Ни дня без Бергмана: «После репетиции» (1983)

Ни дня без Бергмана: «После репетиции» (1983)

Сорок первый игровой фильм Ингмара Бергмана - самая простая его работа: три артиста проводят на театральной сцене чуть более часа. Но главное - не в том, как это сделано, а про что картина рассказывает.

«После репетиции» (Efter repetitionen), Швеция - ФРГ, 1983; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Эрланд Юзефсон, Лена Олин, Ингрид Тулин.

Пользуясь тем, что в театре от обеда до вечера - свободное время, пожилой режиссёр Хенрик Фоглер вздремнул после репетиции прямо на сцене. Он уже собирался уходить, как тут под благовидным предлогом подошла 23-летняя актриса Анна Эгерман, выбранная им на «лучшую в мире роль» - в стриндберговской «Игре снов». Вскоре появится и Ракел, её умершая несколько лет назад мама...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «После репетиции»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «После репетиции»

Завязав с большими постановками, предназначенными для кинопроката, Ингмар Бергман поставил ещё несколько картин для телевизионного показа. Он и раньше немало работал на ТВ, однако по каким-то причинам многие его подобного рода ленты не входят, условно говоря, в официальную фильмографию мастера (их можно найти в полном перечне, включающем семьдесят названий, но, наверное, мало кто сегодня может похвастаться тем, что видел всё от и до).

Тем не менее, к последним работам Бергмана это вроде бы не относится. Предположим, что теперь, когда он не то что перестал выпускать по фильму в год, а даже пообещал вообще ничего более не снимать (а также памятуя о былых телевизионных успехах вроде «Сцен из супружеской жизни»), к его премьерам стали относиться совершенно по-другому, нежели раньше - не пропуская их, а, напротив, приветствуя.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «После репетиции»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «После репетиции»

Сам же Бергман «оправдывал» такие свои возвращения простым желанием снова встретиться с дорогими его сердцу актёрами и соратниками. Больших затрат - ни финансовых, ни сердечных - новые ленты уже вроде как не требовали, а потому, как писал мастер (в частности, про «После репетиции»), им «предстояло стать приятным эпизодом на пути к смерти». (Упустим тут тот факт, что сам он считал, что эти его ожидания не вполне оправдались: обстоятельства съёмок - не наше дело, а прислушиваться к оценке того или иного произведения самим автором и вовсе порою не стоит: Бергман редко хвалил собственные фильмы.)

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «После репетиции»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «После репетиции»

«После репетиции» - одна из самых коротких и точно самая «простая» картина режиссёра: три артиста (дети появляются на считанные мгновения) на полупустой театральной сцене - всё. Никаких особых «изысков», из всех «фокусов» - разве что подмена взрослой актрисы на маленькую (и обратно). Ровно тот случай, когда главное - текст, текст и ещё раз текст. Магия слов, перерождающаяся в магию экрана.

Текст, разумеется, о театре - ну а как иначе, учитывая героев и обстоятельства (кстати, переведённую на русский язык пьесу наш Сергей Юрский некогда поставил во МХАТе). Перед нами - режиссёр и две актрисы: перспективная дочь его приятеля и воспоминание о её матери, которая в своё время бросила сцену и умерла от алкогольного отравления («Мёртвые не мертвы, а живые ведут себя как приведения», - подмечает герой о своём возрасте, в котором легко можно оказаться в другой реальности). Когда-то Хенрик был любовником Ракел, сейчас был бы не прочь закрутить ненадолго и с Анной (лучший, пожалуй, эпизод - на пару они рассуждают, как бы складывались их отношения, будь он лет на десять моложе), но эти все амурные дела - вовсе не самое важное.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «После репетиции»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «После репетиции»

Важнее то, что вскоре - после пяти недель репетиций - родится на этой сцене. Репетиции для Фоглера, влюблённого в театр с детства, - как операционная, и пусть нынешняя «Игра снов» для него уже пятая, это ни о чём не говорит: всегда можно что-то поменять, где-то добавить (как минимум - мебель: он прекрасно помнит, в каких прежних его постановках «играли» этот диван, этот стол, эти стулья). «Дороги многих режиссёров отмечены убитыми актёрами, - замечает Анна. - Ты никогда не считал своих жертв?» «Я люблю актёров. Люблю их как явление», - возражает он, уверяя: «Я не в состоянии их ранить. И уж тем более убить».

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «После репетиции»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «После репетиции»

Нет никаких сомнений, что Бергман, говоря тут о природе театральной жизни, пускает нас на свою собственную «кухню», заставляя лишний раз задуматься об особенностях актёрского и режиссёрского мастерства. Помня об этом, следует и оценивать данную ленту: быть может, она и правда не самых великих художественных достоинств, но это попытка Художника рассказать о собственном мире - не автобиография, не исповедь, но фантазия на до боли знакомую ему тему.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «После репетиции»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «Фанни и Александр. Хроника создания фильма» (1984)

Ни дня без Бергмана: «Фанни и Александр» (1982)

Ни дня без Бергмана: «Из жизни марионеток» (1980)

Ни дня без Бергмана: «Осенняя соната» (1978)

Ни дня без Бергмана: «Лицом к лицу» (1976)

Ни дня без Бергмана: «Сцены из супружеской жизни» (1973)

Ни дня без Бергмана: «Прикосновение» (1971)

Ни дня без Бергмана: «Ритуал» (1969)

Ни дня без Бергмана: «Не говоря уж обо всех этих женщинах» (1964)

Ни дня без Бергмана: «Причастие» (1962)

Ни дня без Бергмана: «К радости» (1950)

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Пила: Спираль
Дублированный трейлер
Бэтмен*
Промо-ролик
Неизбранные дороги
Дублированный трейлер
Сирано де Бержерак
Переведенный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Дау
Трейлер
2
Неизбранные дороги
Дублированный трейлер
0
Однажды... Тарантино
Дублированный трейлер
0
Мама: гостья из тьмы
Дублированный трейлер
0
Чужак
Дублированный трейлер
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Новая «Планета обезьян» продолжит дело Цезаря
Уэс Болл успокоил поклонников и сообщил, что новая глава о «Планете обезьян» не будет перезапуском.
Кирилл Серебренников расскажет о враче-нацисте
Кирилл Серебренников сообщил о чем будет его следующий проект.
«Левиафан». Разбор по косточкам. Бонусы: III
Знаете ли вы, что остановку, выкрашенную в цвета российского флага, никто не придумывал: она там так и была.
Рецензия на документальную ленту «Русские грузины. Фильм первый»
Леонид Парфёнов – о «грузинских русских», о тех, для кого Россия стала не просто второй родиной – бери выше!
Лёд растопил сердца россиян!
«ЛЁД 2» за первый уикенд стал вторым самым успешным российским стартом.
по комментариям
Рецензия на фильм «1917»
Будущий лауреат «Оскара», который смотрится на одном дыхании, позволяя выдохнуть только в самом конце.
4
Рецензия на фильм «Кома»
Качественный отечественный аттракцион, поставленный с голливудским размахом, действительно производит впечатление.
2
«Золотой орёл»: лауреаты
Состоялась ежегодная раздача премии «Золотой орёл», на которой отмечаются главные российские кино и телепроекты за год.
1
«Оскар» 2020: лауреаты
Завершилась 92-я церемония вручения наград Американской киноакадемии Оскар. Лучшим фильмом 2019 года стали «Паразиты»!
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2020 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×