Максим Марков

Максим Марков 16 уровень

Администратор, блогер 517

3 место в рейтинге | Накоплено баллов: 536738

Зарегистрирован: 11 лет 1 месяц 5 дней
Город: Москва | Последний визит: 25.11.2020 15:58
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
https://t.me/mumluk // https://letterboxd.com/mumluk/films/
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
записей в блоге

Максим Марков | Бумажные комиксы. «Бэтмен» Джима Старлина и Джима Апаро: «Смерть в семье»

19.10.2020 09:28

В изданном «Азбукой-Аттикус» томе под заголовком «Бэтмен: Смерть в семье» соседствуют на самом деле две очень разные истории. И пусть вторая из них – «Одинокое место для смерти» Марва Вулфмена – по прямой наследует первой, отличия между ними столь велики, что мы позволим себе разделить рассказ об этой книге на две части. И начнём, конечно, собственно со «Смерти в семье» – истории как трагической, так и по-своему легендарной.

Кстати: спойлеры! Одни только спойлеры. На каждом шагу.

Фрагмент панели из графического романа Джима Старлина и Джима Апаро «Бэтмен: Смерть в семье»

– Хуже того – тебя чуть не убили.
– «Чуть» не считается.


Принято считать, что «Смерть в семье» вошла в историю и стала «иконой жанра» благодаря новаторскому маркетинговому ходу: на сюжетной развилке читателей 1988 года ждало объявление с предложением самим выбрать развязку, сделав всего лишь телефонный звонок. И либо «У Джокера ничего не получится, и Робин будет жить», либо «Джокер добьётся своего, и Робин не выживет».

Робин не выжил.

Однако этот факт – не более чем вершина айсберга. На самом деле повесть Джима Старлина – куда необычнее прочих. В ней есть много того, чего мы в «Бэтмене» ещё не встречали. И «банда, промышляющая детской порнографией», которую герои выследили в самом начале, – это вообще едва ли не сама невинность.

– Нет, я не стану с этим мириться.
– Боюсь, станешь, приятель.


То самое объявление из графического романа Джима Старлина и Джима Апаро «Бэтмен: Смерть в семье» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Первой изюминкой сюжета становится отъезд персонажей за границу. И ладно бы они уехали из Готэма в какую-нибудь вымышленную страну, но нет: опять сбежавший и всеми разыскиваемый Джокер отправляется в «отпуск» на Ближний Восток, где намеревается загнать припасённую ядерную ракету «каким-нибудь арабским террористам» («На моих счетах по нулям, а более безопасного способа их пополнить не придумаешь»)!

Так мы оказываемся в ливанском Бейруте, охваченном беспорядками и раздираемом «на части вооружёнными группировками, сражающимися за повсеместный контроль» («Атмосфера на улицах напряжённая. Не самое безопасное место для американца»), а затем отправляемся в долину Бекаа, «опорный регион террористической деятельности шиитов».

На этом действительно ядерном фоне следующая остановка – в лагере беженцев на окраине Магдалы в Эфиопии («Мрачная тень голода и смерти нависла над этими землями»), где Джокер намеревается отжать «несколько грузовиков с медицинским барахлом», – впечатляет уже не столь сильно. Но всё равно впечатляет: в кой-то веки выдуманные полуфантастические персонажи оказываются в реальном мире, который так часто не слышит мольбы о помощи и раз за разом повторяет свои старые ошибки…

Арабские террористы и американские отбросы объединяют усилия против нас. {…} Мы могли бы оценить геополитическую значимость ситуации, но нам с Робином сейчас слегка не до этого.

Разворот графического романа Джима Старлина и Джима Апаро «Бэтмен: Смерть в семье» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

КАК НИ СТРАННО, туристические планы Джокера совпадают с графиком Робина, который ВОТ ИМЕННО В ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ летит в ТОТ ЖЕ САМЫЙ Ливан, а затем перебирается в ТУ ЖЕ САМУЮ Эфиопию! Ну вот бывают же ТАКИЕ СОВПАДЕНИЯ! То сидели безвылазно в одном городе, а то вдруг решили попутешествовать – и обязательно одинаковым маршрутом!.. Ну. На. До. Же.

Всё дело в том, что юный Джейсон Тодд никак не может оправиться после смерти родителей, заставляя тем самым переживать и Брюса, и Альфреда: «Он был не в духе. Был вспыльчив. И безрассуден. Такое состояние для него убийственно»; «У него внутри скопилось слишком много агрессии, которой нужно дать выход. Иначе того и гляди рванёт»; «Злость и горечь переполняют тебя… Потребуется время, чтобы боль утихла»

– Пожалуй, быть вашим напарником – не самое лучшее занятие для подростка, который пытается справиться с такого рода утратой.
– Значит, следует немедленно принять меры. Джейсон временно отстраняется от своих обязанностей.


Именно в таком – оставляющем желать лучшего – эмоциональном состоянии Джейсон узнаёт, что вырастившая его Кэтрин Тодд не была ему родной матерью! «Но кто же тогда?» Есть лишь одна подсказка: первая буква «Ш». В записной книжке отца таких записей три – и вскоре юноша выясняет, что Шармин Розен – сотрудник секретной службы Израиля «под прикрытием», Шива Вусан – наёмница «с тёмным прошлым», находящаяся сейчас в Ливане, а доктор Шейла Хейвуд работает в Эфиопии в миссии по оказанию помощи голодающим…

Вот так все пути-дороги и пересекаются. СЛУЧАЙНО, конечно же. Так получилось.

И лишь Бэтмен до поры до времени ни о чём не догадывается, как будто бы разрываясь на части (на самом деле – нет, «тёмные делишки Джокера» для него всегда куда важнее всего прочего):

Надо решать. Остаться в Готэме, чтобы исполнить свои обязанности опекуна Джейсона? Или отправиться на поиски сбежавшего безумца с ядерным оружием?
Выбор очевиден до рези в глазах. Вопрос лишь в том, как я потом смогу с этим жить?


Полоса из графического романа Джима Старлина и Джима Апаро «Бэтмен: Смерть в семье» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Но вот всё случилось, читатели сделали свой роковой выбор (говорят, перевес был не очень большой, но в любом случае показательный, а полоса с альтернативным финалом – «на случай, если фанаты проголосуют за спасение Робина» – прилагается теперь в качестве бонуса)… Как вдруг выясняется, что у Джима Старлина припасен в рукаве ещё один козырь – причём джокер в буквальном смысле! И это – ещё один довод выделить «Смерть в семье» из множества прочих бэт-комиксов.

Обуреваемый – наконец-то! – жаждой мести, Бэтмен готов-таки разделаться со старым врагом уже не понарошку, а по-настоящему: «Нам с Джокером давно пора было выяснить отношения»; «Я прощал тебе прежние злодеяния, оправдывая их безумием. Больше я этой ошибки не допущу»; «Я уже давно должен был положить конец его гнусному существованию. {…} Он стал слишком опасным, а его преступления – запредельно чудовищными»

Похоже, время пришло. Время моей решающей схватки с Джокером. Я всегда знал, что этим всё закончится.
Один из нас умрёт. Но разве я действительно хочу, чтобы всё так и было?


Только его планам и тут не суждено (пока что) сбыться: тот, чью поимку «все правоохранительные органы страны» ещё недавно считали «задачей номер один», вдруг оказывается под охраной властей, неожиданно заполучив «полный дипломатический иммунитет»!..

Оригинальная полоса из графического романа Джима Старлина и Джима Апаро «Бэтмен: Смерть в семье»

По предложению самого аятоллы Хомейни, лидера печально известной исламской революции 1979 года (тут необходимо, кстати, отметить примечания к данному тому, довольно подробно рассказывающие и о захвате посольства США в Тегеране, и о крупном политическом скандале, вошедшем в историю под названием «Иран – контрас»), господин Джокер становится новым иранским послом при ООН («Всё законно и не противоречит международному праву»)!.. «Завидуйте молча», – снисходительно кивает он прибывшим на место Бэтмену и Супермену, которым волей-неволей «придётся смириться с этим безумием», ибо «Государственный департамент сейчас ведёт очень сложные переговоры с Ираном»...

– Скажи, что ты шутишь. Джокер – маньяк-убийца. Его назначили послом, чтобы он тут кого-нибудь на тот свет отправил, возможно, всю Генеральную Ассамблею ООН.
– У нас нет веских доказательство этого.


Нет, ну каково, а?! Потрясающе.

Разворот графического романа Джима Старлина и Джима Апаро «Бэтмен: Смерть в семье» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Похоже, всему “DC” просто необыкновенно повезло, что их работы, видимо, не были тогда столь широко распространены по миру: ведь ровно в то же время тот же самый Хомейни заочно приговорил к смерти не только писателя Салмана Рушди, но и всех тех, кто был причастен к изданию его «Сатанинских стихов». Правда, там и причина была посерьёзнее, а здесь… Ну, тут ведь «всего лишь» комиксы…

Быть может, это сравнение с вечно неунывающим психопатом, называющим себя «очередной жертвой рейганомики», показалось кому-то даже лестным? «Он выглядит воистину величественно. Завораживающе. Все понимают, что перед ними – само воплощение смерти», – ну да, ну да, быть может, в то время это и не казалось никому дурной шуткой…

И вот Джокер, уже и прежде всерьёз подумывающий «сменить род деятельности, подыскать себе, знаешь ли, занятие по душе» («Что-то такое, где мои особые таланты будут оценены по достоинству. Международная политика, кстати, вполне сгодится!») выступает в ООН с приветственной речью:

Я безмерно горд выступать от имени великой Исламской Республики Иран. Между мной и нынешними руководителями Ирана много общего. Безумие и любовь к рыбе.
К сожалению, проблемы у нас тоже общие. Нас не уважают. Все называют Иран логовом фанатиков-террористов! А обо мне и похуже слухи ходят. Представляете?
Мы стали жертвами злобных нападок и унижения. Но терпеть дальше подобное отношение мы не собираемся!


С высоты сегодняшнего дня всё это видится, конечно, самым что ни на есть зловещим предсказанием…

Полоса из графического романа Джима Старлина и Джима Апаро «Бэтмен: Смерть в семье»

К слову, Джиму Старлину было не впервой рисковать: это ведь он придумал для другой комикс-вселенной не абы кого, а самого Таноса, и это он дал умереть от рака Капитану Марвелу, привнеся тем самым «новую глубину в жанр супергероики». Так что «Смерть в семье» – отнюдь не единственный кровавый алмаз в его коллекции.

Ничего не предпринимай, пока я не вернусь! Повторяю: ничего не предпринимай! Хоть раз, Джейсон, пожалуйста, послушай меня! Не связывайся с Джокером в одиночку! Дождись меня, заклинаю!

Да, и ещё одно странное пророчество – особенно заметное в этом 2020-м. Ну вот как мог Джокер, попытавшийся убить беженцев своим смертоносным токсином, даже предположить вот такое:

Ну, может, власти подумают, что они отравились какими-нибудь просроченными продуктами?

Опять совпадение?!.

Не думаю.

Обложка тома, включающего в себя графический роман Джима Старлина и Джима Апаро «Бэтмен: Смерть в семье» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Читайте также:
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Фрэнка Миллера и Брайана Аззарелло: «Последний крестовый поход»
Бумажные комиксы. Абсолютное издание «Царства Небесного» Марка Уэйда и Алекса Росса
Бумажные комиксы. «Джокер» Брайана Аззарелло и Ли Бермехо
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Алана Мура и Брайана Болланда: «Убийственная шутка»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Эда Брубейкера: «Готэм Нуар»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Нила Геймана: «Что случилось с Крестоносцем в Маске?»
Бумажные комиксы. «Супермен» Алана Мура: «Что случилось с Человеком Завтрашнего Дня?»
Бумажные комиксы. Посткарантийный анонс, часть 1 (DC: Бэтмен)

Упомянутые фильмы: Бэтмен: Смерть в семье
1453
Комментарии
по просмотрам
Новые сериалы: «Призраки усадьбы Блай»
На стриминговом сервисе Netflix стал доступен для просмотра долгожданный сериал «Призраки усадьбы Блай».
Современный взгляд на Анну Болейн
Современный взгляд на Анну Болейн.
Netflix официально в России
Произошло долгожданное событие! Крупнейший стриминговый сервис в мире Netflix получил русский интерфейс.
Рецензия на фильм «Цой»
Водитель Павел Шелест не мог представить, как изменится его жизнь, когда с его автобусом столкнется «Москвич» Цоя...
Рецензия на фильм «Думаю, как всё закончить»
Два часа упражнений в собственном стиле – от Чарли Кауфмана, сценариста «Адаптации» и режиссера «Нью-Йорк, Нью-Йорк»
по комментариям
«Мег 2» нашел режиссера
Два часа упражнений в собственном стиле – от Чарли Кауфмана, сценариста «Адаптации» и режиссера «Нью-Йорк, Нью-Йорк»
Новая надежда Терминатора
Два часа упражнений в собственном стиле – от Чарли Кауфмана, сценариста «Адаптации» и режиссера «Нью-Йорк, Нью-Йорк»
Рецензия на фильм «Вторжение»
Два часа упражнений в собственном стиле – от Чарли Кауфмана, сценариста «Адаптации» и режиссера «Нью-Йорк, Нью-Йорк»
Новые сериалы: «Ход королевы»
Два часа упражнений в собственном стиле – от Чарли Кауфмана, сценариста «Адаптации» и режиссера «Нью-Йорк, Нью-Йорк»
Современный взгляд на Анну Болейн
Два часа упражнений в собственном стиле – от Чарли Кауфмана, сценариста «Адаптации» и режиссера «Нью-Йорк, Нью-Йорк»
Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

© COPYRIGHT 2000-2020 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы

Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Анатолий Ющенко. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru

Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.

filmz.ru в социальных сетях:

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×