Sekundomer

Sekundomer 13 уровень

Читатель, блогер 22

Накоплено баллов: 198724

Зарегистрирован: 13 лет 7 месяцев 23 дня
Последний визит: 02.09.2018 01:38
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
друзья
комментарии
комментарии дня
оценки
фильмы
любимые фильмы
рецензии
привлеченные читатели
записи в блоге

Sekundomer | Катарсис!

29.09.2012 19:40



Каждый человек может вспомнить, как при просмотре какого-либо фильма его просто вдавливало в кресло от происходящего на экране. Учащенное сердцебиение, задержка дыхания, расширение глаз, трепет души. Катарсис. К нему стремится большинство режиссеров, используя всевозможные способы (о них стоит поговорить отдельно). К нему стремится и сам зритель. Но не всегда получается. Но если уж это случилось, то это запоминается надолго.




Одним из самых ярких примеров катарсиса «Жанна д'Арк» Люка Бессона. Просто потому, что очень многие отмечают как последняя сцена в фильме производит впечатление. Все начинается конечно же с самого начала. Почему мы садимся смотреть этот фильм? Мы все знаем, чем закончилась история Орлеанской Девы. И казалось бы ну что там такого-то. Бессон плавно выстраивает повествование базируясь на мистических нотах. Увесистыми ударами по зрителю - это яркие картины сражений, эмоции Жанны, история дружбы и предательства, политические игры. Минута за минутой мы готовимся к страшному. Мы готовы. Но вот сцена в камере и знаменитый диалог. Именно он опрокидывает нас. Мы трепещем от диалога Человека в Черном (один из ярких образов в человеческой культуре и самый загадочный) с Жанной. За которым следует последняя сцена – сцена сожжения. Самое удивительное, нашлись зрители утверждающие, что при просмотре этой сцены ощущали запах горевшей плоти. Фильм из ряда тех, которые после катарсиса не сглаживает углы, не смягчает пережитое. Оставляя зрителя один на один после затемнения.

Еще одним ярким примером может послужить сцена и ее развязка с двумя кораблями из «Темного рыцаря». Нолан спекулирует на благородстве людей, и зритель воспринимает это чувство особенно остро. Для достижения поставленной цели режиссер обрамляет сцену качественными диалогами, выразительной игрой второстепенных и главных актеров, музыкальным сопровождением. Однако данная сцена это завязка для финала фильма, где поток событий еще с большей силой обрушивается с экрана.

Катарсис как правило сосредотачивается в конце фильма. Это просто воздействие трагических событий на экране которые вызывают у зрителя сопереживания за главных персонажей, за какую либо идею, что в свою очередь очищает и возвышает. Ну, это чисто по Аристотелю.

Однако катарсис не всегда в концовке. Яркий пример, когда катарсис находится непосредственно в самом начале это 10-й эпизод «Закрытие» 7-го сезона «Секретных материалов». Ярчайший момент всего сериала, да киноискусства в целом. Серия открывается вскрытием найденных детских могил. Эмоциональная музыка, световое решение кадров, происходящее на экране и монолог Малдера подобно молоту бьют зрителя удар за ударом. Откровенно манипулируя на самом больном месте, режиссер вводит нас в пучину. Можно было отнести эту сцену просто к эмоциональной зацепке. Однако это именно катарсис - вслед за словами Малдера, поднятой камерой к звездному небу мы испытываем эмоциональный шок, наша душа воспаряет, ибо мы только что пережили один из самых сильных эмоциональных накалов, мы пережили акт смерти и возрождения. Мы очищены, мы буквально стали богаче духовно. Когда обычно чтобы привести зрителя к такому переживанию драматурги подают целую историю, готовят зрителя путем перебора событий и только тогда зритель реагирует, именно здесь - в начале серии, без какой либо подготовки есть сильнейшая реакция.

То как достигается катарсис написано бесчисленно количество книг, статей. Об этом рассказывают на курсах, семинарах. Именно благодаря сильному накалу фильмы собирают большие кассы. Становятся легендами. То как достигают катарсиса, поговорим в другой раз. Для этого достаточно совсем не много.
Однако его присутствием и отсутствием можно объяснить кассовые успехи и провалы. Конечно, большую часть за посещаемость фильма отвечает реклама. Успешный маркетинг никто не отменял. Но когда ставятся рекорды, когда проваливаются фильмы, когда скромные ленты отправляют в нокаут тяжеловесов это всегда интересно, и катарсис имеет за собой не последнее слово.

Возьмем «Аватар». Фильм заработал очень приличную кассу. Несмотря на это по сей день не утихают споры о его сюжете и стерео-формате. Но вспомним свои впечатления. Многие буквально ходили на фильм по несколько раз. Отличное стерео было до этого фильма, те же кинотеатры IMAX. Однако эффект удачного маркетинга сыграл успешно. Со стерео познакомились многие именно на этом фильме. Сюжет казалось бы обычный. Но отлична картинка, отличная композиция кадров, узнаваемый сюжет, помпезность фильма и 3D – эффект владели зрителями как того хотел режиссер. Если в начале фильма мы просто наслаждаемся его красотами, постепенно мы незаметно сживаемся с главным героем и под конец мы растворяемся вообще. Мы кипим мужеством, честностью, мы сами рвемся в бой, чтобы отстоять планету, отстоять свое право на выбор, отстоять благородство. Кемерон путем стандартных уловок владеет вниманием зрителей. Все та же смерть и возрождение Грейс в конце фильма яркий тому пример.

«Джон Картер» громкий провал. Книжная история отразившаяся, так или иначе, на многих фильмах, наконец, ожила визуально и стала позором для ее создателей. Объяснением стала провальная рекламная акция. Но самым удручающим фактором то, что зритель отпрянул от картины как от прокаженной. С трудом верится, что этот проект не был у всех на устах. Но негативная реакция, зародившаяся до премьеры похоронила все под собой. Ее сила возросла после премьеры. Американский зритель просто не смог себя ассоциировать себя с Картером, не мог пережить эмоционального накала. А вот русский зритель прореагировал совсем иначе. Уж не переживал ли он за Марс проецируя проблему своей страны?

«Ведьма из Блэр». Легенда кинобизнеса. Что же так цепляло публику. Ну конечно же поданная «реальность» событий. Зритель смотрел ее как документальное кино. Пугался. Сейчас в этом фильме не находят и толику того, что было во время проката. Время и события изменили отношение к этому проекту. А был ли катарсис? Был но со временем исчез. «Паранормальное явление» еще один успешный проект, вот-вот выйдет четвертая часть. Цепляет его документальность, героев таких же обычных как мы и качественные эффекты «бу». Это держало зрителя и он пугался. Четвертая часть обещает нам еще одну изюминку. Это соответствие времени, а именно общение по вэб-камере. Это должно сработать. Но есть ли в фильме акт очищения? Ответить сложно. Его почти нет.

Именно множество споров на счет фильма зарождаются потому, что один смог зацепится эмоционально и это ему понравилось, другому нет. На многих «Аватар» произвел впечатление, кому-то же он не пришелся по вкусу. Для одного слаживаются так обстоятельства, что порой простенький фильм производит очень сильное впечатление и катарсис проходит эмоционально глубоко. А порой, что восхваляемый большинством фильм видится как пустышка, нет эмоциональных зацепок и тем более никого катарсиса.

Если судить качество фильма только по катарсису это будет не честно по отношению к фильму, это будет ошибкою. Есть масса других составляющих фильм. Однако какие сцены вспоминаются легче всего? Именно, те где герой пройдя через всевозможные тернии воспаряет или же… «Зеленая миля», последняя прогулка к электрическому стулу? «1+1», соединение друзей? «Побег из Шоушенка», сбежавший под дождем? «Гладиатор», последний бой или сцена смерти? «Американская история Х», какая из множества? «Малыш», на крыльце? Так или иначе это будет то, что воздействовало на вас эмоционально и чаще всего очищало душу.

5067
Комментарии
Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

© COPYRIGHT 2000-2024 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы

Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор онлайн-журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редакторы Анатолий Ющенко и Сергей Горбачев. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru

Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.

filmz.ru в социальных сетях:

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×