«Левиафан». Разбор по косточкам. Бонусы: I

Эксклюзив!
«Левиафан». Разбор по косточкам. Бонусы: I

Осенью 2018-го года стало известно, что уникальный проект онлайн-журнала «Настоящее кино», посвящённый киноленте «Левиафан», получит бумажное воплощение: книгу Максима Маркова «“Левиафан”. Разбор по косточкам. Режиссёр Андрей Звягинцев – о фильме кадр за кадром» выпустит издательство «Альпина Паблишер».
В ожидании новых глав – вспомним, с чего наш проект начинался и что мы уже успели узнать о создании выдающейся картины.

В мае 2015-го года, в годовщину премьеры фильма на Каннском кинофестивале, онлайн-журнал «Настоящее кино» анонсировал проект «“Левиафан”. Разбор по косточкам», в основу которого легла тридцатичасовая беседа Андрея Звягинцева с кинокритиком Максимом Марковым. Было объявлено, что данный цикл, в котором режиссёр с мировым именем делится уникальным опытом, максимально подробно рассказывая о своей работе, станет «учебником для молодого кинематографиста». Первая глава проекта была опубликована на сайте в начале 2016-го, наглядно обнажив основополагающий принцип: буквально покадровый разбор фильма – от первого кадра до последнего – раскроет все нюансы работы кинорежиссёра, показав, «как именно снимается кино».

Кадр из фильма «Левиафан»

При этом диалог автора с режиссёром не концентрируется на поиске смыслов «Левиафана», а затрагивает первым делом вопросы «технического» характера: почему тот или иной кадр снят так, а не иначе? В потоке самых разнообразных уточнений (декорации, реквизит, костюмы, грим, операторская работа, актёрская игра) собеседники добираются до невероятных мелочей, собирая тем самым максимально полную историю создания фильма. Среди прочего в этом интервью уточняется следующее:

– Натура для фильма была выбрана за год на начала съёмочного периода. В поисках натуры команда фильма очертила условный круг в 600 километров от Москвы и изъездила все направления, посетив в итоге более семидесяти городов.

– Все элементы декорации дома Николая были построены с нуля, на голом месте: до съёмок здесь не было вообще «ничего, кроме ягеля и брусники с черникой». И даже «веточки, шуршащие на ветру», были высажены группой как часть декорации.

– Во время съёмок фильма режиссёр жил на втором этаже многоквартирного дома, стоящего на противоположном берегу от главной декорации.

Кадр из фильма «Левиафан»

– Город Прибрежный и посёлок Загорье составлены из пяти настоящих населённых пунктов Кольского полуострова: Териберка, Кировск, Оленегорск, Мончегорск и Лодейное. В Кировске снимали, например, эпизоды в гостинице, экстерьер милицейского участка и некоторые проезды, в Мончегорске – центральную площадь перед мэрией и сам кабинет мэра.

– Здание, сыгравшее в фильме «роль» суда, на самом деле – Мончегорский Центр культуры. При этом сами сцены в суде снимали в помещении Зюзинского суда в Москве. Выбор в его пользу во многом определило архитектурное решение коридоров, скошенные углы которых напоминают гроб и тем самым, как отмечает режиссёр, визуализируют мысль «Оставь надежду, всяк сюда входящий». Вмешательство кинематографистов в уже существующее пространство было минимальным.

– Московский блок съёмок прошёл между летней и зимней экспедициями на Кольский полуостров и составил порядка восьми дней. В это время в Териберке бригада строителей строила на месте разрушенной декорации дома Николая экстерьерную фасадную стену церкви для финального эпизода.

– Сцену встречи мэра с архиереем снимали в трапезной Храма Христа Спасителя: «Мебель и прочие атрибуты – это всё оттуда». Непосредственно этот зал выбрали из-за фрески Тайной вечери, которая видна в финале сцены: «По сути, они сидят за одним общим столом… Мне казалось, это очень сильно сработает как преемственность: вот они – первые апостолы, – а вот и новые…»

Кадр из фильма «Левиафан»

– Фильм снимали на плёнку, которую регулярно отправляли в московскую лабораторию, откуда все дубли возвращались уже в цифровом виде. Таким образом контроль материала осуществлялся прямо на месте, каждые три-четыре дня.

– В основе фотографии дома, которую показывает Николай, – реальная фотография 1929-го года, автор которой стоял почти на том же самом месте (чуть выше), где стояла и группа «Левиафана» во время съёмок первого общего плана с домом. Любопытно, что фотография была найдена в краеведческом музее Териберки уже после того, как режиссёр с оператором «наметили точку для штатива»: «Меня даже поразило такое совпадение взглядов на панораму Териберки». Исторический снимок отсканировали, немного увеличили и вмонтировали в него собственно дом, найденный в свою очередь на другой старой фотографии.

– При этом кадра со взглядом на фотографию (в том виде, в каком он вошёл в картину) не было в первоначальных планах режиссёра, отчего его пришлось доснимать отдельно – уже весной, в Москве. Специально для этого на досъёмку вновь пригласили и Владимира Вдовиченкова, и Алексея Серебрякова, «поставили ту самую столешницу, засыпали её хлебными крошками, табаком, пеплом от сигарет, художник по реквизиту раздобыл посуду, тарелки намазали какой-то едой», «повесили лампу с люстрой над столом». Догадаться об этом решительно никак невозможно, но если знать, то можно обратить внимание на то, что размеры данного кадра чуть-чуть отличаются ото всех остальных.

Кадр из фильма «Левиафан»

– По словам Звягинцева, на момент съёмок фильма в Териберке было «вполне убогое городское освещение», «ночью – кромешная тьма». Так что на мосту возле дома стоят не настоящие фонари, а фонари, поставленные группой и работающие от киношного генератора: они понадобились как необходимое «световое пятно», «дополнительная изобразительная опора кадра». Фонари «создают глубину и перспективу», поддерживая необходимый для кадра объём и позволяя «лучше увидеть все плоскости того пространства». Также режиссёр вспоминает, что жители Териберки после просмотра картины «сказали, что мы всё приукрасили, что на самом деле всё значительно хуже».

– Мелькающая в кадре автобусная остановка, раскрашенная в цвета российского флага, – настоящая, специально для фильма её не готовили. При этом режиссёр признаётся, что хотел, «чтобы флаг на остановке в кадр всё-таки попал, чтобы зритель это заметил».

– А вот попавшая на первый общий план дома Николая моторная лодка проплывала по реке совершенно случайно. Услышав звук её приближения, режиссёр успел среагировать и дать команду к съёмке. Дубль с этой лодкой оказался в итоге лучшим и вошёл в картину – о чём неизвестный рыбак, вероятнее всего, даже и не догадывается (если вдруг не узнал себя во время просмотра картины). Второе появление лодки в сцене, где Николай смотрит телефонное видео, было уже преднамеренной рифмой. Изначально же режиссёр планировал запустить лодку совершенно в другом эпизоде.

Кадр из фильма «Левиафан»

– Слово «фаберже» в его обновлённом значении подслушано Андреем Звягинцевым в разговоре с человеком, вхожим «в самые высокие» круги: тот употреблял это понятие в рассказе «о компромате как о самом эффективном инструменте воздействия в их среде».

– По просьбе режиссёра сыгравшая судью Алла Еминцева посмотрела на YouTube разные судебные приговоры, в том числе и приговор «Pussy Riot», от которого Звягинцев отталкивался при работе над сценарием (кроме того актриса посетила и настоящий судебный процесс). На оттачивание её скороговорки ушло порядка двух месяцев.

– Режиссёр уверяет, что если в кадре присутствует бутылка водки – это вода. Но во время репетиций он разрешал актёрам (и даже настаивал на этом) выпивать: «Каждый наливал себе ровно столько, сколько ему нужно». По его мнению, это «помогло созданию нужной атмосферы», способствовало подлинности. Учитывая, что демонстрация настоящих алкогольных брендов в кадре запрещена, создатели фильма сочинили собственные: «Шишкин» и «Сосновая».

Кадр из фильма «Левиафан»

(Продолжение следует)


«Левиафан». Разбор по косточкам. Первый сезон. Лонгриды

Глава 1: Увертюра, первый кадр

Глава 2: «Иксы»

Глава 3: Дом и моторная лодка

Глава 4: Прибытие поезда

Глава 5: Номер в гостинице

Глава 6: Привет Лознице

Глава 7: Завтрак

Глава 8: «Фаберже» и «восьмёрка»

Глава 9: Вдоль трубы

Глава 10: Суд

«Левиафан». Разбор по косточкам. Второй сезон. Восстановленный путь

Глава 11: Тишина после бури

Глава 12: Тайная вечеря

Глава 13: Вечерний разговор

Глава 14: Фотография

Глава 15: Визит мэра

Глава 16: Чеховское ружьё

Глава 17: Почему «Нива»?

Глава 18: Дежурная часть

«Левиафан». Разбор по косточкам. Третий сезон. Новая дорога

Глава 19: Секретарша прокурора

Глава 20: Диалог с охранником

Глава 21: Хождение по мукам

Глава 22: Лиля едет к Анжеле

Глава 23: Дома у Анжелы

Глава 24: Приёмная мэра

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Пила: Спираль
Дублированный трейлер
Бэтмен*
Промо-ролик
Чернобыль: Бездна
Тизер-трейлер
Соник в кино
Фичуретка
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Дау
Трейлер
2
Пила: Спираль
Дублированный трейлер
0
Гретель и Гензель
Финальный дублированный трейлер
0
Каннингем
Дублированный трейлер
0
Жан-Поль Готье, с любовью
Дублированный трейлер
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Скоро начнутся съемки «Индианы Джонса 5»
Харрисон Форд рассказал, когда стартуют съемки пятого фильма легендарной франшизы о приключениях Индианы Джонс.
Сталлоне исполнит главную роль у Майкла Бэя
Стало известно, что Сталлоне сыграет в новом антиутопическом проекте Майкла Бэя.
Рецензия на фильм «Джентльмены»
Гай Ричи возвращается: зрителей ждет невероятная возможность насладиться уникальной игрой воображения режиссера.
Возвращение Аладдина!
Прилетела официальная информация, что сиквелу игрового диснеевского «Аладдина» от Гая Ричи быть!
«Бегущий по лезвию» в российском прокате!
Культовую картину Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» впервые покажут на больших экранах России.
по комментариям
Рецензия на фильм «1917»
Будущий лауреат «Оскара», который смотрится на одном дыхании, позволяя выдохнуть только в самом конце.
4
Рецензия на фильм «Кома»
Качественный отечественный аттракцион, поставленный с голливудским размахом, действительно производит впечатление.
2
«Золотой орёл»: лауреаты
Состоялась ежегодная раздача премии «Золотой орёл», на которой отмечаются главные российские кино и телепроекты за год.
1
«Оскар» 2020: лауреаты
Завершилась 92-я церемония вручения наград Американской киноакадемии Оскар. Лучшим фильмом 2019 года стали «Паразиты»!
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2020 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×