ТОП10 советских фильмов, популярных за рубежом

ТОП10 советских фильмов, популярных за рубежом


Советские фильмы разных лет давно уже вошли в золотой фонд киноклассики, разошлись на цитаты и стали частью культурного кода для жителей постсоветского пространства. Однако и за рубежом интерес к нашим фильмам не угасает - зрители пытаются с помощью советского кино постичь непостижимую русскую душу, ищут в этих лентах сходства с привычными им сюжетами, пишут на них самые разные отзывы, а известные режиссеры рекомендуют их  к обязательному просмотру и вдохновляются ими при создании своих картин.

Летят журавли

Летят журавли

Экранизация пьесы Виктора Розова «Вечно живые», снятая Михаилом Калатозовым, обрела невероятную популярность за рубежом, особенно во Франции (там этот фильм вышел в прокат под названием «Когда улетают аисты»). Слагаемых успеха этого фильма было много: необычные находки в операторской работе, нетривиальная история героев, и, само собой - странная, притягательная, смоляная красота Татьяны Самойловой, «первой брюнетки отечественного кино», которая не вписывалась ни в один шаблонный типаж и покорила зрителей надрывом и надломом в своей роли. 

По отзывам современных зарубежных зрителей «Летят журавли» - «типичный русский романс без хэппи-энда», «праздник для глаз», этот фильм, по их мнению «должен посмотреть каждый, чтобы узнать цену войны», а «в Веронике больше людского, чем во всем мире».

Иван Васильевич меняет профессию

Иван Васильевич меняет профессию

Один из самых «народных» фильмов - шедевр Леонида Гайдая, «Иван Васильевич меняет профессию» - с удовольствием смотрят и пересматривают не только у нас, но и за рубежом. И если мы видим в этом фильме свои, родные темы и понятные только нам шутки, вплетенные в эту «не вполне историческую» комедию, то для иностранного зрителя «Иван Васильевич…» - скорее фарсовый сюжет о попаданцах.

Поэтому отзывы бывают диаметрально противоположными - от сравнений ленты с шоу мистера Бина и Бенни Хилла, от описания фильма как «утомительного и бездарного, с ужасной актерской игрой и совершенно слабой режиссурой», до восторга от того, как удалось снять такой шедевр без компьютерных спецэффектов и как хорошо получился визуальный юмор. А те иностранцы, кто изучает русский язык, сумели оценить добротность обыгрыша славянских архаизмов. Словом, фильм Гайдая - для настоящих ценителей советского кино.

Война и мир

Война и мир

Работа над этой киноэпопеей продолжалась шесть лет, и это был титанический труд десятков актеров и нескольких тысяч человек массовки, операторов, костюмеров, реквизиторов, пиротехников и военных консультантов, и, конечно же, самого «полководца» - Сергея Фёдоровича Бондарчука.

Ему и его съемочной команде удалось совершить то, чего до него не сумел бы достичь ни один режиссер: показать жизнь России во всем ее многообразии, со всех ее граней и сторон, показать ужасы войны, картины мира и мiра под каким-то совершенно немыслимым и необычным углом, раскрыть персонажей романа Льва Толстого на уровне литературного первоисточника, совмещая зрелищность и интеллектуальность.

Такой фильм просто не смог остаться незамеченным и за рубежом - в 1969 году «Война и мир» получила заслуженного «Оскара» и «Золотой глобус», а зрители были просто поражены масштабностью картины и поистине шекспировской глубиной образов, созданных Бондарчуком, Тихоновым, Савельевой, Лановым, Скобцевой и многими другими актерами.

Кин-дза-дза!

Кин-дза-дза


Комедия с элементами постапокалиптической философской притчи, снятая великим Георгием Данелией, грустная, глубокомысленная, наполненная горькой иронией, «Кин-дза-дза» стала для нас своеобразным символом уходящей эпохи. А вот для иностранцев этот фильм оказался одной из научно-фантастических лент, чем-то наподобие  «Звездных войн», только низкобюджетных и маловразумительных. Впрочем, есть и такие зрители, которые высоко оценивают игру актеров, диалоги, необычный антураж и пыльные, ржавые и неуютные пейзажи планеты Плюк.

Иди и смотри

Иди и смотри

Фильм, озаглавленный цитатой из «Откровения Иоанна Богослова» был и остается одной из самых тяжелых для восприятия и одной из самых сильных военных драм, снятых по реальным событиям. История паренька-партизана Флёры, который за несколько дней превращается из ершистого подростка в измученного и постаревшего душой мстителя, созданная Элемом Климовым, до сих пор не оставляет равнодушной никого.

Натурные съемки на белорусских болотах, использование боевых снарядов и патронов, сцены расправы над мирными жителями, воспроизведенные по книге «Я из огненной деревни», множество аллегорий, символов, визуальных метафор делают это фильм по-настоящему страшным и по-своему шедевральным.

По мнению иностранных зрителей, «Иди и смотри» - лучший фильм о Второй мировой войне из когда-либо снятых, по-настоящему пугающий, реалистичный и жестокий.

Москва слезам не верит

Москва слезам не верит

Оскароносная работа Владимира Меньшова с Верой Алентовой, Ириной Муравьевой и Раисой Рязановой в ролях провинциалок, приехавших «покорять Москву» - фильм, который понятен и близок каждому зрителю, чья молодость пришлась на 50-70 годы. Непередаваемое очарование прошлого, особенный уют и, как принято теперь выражаться, ламповость атмосферы - вот за что этот фильм любим всеми по-прежнему, несмотря на его солидный возраст.

А вот мнения иностранцев, которым довелось посмотреть это кино, как всегда, делятся на диаметрально противоположные: одни отмечают неспешность и некоторую затянутость сюжета, резкие контрасты между москвичами и «понаехавшими», находят клише о терпеливых женщинах в поисках идеального мужчины, о скучной и утомительной жизни, а другие - видят трогательную картину о предчувствии счастья и даже ассоциируют себя с героями фильма.

Андрей Рублев

Андрей Рублев

«Андрей Рублев» («Страсти по Андрею») - фильм-погружение в XV век, фильм-исповедь, фильм-история о духовных поисках, о лишениях и невзгодах, о вере в Бога и в человека, о прощении и покаянии, стал настоящим откровением для зрителей. Гениальная работа Тарковского «в трех ипостасях» - режиссера, сценариста и художника - стала эталоном не только советского и российского, но и мирового кино.

Пожалуй, можно назвать «Андрея Рублева» фильмом, который станет для иностранных зрителей способом открыть для себя русский мир и культуру, поможет проникнуть в нашу историю, в нашу душу. Образы, созданные практически в монументальной манере Анатолием Солоницыным, Николаем Гринько, Роланом Быковым, Михаилом Кононовым, Иваном Лапиковым, Юрием Никулиным, съемки в Пскове, Изборске, в Суздале, во Владимире, показанные в кадре иконы письма Рублева - все это поражает не только наших зрителей, но и зарубежных.

В своих отзывах они называют «Андрея Рублева» «библейским кино», «одним из величайших фильмов», «бесспорным шедевром для атеистов и агностиков», «фильмом, который обладает необычайной чистотой и духовной глубиной».

Белое солнце пустыни

Белое солнце пустыни

Хотя лента «Белое солнце пустыни» не выходила на Западе в широкий прокат, иностранные зрители все равно смотрят, знают и любят этот фильм. В первую очередь они видят в нем увлекательный истерн с 

«русским Индианой Джонсом», ценят исторический антураж, погони, перестрелки, приключения и красоту девушек. Но есть и такие зрители, которым близка тоска товарища Сухова по родине, невероятная глубина песен и писем, идеи долга, свои для каждого из героев.

И, по мнению зарубежных зрителей «Белое солнце пустыни» - это фильм в котором «настроение несет некую русскую печаль, как будто всякая радость не лишена смерти», «реалистично показаны люди и ситуации, которые возникают, когда нападают плохие парни», и даже есть «элементы черной комедии».

Место встречи изменить нельзя

Место встречи изменить нельзя

Для нашего зрителя пятисерийный фильм «Место встречи изменить нельзя» - это один из безусловных и безоговорочных шедевров кинематографа. А вот для иностранцев этот многосерийник стал настоящим открытием: невероятная, прямо-таки оглушительная харизма Высоцкого, историческая достоверность картины и сюжет с нарастающим саспенсом очень сильно их впечатляют, о чем они и оставляют свои отзывы.

Зрителей покорил «отличный детектив с правдоподобным и брутальным экшеном», удивили «реалии периода и мелкие детали из послевоенной действительности», а «обрыв» каждой серии на самом увлекательном моменте заставил посмотреть следующую.

Человек-амфибия

Человек-амфибия

В этом фильме удивительно тонко и неразрывно сплелись трогательная история любви, латиноамериканская экзотика, невероятные технические находки, позволившие показать такие разные подводный и земной миры, прекрасные музыкальные темы, начиная от загадочной мелодии моря и заканчивая развеселой джазовой песенкой, красота юных Вертинской и Коренева, гениальность Симонова… Как же все, кто хоть раз видел этот фильм, были влюблены в Ихтиандра и Гуттиэре и ненавидели жадного и жестокого «злодея в коротких штанишках» Зуриту!

А вот мнения иностранных зрителей насчет этого фильма разделились: кому-то он показался наивным и даже глуповатым, ситуации - абсурдными, антураж - нереалистичным, но, тем не менее, многие считают его добротным научно-фантастическим фильмом, наводящим на размышления, и гораздо более теплым и человечным чем, например, американские фильмы того же жанра.