Мастер-класс Кристофера Воглера: «Что происходит с героем – происходит и с вами»

Мастер-класс Кристофера Воглера: «Что происходит с героем – происходит и с вами»

В Москву со своим семинаром прилетел сценарный гуру Кристофер Воглер, автор книги «Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино», которая по праву входит в список самых важных книг по сценарному мастерству. Мы побывали на полуторачасовом мастер-классе Воглера – и предлагаем вам практически полную его стенограмму. И сразу спойлер: в своём выступлении лектор вспоминал не только про «Короля Льва» и «Звёздные войны», но упомянул и увиденные им российские фильмы – «Юморист» и «Заповедник»!

Я с детства мечтал попасть в Россию, даже немножко изучал русский язык в школе. Не верил, что это получится, но вот я в Москве уже во второй раз (но это уже совершенно другая Москва). Мне нравятся новые места – и мне очень хочется делиться с людьми тем, что я сам изучал очень долгое время, передавать им всю эту информацию. Поэтому я расскажу вам о том, как работаю, как думаю, о том, что на меня повлияло.

Я сам вовсе не «голливудский парень», я вырос на ферме в Миссури, посередине Соединённых Штатов. Но кино и телесериалы всегда были частью моей жизни: мне хотелось быть там. Мне хотелось открыть этот экран и проникнуть внутрь него, оказаться в этом классном мире историй. Тогда я толком не понимал, кто производит все эти фильмы - кто такие режиссёр, монтажёр, сценарист; я хотел быть актёром. И я стал изучать их секреты, шаг за шагом узнавать, как это всё работает.

Мой путь привёл меня сначала в журналистику. Как журналист я попал в Военно-воздушные силы, где во время Холодной войны снимал документальные фильмы – про спутники, про ракеты, про всю военную технику, что использовалась в США. И лишь потом я поступил в Университет Южной Калифорнии, известный, например, сейчас тем, что там учился Джордж Лукас – за десять лет до меня. И там я продолжил изучать устои этого мира: какие правила тут работают, где карта, чтобы добраться туда, куда я хочу?..

И там было два класса, которые открыли мне глаза. Первый был посвящён анализу истории для кино и телевидения. А второй – жанру нуар. И вот там я узнал о Джозефе Кэмпбелле, который оказал огромное влияние на многих людей, в том числе и на Лукаса. Я нашёл его книгу «Тысячеликий герой» - и понял, что вот она, эта карта, которую я искал, здесь есть все ответы.

Кристофер Воглер на мастер-классе в Москве

Кстати, нашёл я эту книгу до того, как вышли «Звёздные войны». Как раз через две недели после того, как я её дочитал, мы, студенты, пошли смотреть новый фильм на студию «ХХ век Фокс» - и я смотрел «Звёздные войны» и видел: вот шаг первый, вот шаг второй, шаг третий, четвёртый… Всё то, что было описано в книге! И я подумал: «Наверное, Лукас тоже прочитал Кэмпбелла», - и много лет спустя я узнал, что да, так оно и было, он много потом говорил о том, что без этой «карты» не смог бы сделать своего фильма.

Я не знаю, хорошо ли это – иметь карту, или плохо. Многие сейчас говорят, что им надоел этот якобы единственный путь рассказывания историй: надоело, что все истории одинаково разворачиваются, имеют одинаковые поворотные пункты, одинаково подходят к финалу. Но мне кажется, что это очень узкий взгляд на мир. Потому что я рассказываю вам не просто о карте, для меня это возможность передать вам свой жизненный опыт! Я об этом говорю уже десять тысяч раз, но всякий раз, когда я говорю об этом, по моему телу пробегают мурашки – и это потрясающее ощущение.

После университета я пошёл работать на студию и занимался тем, что читал все сценарии и писал к ним свои комментарии. Я был из числа тех людей, что на первом этапе говорят, хороша эта история или нет, дают авторам какие-то рекомендации, как сделать эту историю лучше. Я делал это для студии десять тысяч раз: десять тысяч историй, десять тысяч ответов – звучит как ложь, но это правда. А если вы что-то делаете десять тысяч раз, вы становитесь в этом деле мастером. Что-то щёлкает у вас в голове – и вы не просто находите карту, но уже сами её составляете. И когда я осознал это, то понял, что пора писать книжку.

Сперва я написал об этом очень коротко, получилось всего семь страниц, которые я распространил по студии. И эти семь страниц вдруг стали очень важным документом: их стали копировать, передавать по факсу коллегам!.. Это было похоже на компьютерный вирус в мозге Голливуда: все стали говорить на этом языке, это стало частью рассказывания голливудских историй. Тогда я понял, что надо взять этот маленький текст – и развить его в большую книгу. Что в итоге и стало моим «ковром-самолётом», при помощи которого я смог путешествовать по всему миру – и благодаря которому я оказался сейчас здесь. Удивительно, какую силу может иметь книга!

Я работал в анимационном департаменте «Диснея», искал новые истории, проводил разные исследования, но более всего моё влияние проявилось в любимом многими фильме «Король Лев». Мне тогда открыли дверь и сказали: «Вот это хороший проект для твоих идей, заходи!» И потом, когда я смотрел фильм со своею женой, я всё время ей шептал: «О, смотри, вот это моё, это я придумал, вот этот кусочек!» Например, самое начало с обезьяной, поднимающей львёнка и показывающей его всем, - и луч света тут падает с неба, и музыка достигает своей кульминации!.. Это моё, это я придумал.

Если бы я получал монетку за каждую такую идею, я был бы очень богат. Кроме того я работал ещё на «Фоксе» - например, над «Бойцовским клубом», над «Тонкой красной линией»; это тоже был великолепный опыт.

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

страницы:
1
2
3
4

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Душа
Тизер №2
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
0
Страна Лавкрафта
Тизер-трейлер
0
Еще по одной
Трейлер
0
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Amazon разработает сериал по игре «Fallout»
Стриминговый сервис Amazon приступил к разработке сериала по вселенной культовой компьютерной игры «Fallout».
Седьмого «Терминатора» не будет
Стало известно, что продолжения картины «Терминатор: Темные судьбы» ждать не стоит.
«Бивис и Батт-Хед» получит перезапуск
Майк Джадж снова вернёт к жизни Бивиса и Батт-Хеда на Comedy Central.
​​Махершала Али сыграет чемпиона мира в супертяжёлом весе
Махершала Али сыграет первого в истории чернокожего чемпиона по боксу в мини-сериале от HBO.
Ожидается режиссерская версия «Рокки IV»
Сильвестр Сталлоне готовит режиссерскую версию своей спортивной драмы «Рокки IV», которую он уже называет потрясающей.
по комментариям
Седьмого «Терминатора» не будет
Стало известно, что продолжения картины «Терминатор: Темные судьбы» ждать не стоит.
5
Серебренников признан виновным
Вина Кирилла Серебренникова полностью доказана.
3
Михаил Ефремов убил человека
Актер Михаил Ефремов стал организатором ДТП, в котором погиб человек.
3
Зеленый фонарь в «Лиге справедливости»
Райан Рейнольдс может вернуться к роли Зелёного фонаря в режиссёрской версии «Лиги справедливости».
2
«Смерч» Яна де Бонта переснимут
Ремейк фильма-катастрофы «Смерч» находится в разработке у Universal Pictures.
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2020 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×