Ни дня без Бергмана: «Шёпоты и крики» (1972)

Ни дня без Бергмана: «Шёпоты и крики» (1972)

«Шёпоты и крики» традиционно называются в числе самых главных бергмановских картин - и пять оскаровских номинаций это как будто бы подтверждают. Однако в первую очередь это шедевр не режиссёрский, а операторский: историю тут поднимает под себя изображение.

«Шёпоты и крики» (Viskningar och rop), Швеция, 1972; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Харриет Андерссон, Кари Сюльван, Ингрид Тулин, Лив Ульман, Эрланд Юзефсон, Андерс Эк, Георг Орлин, Хеннинг Моритсен.

Агнес медленно и мучительно умирает. В последние дни рядом с ней служанка Анна и сёстры - Мария да Карин.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Шёпоты и крики»

Как и в «Молчании», главная тема тридцать третьего фильма Ингмара Бергмана - умирание. Проснувшись рано утром, Агнес записывает в дневнике: «Меня снова мучает боль»; спустя какое-то время она выкрикнет: «Я не вынесу этого!» - и умрёт, а кадр в тот же миг заметно потемнеет.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Шёпоты и крики»

Но в этот раз режиссёр устремляется дальше, не останавливая события смертью. Как и в «Молчании», его героини - сёстры, как и там, они весьма холодно относятся друг к другу. Болезнь Агнес ненадолго объединила их, но не сблизила. Случившаяся смерть - не сроднила. «Карин, я хочу, чтобы мы подружились, - молит Мария. - Мы обе одновременно счастливы и несчастны». Карин отталкивает её, расписываясь в собственном неумении и нежелании идти на контакт («Не терплю чужих прикосновений!»). Когда ж проблеск теплоты всё же случается, длится он недолго - и уже Мария окатывает Карин своей холодностью.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Шёпоты и крики»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Шёпоты и крики»

На контрасте - образ Анны, ухаживавшей за Агнес последние годы. Её забота может показаться странной: в особенно тяжкие минуты она участливо прижимает голову больной к своей обнажённой груди. Но для картины принципиален её сон - в нём покойница обращается к своим сёстрам, зовёт их, просит взять её за руки. Но Карин отстраняется, а Мария впадает в истерику. И лишь Анна обнимает любимую хозяйку - и Бергман явно не случайно рифмует один из самых известных своих кадров с Пьетой.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Шёпоты и крики»

Анна читает и дневник умершей Агнес, находя в нём запись об осенней прогулке. Тогда они вчетвером добежали до старых качелей, «три примерные сестры» уселись, а служанка принялась их неспешно раскачивать. «Вся моя боль прошла, потому что люди, которых я люблю, были со мной рядом, - написала об этом Агнес. - Вот оно, счастье. О лучшем я и не мечтала. В течение нескольких минут я была абсолютно счастлива. Я благодарна судьбе, которая так щедро меня одарила». Большего порой человеку и не надо.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Шёпоты и крики»

Дабы не сосредотачиваться на одной смерти, во флешбэках Бергман добавляет жизни. У Агнес она уже прошла - и тут мы видим воспоминания об умершей двадцать лет назад матери, любовь к которой была «ревнива и безгранична» (а заодно – «волшебный фонарь» тёти Ольги для чего-то). Мария в свою очередь изменяет мужу с доктором, доводя заподозрившего неладное супруга до неловкой попытки самоубийства. В истории Карин Бергман добавляет интимного, подходя к нему с обратной стороны: не желая близости, женщина ранит себя осколком, вызывая кровотечение (тут вновь, кстати, возникает любопытная перекличка с Ханеке: не цитировал ли тот классика в своей скандальной «Пианистке»?). Эта часть фильма, надо думать, отвечает за «крики».

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Шёпоты и крики»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Шёпоты и крики»

«Агнес, ты так долго и сильно страдала, что достойна стать посредником между нами и богом», - так, со слезами на глазах, прощается с героиней священник. Бергман вновь соединяет божественное и низменное, показывая, как переплетаются противоположности.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Шёпоты и крики»

Неспешность повествования, преобладающее молчание, отстранённость и в то же время мягкость авторского взгляда превращают психологическую драму в философскую притчу, поразившую не только европейцев с их интеллектуальными фестивалями, но и циничных американцев, не привыкших к такого рода бескомпромиссному кинематографу. «Шёпоты и крики» получили сразу пять номинаций на премию «Оскар», включая важнейшие - не только за сценарий и костюмы, но также за лучший фильм (!) и лучшую режиссуру. Заслуженную награду забрал в итоге Свен Нюквист, по праву названный лучшим оператором года - его вклад в картину можно считать самым великим.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Шёпоты и крики»

Конечно, на этот счёт у каждого может быть своё мнение, но лично мне «Шёпоты и крики» не показались одной из безусловных бергмановских вершин - при всех очевидных достоинствах данного фильма есть у него работы и поинтереснее. Однако ярче нет точно. В пятый раз «играясь» с цветным изображением, Бергман с Нюквистом буквально изобрели новый тип кино - не цветное или чёрно-белое, а красно-бело-чёрное! Новаторство, поражающее своей продуманностью и великолепием. Тот самый случай, когда картинка даёт зрителю больше, нежели слова и поступки. Возможно, единственный у Бергмана пример, когда операторским искусством восхищаешься в большей степени, нежели режиссёрским.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Шёпоты и крики»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «Прикосновение» (1971)

Ни дня без Бергмана: «Страсть» (1969)

Ни дня без Бергмана: «Персона» (1966)

Ни дня без Бергмана: «Не говоря уж обо всех этих женщинах» (1964)

Ни дня без Бергмана: «Молчание» (1963)

Ни дня без Бергмана: «Причастие» (1962)

Ни дня без Бергмана: «На пороге жизни» (1958)

Ни дня без Бергмана: «Земляничная поляна» (1957)

Ни дня без Бергмана: «Лето с Моникой» (1953)

Ни дня без Бергмана: «Летняя игра» (1951)

Ни дня без Бергмана: «К радости» (1950)

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии
Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

© COPYRIGHT 2000-2020 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы

Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Анатолий Ющенко. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru

Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.

filmz.ru в социальных сетях:

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×