«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 20: Диалог с охранником

Эксклюзив!
«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 20: Диалог с охранником

Продолжаем публикацию нашего суперинтервью с Андреем Звягинцевым в новом формате – небольшими главками. Но малый объём нисколько не мешает новым подробностям – и рассказ об одном лишь кадре преображается дополнением о большом вырезанном эпизоде, о том, как к этой «пропаже» отнеслись продюсеры (и вообще об отношениях на тот момент с Александром Роднянским), а также историей о том, как в фильме сыграл местный кинопрокатчик.

Читать ранее:

Глава девятнадцатая: Секретарша прокурора

Глава восемнадцатая: Дежурная часть

Глава семнадцатая: Почему «Нива»?


Перед той сценой, что идёт в фильме следом, у нас был ещё большой эпизод: Лиля с Дмитрием выходили из здания прокуратуры и шли к парковке. Это был длинный проезд в спину актёрам: Кричман встал на ролики, камеру поставил на плечо, его катили ассистенты – и он так снимал монолог Вдовиченкова: «У них вечно: то их нет, то у них обед. Я однажды два месяца с заявлением ходил. Не хотели принимать! Два месяца, прикинь!..» Лядова идёт молча, слушает его.

Следующий план: они садятся в машину, и она говорит: «А может, нам Степаныча подключить? Он всё-таки мент…» – «Да нет, он же гаишник… А хотя давай, чем чёрт не шутит! Давай, вдруг впряжётся за Колю!..» И Лиля звонит Анжеле: «Чёрт, не подходит, вечно ей не дозвонишься». И тогда он: «Давай так – разделимся. Я сейчас в суд, потом к мэру». Всё же тут, на одной площади. «А ты – к Анжеле, пусть Степаныча подтягивает».


КАДР №131

кадр 131. фаза 1

И в следующем кадре она подвозила его прямо к дверям суда. Мы очень подробно тут двигались в рассказе, всё было одно за другим, время практически не прерывалось. Они подъехали, он вышел, взбежал по лесенке, вошёл в двери – и здесь мы со Вдовиченковым вместе «поехали» и выкатились на затылок охранника, который как раз и говорит: «Когда будут – неизвестно... Мне не докладывают». «Понятно, спасибо», – и Дмитрий уходит.

Весь этот кусок – выход из прокуратуры к парковке, посадка в машину, отъезд, звонок по телефону, «разделимся», он взбегал по лестнице, Лядова трогалась и выезжала из кадра, а он вступал в диалог с охранником, – всё это была целая вязь!.. Но в итоге я этот огромный кусок просто удалил.

Не жалко было? Не думали: «Блин, это ж столько работы!..»

Не имеет значения. Главный принцип: удаляй всё, даже самое тебе полюбившееся. Даже что-то такое, что далось тебе невероятной ценой. «Как же выбросить этот закат?!. Мы же так долго его ждали!.. Нет, не выброшу!» – всё это слабость. С изображением нужно наладить такие отношения, как если бы это снял не ты, а кто-то другой. И закон здесь правит только один, предельно простой: всё, что гармонично, всё, что создаёт ритм повествования (хочу подчеркнуть, речь идёт именно о ритме, а не о темпе), – всё это должно жить. Всё остальное – всё, чему не веришь, всё, без чего можно обойтись, – удалять безжалостно.

А продюсер может сказать: «Андрей, подумай ещё раз. Мы столько денег вбухали в этот кадр»?

Нет, это исключено. Я вам больше скажу: чаще всего продюсер заинтересован в обратном. Какая ему разница, что вот в этот кадр он вбухал пять рублей, а в тот – тридцать пять? Совокупно он отдал сорок. То есть что бы ни вылетело в корзину, потрачено-то – сорок. Продюсеру в большей степени важно, чтобы фильм был плотнее, чтобы не провисали сцены, чтобы внимание зрителя не ослабевало.

Продюсер не скажет: «Как же вы убрали такой кадр?! Я столько денег отдал за операторский кран!» Или: «Вы сами сказали, что сняли с вертолёта волшебную панораму! И теперь намерены её удалить?!» Большой продюсер говорить такого никогда не станет. Мало того, он не всегда знает, на какое конкретно решение были потрачены те или иные деньги. Он в это не вникает, в этом просто нет необходимости. А главное, удаляя тот или иной эпизод, режиссёр не желает сделать фильму плохо, напротив. И опытный, умный продюсер всё это отлично понимает.

кадр 131. фаза 2

Стало быть, Роднянского не было с вами на съёмках?

Нет, Роднянского не бывает на площадке. Не знаю, приходит ли он на другие; к нам он не приходил.

Высокие отношения.

Ну а что, собственно, ему делать там?.. Люди, которые появляются на съёмочной площадке, не могут просто сидеть и глазеть, они должны быть чем-то заняты, они должны работать.

У нас с Роднянским хорошие отношения, и строятся они на взаимном доверии. Ничто не мешает нам делать общее дело, в нас обоих живёт намерение совместно двигаться дальше, а там уж как сложится – это уже другая история. Думаю, не ошибусь, если скажу, что с обеих сторон у нас ясное понимание, что нам вместе двигаться комфортно. Но при этом и Роднянскому, и Мелькумову хватает деликатности, чтобы понимать: присутствие продюсеров на площадке хоть немного, но смущает группу. Зачем мешать людям заниматься своим делом? Пусть работают.

Тут в кадре мелькает какое-то серое пятно у входа, что это?

Там камень торчал. Это порода, которая выпирает в этом вот месте наружу из-под асфальта, её просто не срезали, оставили как есть.

Интересный, наверное, объект. У вас не было желания показать нам его поближе? Не везде же такие камни лежат.

Ну и что? Мы же не про камни кино снимаем.

А как была организована жизнь на площади?

Жизнь на площади была организована так. Скажем, за пределами кадра – справа и слева – стояла массовка, два-три человека; и если во время съёмок эпизода в пространстве кадра возникала некоторая пустота, тогда второй режиссёр или ассистент по актёрам их запускал – одного с этой стороны, другого с той. А если прохожие шли себе по своим делам, пересекая площадь, то массовку они на время придерживали.

А машина тоже запущенная?..

Машина уже сама по себе. Городскую жизнь никто тут не ограничивал.

кадр 131. фаза 3

Охранник, лица которого мы даже не видим, – это уже «играющая» массовка?

Да, если я дал ему пару реплик.

И он довольно выразительно их произносит.

Он, кстати, местный парень, из Мончегорска, не то директор кинотеатра, не то прокатчик. Он пришёл по нашему объявлению, Элина (Элина Терняева, кастинг-директор – ММ) на него посмотрела и сказала мне: «Обрати внимание, он интересный и даже по-актёрски может с чем-то справиться». Мы с ним поболтали и тут же бегло отрепетировали сцену – тут ведь буквально две фразы надо сказать.

Я так понимаю, с прокатом в этом кинотеатре у вас проблем не было…

Откуда им взяться?..

Ну, кстати, вы же, наверное, слышали: в Псковской области фильму отказали в прокате, сославшись на то, будто зритель не придёт смотреть этот фильм. Я всё же побывал со спецпоказом картины в псковском театре, где желающих её увидеть было предостаточно. Устроили даже два подряд сеанса. Так вот, местный журналист поведал мне историю о безнадёжной многолетней тяжбе за право на собственность одного простого мужичка с местной администрацией и епархией заодно. Историю эту у них даже прозвали «Псковским “Левиафаном”». Что тут скажешь?.. На ум приходит только народный фольклор: «Чует кошка, чьё мясо съела».

В «Новой газете» опубликована об этом подробная статья, называется «Батьки». Загуглите. Читаешь – и не веришь своим глазам. А вспомнишь, где живёшь, – и понимаешь с тоской, что по-другому-то и не бывает.

кадр 131. фаза 4

(Продолжение следует)

Книгу Максима Маркова «“Левиафан”. Разбор по косточкам. Режиссёр Андрей Звягинцев – о фильме кадр за кадром», в основе которой – проект онлайн-журнала «Настоящее кино», в 2020-м году выпустит издательство «Альпина Паблишер».

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Неизбранные дороги
Дублированный трейлер
Сирано де Бержерак
Переведенный трейлер
Эма: Танец страсти
Дублированный трейлер
2040: Будущее ждёт
Дублированный трейлер
Западня для дьявола
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Дау
Трейлер
2
Неизбранные дороги
Дублированный трейлер
0
Форсаж 9
Тизер
0
Идеальная няня
Дублированный трейлер
0
Миллион мелких осколков
Дублированный трейлер
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Обсуждение фильма «Удивительное путешествие доктора Дулиттла»
Мы помним, что ради доктора Дулиттла, этого американского Айболита, убили Железного человека, но детям понравилось.
«Звездные войны» продолжаются
Официально стартовала разработка нового фильма франшизы «Звездные войны».
Кирилл Серебренников расскажет о враче-нацисте
Кирилл Серебренников сообщил о чем будет его следующий проект.
Новая «Планета обезьян» продолжит дело Цезаря
Уэс Болл успокоил поклонников и сообщил, что новая глава о «Планете обезьян» не будет перезапуском.
Рецензия на документальную ленту «Русские грузины. Фильм первый»
Леонид Парфёнов – о «грузинских русских», о тех, для кого Россия стала не просто второй родиной – бери выше!
по комментариям
Рецензия на фильм «1917»
Будущий лауреат «Оскара», который смотрится на одном дыхании, позволяя выдохнуть только в самом конце.
4
Рецензия на фильм «Кома»
Качественный отечественный аттракцион, поставленный с голливудским размахом, действительно производит впечатление.
2
«Оскар» 2020: лауреаты
Завершилась 92-я церемония вручения наград Американской киноакадемии Оскар. Лучшим фильмом 2019 года стали «Паразиты»!
1
«Золотой орёл»: лауреаты
Состоялась ежегодная раздача премии «Золотой орёл», на которой отмечаются главные российские кино и телепроекты за год.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2020 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×