} Пребывание Плятта в кино не только окружено успехом, удачами, но и по-своему драматично. Однако – чего только не случалось в его творческой биографии! – может быть, ближайшее будущее вновь спутает все и поразит нас новой счастливой неожиданностью и в этом отношении? Хочется верить, что кино еще повоюет за Плятта…»
Как мы знаем – да, кино за Плятта еще повоевало.


Рассказ Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского «Судьба лихого эпизода» - о том, как снимали трюковую сцену для «Берегись автомобиля!»:
«- Товарищи! Здесь будет происходить съемка, опасная для жизни! Машина перевернется! Может взорваться! Может кого-нибудь задавить! Просьба: всем разойтись!
После этого призыва толпа увеличилась вдвое».


Три полосы посвящены фильму Ролана Быкова «Айболит-66». Несколько напутственных слов посвятил авторам картины сам Корней Чуковский – честно, впрочем, признавшийся, что фильма еще не видел. Оно и понятно – несмотря на цифру «66» в названии, премьера этого «Айболита» состоялась только в апреле 1967-го.
А Александр Галич (еще не запрещенный) написал восторженную статью о фильме «И большим, и детям»: «Айболит-66» - произведение на редкость самостоятельное и оригинальное. Произведение подлинно кинематографическое. Просто авторы (как это нередко бывает!) не скрывают своих симпатий и привязанностей, не объявляют себя «не помнящими родства», не пытаются выдать за откровение уже однажды найденное, а, пользуясь этим найденным, отталкиваясь от него, идут дальше, придумывают и фантазируют, увлекаясь игрой сами и увлекая за собой зрителей. А уж фантазии и выдумки авторам фильма, как говорится, не занимать стать! И остроумия! И изобретательности! И какого-то совершенно мальчишеского безудержного темперамента!..»


В связи с выходом на экраны фильма «Старшая сестра» драматург Виктор Розов восхищается актрисой Татьяной Дорониной: «Выйдя из зрительного зала, идя по московским улицам, я думал: нет, не щедры мы на похвалы нашим отечественным талантам. Да, критики много хорошего написали о Дорониной. Но, мне думается, эту актрису можно поставить в первый ряд лучших актрис мира! И вот сейчас, увидев ее в кино, считаю: и в первый ряд лучших киноактрис».
Забегая вперед, скажу, что по итогам читательского опроса «Советский экран» назовет Доронину лучшей актрисой 1967 года. И 1968-го тоже. И еще 73-го.

В этом номере, кстати, повторно опубликована журнальная анкета по итогам 1966 года. Помимо собственно голосования предлагается ответить про «самый любимый фильм, виденный вами в жизни» и про «фильм, который вы смотрели в жизни наибольшее число раз». Вот, кстати, чего не хватает сегодняшнему «Жоржу» - для оценки адекватности голосующих.

К обозначенному на обложке и в редакционном прологе юбилею – материал «Советское кино начиналось так. 1917-1920». Отсчет идет с ноября 1917 года: «Съемки революционных событий в Петрограде» (забавно, что месяц отмечен уже по новому стилю, а город назван еще по-старому). Характерный курьез: в агитфильме по басне Демьяна Бедного никто «не соглашался играть роль попа, считая это «кощунством». В роли попа пришлось сниматься старому большевику, председателю кинокомитета Н.Преображенскому». Особенно ценна справка о кинематографических пристрастиях «буржуазной публики» 1918 года – пока не появились советские фильмы, они довольствовались «киномакулатурой старого образца»: «Позабудь про камин, в нем погасли огни…», «Молчи, грусть, молчи!», «В чаду опиума», «Скерцо дьявола», «Бал господень» и пр.
Владимир Маяковский собственноручно нарисовал плакат к фильму со своим участием. Радует скромное: «В главной роли поэта Ивана Нова величайший поэт футурист Владимир Маяковский». Сам фильм, увы, не сохранился.

Игорь Гневашев сфотографировал, а Виктор Славкин написал про «Самого главного дед-мороза» страны, коим долгие годы был актер Александр Хвыля. Занятнее всего тут именно написание - в январе 1967 года так и писали: «дед-мороз» - с маленькой буквы и через дефис.

Четвертая страница обложки: фоторепортаж И.Гневашева со съемок документального фильма «Москва, улица Горького».

3726
Комментарии
по просмотрам
«Оскар-2021»: Лауреаты
В Лос-Анджелесе прошла 93-я церемония вручения награды киноакадемии. Лучшим фильмом признали «Землю кочевников»
Рецензия на фильм «Дичь»
Посмотрели и рекомендуем к просмотру вышедшую на днях в онлайн-кинотеатрах «Дичь», занятную черную комедию...
Главные фильмы 2011 года
Главные фильмы 2011 года. Без них прошедший год был бы неполным.
Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

© COPYRIGHT 2000-2023 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы

Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор онлайн-журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редакторы Анатолий Ющенко и Сергей Горбачев. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru

Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.

filmz.ru в социальных сетях:

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×