Максим Марков

Максим Марков 17 уровень

Администратор, блогер 604

Накоплено баллов: 839574

Зарегистрирован: 14 лет 11 месяцев 25 дней
Город: Москва | Последний визит: 09.06.2022 21:10
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
https://t.me/mumluk // https://letterboxd.com/mumluk/films // https://www.instagram.com/m_u_m_l_u_k
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
записи в блоге

Максим Марков | «Тайна двух океанов»

19.04.2012 09:56

Тут, говорят, провалился «Шпион». Провал, впрочем, относительный. Во-первых, 90% отечественных лент даже до такой суммы сборов все равно не добираются. Во-вторых, любые убытки окупятся при показе телеверсии. В-третьих, налицо отсутствие провала художественного: фильм хороший – и это главное.

А 55 лет назад, когда выходил другой шпионский фильм – ныне культовый – «Тайна двух океанов», критики, наоборот, печалились о его низкопробности, зато зрители валили в кинотеатры валом: только за первый год картина привлекла 31 миллион таковых. Впрочем, тут надо учесть, что в эту цифру включены и многократные повторные визиты: мальчишки той поры, что называется, засматривали фильмокопию до дыр. Благо никакой конкуренции со стороны Голливуда фильм в то чистое, незамутненное блокбастерами время, конечно, не испытывал.



Суть истории в следующем. В самое начало фильма поставлены два взрыва: первый в Атлантическом океане, второй – в Тихом. На дно уходят советский и французский теплоходы. Как говорится, при самых загадочных обстоятельствах. «Два теплохода, два различных океана и один и тот же роковой конец», - разумеется, это всё неспроста. На место одной из катастроф в срочном порядке делегируется подлодка «Пионер» - необходимо срочно установить её причину. «Открыв тайну Атлантического океана, мы узнаем и тайну Тихого», - понимает капитан первого ранга, Герой Советского Союза в исполнении Сергея Столярова. Однако взрывы – это только завязка, и ими дело отнюдь не ограничивается. Потому как каким-то невероятным образом на советскую подлодку, выполняющую сверхсекретное задание, пробрался шпион. В то время как разведка ведет его поиски и в воде, и на суше, зритель гадает: кто же из тех двух, которые?..

Еще в картине будут айсберги – но капитан рискнет и не станет менять курс, и лодка окажется в ледяном плену среди сомкнувшихся льдов. И будут скалы, в которые лодка непременно должна бы врезаться при такой скорости, - и вновь командир отважно и мудро ответит: «Я это учел». Ну уж а когда ему ближе к финалу доложат: «Торпеды стремительно приближаются», то и здесь он не растеряется и снова уверенно скажет: «Знаю». И вот эти его прекрасные команды: «Глубина 300 метров, курс 185, скорость 45 узлов!», «Срочное погружение! Ложусь на грунт», - одно ведь удовольствие слушать!.. А, да, под конец первой серии (а их две) появится еще гигантский кальмар, который захватит батискаф с ученым внутри, - но и тут, разумеется, найдется верное решение. Но это всё антураж – а главное, конечно, это история с диверсантом-шпионом: «Товарищи матросы и офицеры! На нашем корабле орудовал враг. Перед побегом он мог заминировать лодку».


Легендарное, короче говоря, кино! Диплом жюри кинофестиваля в Дамаске - между прочим, «За высокую технику производства и разработку научно-фантастического сюжета» (напомню, речь идет о съемках 1955-56-го годов!). В основе фильма лежит одноименный роман Григория Адамова, увидевший свет за двадцать лет до экранизации, - но сценарий, как отмечают специалисты, от книги сильно отличается и порою вообще не про то. Но это и не удивительно – подобное часто бывает. Удивительнее то, что имя режиссера Константина Пипинашвили осталось в истории только благодаря этой картине. Вслед за таким вот «боевиком» он – вместо того, чтобы продолжать развивать жанр, - снимает вдруг фильм про Маяковского. Впрочем, не «вдруг» - до этого у него еще была биография грузинского поэта Акакия Церетели, так что, следует сделать вывод, поэзия его интересовала куда больше приключений, и как раз «Тайна двух океанов» была исключением, на которое он в силу каких-то причин согласился.

Помимо Сергея Столярова в фильме сыграли также… Впрочем, чуток еще остановимся: есть подозрение, что и это легендарное имя сегодня далеко не всем уже, к сожалению, известно. По крайней мере полгода назад столетие этого замечательного артиста прошло практически незамеченным. А ведь для СССР это была ролевая модель, ключевая в кино фигура. Достаточно упомянуть, что это именно он стал прообразом того самого Рабочего, который вот уже сколько лет вместе с Колхозницей стоит неподалеку от ВДНХ и украшает собой заставку «Мосфильма». Это он в фильме «Цирк» спел «Широка страна моя родная». Это он сыграл в лучших сказках советской эпохи – причем роль Садко исполнил всего за несколько лет до «Тайны двух океанов». Это он… Да, это он.

Так вот, помимо Столярова в картине сыграли… Игорь Владимиров - мощный театральный актер, дебютировавший здесь (довольно поздно) в кино. Но в дальнейшем он не стал всерьез развивать свою кинокарьеру, так как был назначен руководителем питерского Театра имени Ленсовета – и полностью сосредоточился на этом (еще он был мужем Зинаиды Шарко и Алисы Фрейндлих).

Михаил Глузский – за шесть десятилетий в кино переигравший полторы сотни ролей. И хотя главных среди них – к прискорбию очень мало, даже маленькие, небольшие роли принесли ему заслуженную славу и любовь широкой публики.

Павел Луспекаев же сыграл до обидно мало (он не дожил до 43-х), но зато известен, наверное, абсолютно всем в нашей стране – как Верещагин из «Белого солнца пустыни». В «Тайне двух океанов» была одна из первых его киноролей.

И под конец – крохотный бонус: вырезка из журнала «Советский экран», из второго номера за 1957 год. Я специально не стал помещать ее в свой первый журнальный обзор, так как знал уже, что будет шанс к ней особо вернуться.

4725
Комментарии
Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

© COPYRIGHT 2000-2024 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы

Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор онлайн-журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редакторы Анатолий Ющенко и Сергей Горбачев. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru

Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.

filmz.ru в социальных сетях:

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×