Мне нравится снимать фильмы, раскрепощающие душу человека, фильмы, которые словно говорят, что ты всегда можешь оставаться самим собой, и, похоже, в этот раз я не изменил себе.
«Я хотел создать красивую, изящную историю надежды и освобождения в противовес цинизму нашего времени. Я хотел, чтобы эта история была похожа на сказку, в которой обычная женщина встречает в своей жизни нечто уникальное. А затем мне показалось, что будет здорово противопоставить эту любовь такой банальной и агрессивной ненависти между народами, какая была, например, во время Холодной войны, или ненависти, основанной на расовых, возможностных или гендерных различиях. {...} Для меня это время, когда Америка остановилась в развитии – время процветания расизма, неравенства, постоянной угрозы ядерной войны. Через несколько месяцев убивают Кеннеди. В какой-то степени, это совсем неподходящее время для любви, но любовь всё равно случилась».
Ролик, посвящённый режиссёру фильма «Форма воды» Гильермо дель Торо
Между Элизой и странным существом возникает чистая любовь. Агент госслужбы Ричард Стрикленд тоже пытается любить, хотя мы видим, что его любовь жестокая. Жиль, сосед Элизы, ищет особенной любви, неодобряемой в то время, а Зельда, лучшая подруга Элизы, влюблена в человека, недостойного этого чувства. Даже генерал, руководитель лаборатории, испытывает отеческую любовь к Ричарду Стрикленду.«Лично меня заинтересовало, что в 1962-м году, когда все были нацелены в будущее, появилось некое существо, древняя форма жизни из далекого прошлого. Люди были увлечены всем новым: рекламными роликами, полётами на Луну, модной одеждой, телевидением. И в это время здесь, среди них, вдруг появляется это древнее и влюблённое создание. {...} В аналогичном фильме 1950-х годов симпатичный и мужественный сотрудник государственной службы Ричард Стрикленд был бы героем, а ужасное создание воплощало бы злодейство. Я захотел поменять их местами».
Ролик фильма «Форма воды», посвящённый воссоздаваемой эпохе
Об актрисе Салли Хокинс и её героине:
«Элиза вовсе не была несчастной до встречи со странным существом. Конечно, её жизнь была обычной, но её всё устраивало. Я искал актрису, которая будет излучать это счастье, она должна была обладать очень выразительным лицом. У Салли есть такая уникальная энергия, именно поэтому я написал эту роль для неё. Салли – самый искренний и неиспорченный человек, и я думаю, она не способна притворяться. {...} В 2013-м году я отправил Салли сообщение о том, что я пишу для неё роль, и когда мы встретились, она рассказала, что уже читает рассказ о женщине, превратившейся в рыбу. Она прислала мне тот рассказ, и в нём было много интересной информации».
Ролик о работе над фильмом «Форма воды»
О создании образа нового монстра:
«Я знал, что мне нужно правдоподобное существо, но в то же время привлекательное, а этого очень трудно добиться. {...} Это действительно существо самой сложной формы, которое я когда-либо создавал. {...} Каждый вечер я брал его костюм домой и проводил голосование среди женщин: хороши ли ягодицы, хорош ли живот; плечи пошире или поуже? Существо должно было вызывать чувство любви. {...} Трудность с этим существом заключалась в том, что мы создавали не просто странное существо, мы делали главного героя. {...} После долгих недель подготовки мы наконец-то нашли то, что искали».
Ролик фильма «Форма воды», посвящённый созданию грима
О Даге Джонсе:
Мы работаем вместе уже двадцать лет, и он сыграл несколько важнейших ролей в моих фильмах. Это один из немногих актёров, играющих различных существ, при этом он настоящий драматический актёр. Часто это два отдельных дара, но в Даге они соединились. Он фантастический актёр, в гриме и без грима.
«Если под костюмом неземного существа нет настоящего актёра, у вас не будет настоящего фильма, а Даг не просто исполнитель, он – актёр. Например, я вспоминаю момент, когда существо входит в кинотеатр - и ты сразу понимаешь, что он никогда раньше не смотрел кино. Это и есть настоящий актёр. Я также помню сцену в ванной, когда Ричард Дженкинс впервые встречается с существом. Перед этим Ричард переживал, что ему придётся играть с пустым костюмом существа. После съёмок он подошел ко мне и сказал: «Как только ты воскликнул «Мотор!», я увидел перед собой древнего бога воды». Даг играл так, что все чувствовали его боль и растерянность».
Ролик фильма «Форма воды» с участием режиссёра Гильермо дель Торо и актёра Дага Джонса
О друзьях главной героини:
«Эта троица составляет для меня единый персонаж, словно части одного мозга. По разным причинам они относятся к маргинальным группам и словно не существуют для основного общества: из-за расы, сексуальной ориентации или инвалидности, а потом они собираются вместе и образуют настоящую силу. В лаборатории уверены, что они противостоят сильным советским шпионам, а в действительности они борются против двух уборщиц и художника-гомосексуалиста».
Ролик фильма «Форма воды», посвящённый друзьям главной героини
Об актёре Ричарде Дженкинсе и его Жиле:
«Я понимал, что это не просто отличный характерный актёр, он способен сыграть ведущую роль. Образ Жиля должен был создать кто-то, обладающий подлинной элегантностью, способный составить естественный симбиоз с Элизой. Они не любовники, но очень любят и всегда защищают друг друга. Они образуют такую пару, где оба созданы друг для друга в этом мире. {...} Я сказал Ричарду, что Жиль должен быть одновременно скрытным и непокорным, это сильный человек в уязвимом положении. И он полностью настоящий, соответствующий своему времени, раскрывающий себя».
Об актрисе Октавии Спенсер:
«Во время кастинга я обращаю на глаза особое внимание, потому что 50% актёрской игры заключается в слушании и выражении глаз. У каждого персонажа в этом фильме свой особенный взгляд, и я понял, что мне нужны глаза Октавии. У неё очень сильный взгляд. Она полна человечности и олицетворяет всё лучшее в людях своим мужеством, силой и умом. Когда Октавия смотрит на тебя, возникает ощущение, что тебе отпущены все грехи».
Ролик, посвящённый отношениям между актёрами и режиссёром фильма «Форма воды»
Об актёре Майкле Шенноне и его персонаже:
Для меня это очень грустный персонаж. Это человек, который начинал с глубокой веры в свою страну и в то, что он делает правильные вещи. Затем он осознаёт, как мало нужно, чтобы люди тебя разлюбили и отказались от тебя. Я считаю, эта роль отчасти автобиографическая, потому что в мире кино многое происходит точно так же. Я стою по другую сторону разговора, который состоялся у Стрикленда с генералом.
Фрагмент из фильма «Форма воды»
«У Майкла есть потрясающая точность, присущая классической британской школе, и в то же время импульсивность и непосредственность американского актёра. Он способен придать человечность самому последнему злодею. Я не хотел, чтобы Ричард Стрикленд был типичным отрицательным героем. Я хотел, чтобы зрители даже сочувствовали ему, потому что он сам жертва системы и своего времени. Я хотел, чтобы зрители видели, как он проходит через несвойственную злодеям нравственную борьбу: сомнение, раздумья и отчаяние. Майкл все это показал в фильме».
Ролик, посвящённый актёрскому ансамблю фильма «Форма воды»
Об актёре Майкле Стулбарге:
«Я увидел в нём способность превращаться из киллера в святого или трагическую фигуру и понял, что он сможет создать такой сложный образ, как Роберт Хоффстетлер, который, с одной стороны, является очень талантливым шпионом, а с другой стороны – страстным учёным-альтруистом, способным на подлинную жертву. Это человек с самыми строгими принципами, потому что он сильно рискует, совершая правильный поступок».
Ролик, посвящённый декорациям фильма «Форма воды»
О работе с оператором-постановщиком Даном Лаустсеном:
«Окончательный облик существа создаётся с помощью освещения. Но ведь у меня есть такой оператор-постановщик, который понимает, как это должно работать. Он также понимает, что дело не только в основном освещении, перекрёстном, контурном и т.п. Он подходит не с технической, а с эмоциональной точки зрения. Я думаю, что все талантливые операторы руководствуются эмоциями. Великий оператор – как дирижёр оркестра, только он передаёт эмоции с помощью света, а не нот».
Дан – гений освещения, и он сумел так выстроить свет в фильме, словно это чёрно-белая лента из пятидесятых, хотя мы используем цвет. Освещение очень выразительное, со множеством теней, и, на мой взгляд, складывается ощущение классического кино. {...} Я знал, что хочу, чтобы фильм был монохромным, поэтому основные цвета палитры – все оттенки синего и зелёного, а в качестве противовеса – янтарно-жёлтый. Красный появляется только как цвет крови и любви.
Ролик, посвящённый созданию декораций для фильма «Форма воды»
О главных декорациях Пола Остерберри (старания которого также были вознаграждены «Оскаром») - секретной лаборатории и соседних квартирах Элизы и Жиля:
Мне хотелось, чтобы это помещение напоминало темницу с цепями, хирургическими столами и псевдо-антикварными трубами. Нельзя сказать, что это приятная и хорошо освещённая лаборатория, она больше похожа на средневековое помещение, чем на современное, и это дополняет общую фантастическую атмосферу.
Фрагмент из фильма «Форма воды»
«Их квартиры – словно два полушария глобуса, но мы придумали разное освещение для каждой квартиры. У Жиля, даже если события происходят вечером, освещение тёплое, как солнечный закат. Цветовая гамма квартиры Элизы – морская, свет холодный, много голубого цвета. Её квартира испорчена влагой, у него всё в порядке. В квартире Жиля много дерева и золотого света, очень спокойные цвета, потому что он служит твёрдой опорой для Элизы, а апартаменты девушки залиты таинственным светом от расположенного внизу кинотеатра».
Мне очень нравится то, что у Пола есть очень чёткое представление о дизайне, и это значит, что он может предложить новые идеи в ответ на то, что я предлагаю. Но, несмотря на то, что у Пола множество великих идей, он очень практичный, и это важно, учитывая объём фильма, сложность декораций и подводные съёмки. Но он легко и умело со всем этим справился.
Фрагмент из фильма «Форма воды»
О съёмках музыкальной сцены:
«Водное существо знает только шесть слов, а Элиза хочет сказать ему: «Ты не представляешь, как я тебя люблю». Она волнуется, как же это сделать. И здесь она начинает петь. Я понимал, что это большой жест в фильме такого масштаба, и нам придётся очень тщательно распределить все ресурсы. И у нас было только полдня, чтобы снять музыкальный номер».Стенли Донен использовал все эти плавно движущиеся подъёмники, а я решил, что соединю эстетику классического чёрно-белого мюзикла с этими кранами. Сочетание этих двух стилей используется в фильме в такой момент, когда всё в настолько катастрофическом положении, что эта энергия словно вырывается наружу, и всё уплывает в последние минуты фильма.
«Я думаю, музыканты решили, что их пригласили выступить в аду, потому что они пришли во фраках, со своими инструментами, а тут выходят человек-амфибия и женщина в прозрачном платье и начинают танцевать!.. Но это был великий день».
Ролик, рассказывающий о музыке в фильме «Форма воды»
О работе с композитором Александром Депла, музыкальные заслуги которого тоже отмечены «Оскаром»:
«Пожалуй, это самые простые отношения с композитором за мою карьеру, потому что Александр действительно понял мой фильм и его суть, и музыка полностью это отражает. Хороший композитор следует за движениями камеры и эмоциями конкретного момента, и я обнаружил, что Александр делает это изумительно и никогда не переигрывает. Прекрасная музыка всегда ещё что-то добавляет к сюжету, и Александр знает, как интегрировать музыку в текст, действие и звуковое сопровождение».
Александр сказал, что он хочет, чтобы я пришёл на запись музыки и сказал, в каком месте «больше эмоций», а где «меньше эмоций». У нас было такое уникальное сотрудничество, что я не чувствовал себя посторонним, вмешивающимся в процесс, наоборот, привносил что-то новое.
Фрагмент из фильма «Форма воды»
«Мне всегда думалось, что ритм и темп Элизы лучше всего отражаются в вальсе. Но я также чувствовал, что нам нужно что-то ещё кроме аккордеона, и решил: а почему бы не попробовать человеческий свист. Это нечасто используется в кино, но это очень человеческое. Так мы и сделали. {...} Мне показалось, что флейты хорошо подойдут для нашего существа: в нём очень многое связано с дыханием, например, наличие или отсутствие кислорода».
Фрагмент из фильма «Форма воды»
О форме воды:
Вода принимает форму любого сосуда, в котором она находится в данный момент, и хотя она может быть очень тёплой и ласковой, вода – это самая мощная и непредсказуемая сила во вселенной. Как и любовь, не так ли? Не имеет значения, в какую форму мы облекаем любовь, она остаётся любовью, любовью к мужчине, женщине или другому живому существу. {...} Любовь сама по себе настолько сильное чувство, что она не нуждается в словах.
Пресс-релиз фильма «Форма воды» предоставлен PR-службой компании «Двадцатый век Фокс СНГ»