С чего начинается сериал: азы сценарного дела от креативного продюсера

С чего начинается сериал: азы сценарного дела от креативного продюсера

Если вы хотите (вдруг) написать сериал, то вам следует понимать, что такое романная структура - и научиться ею управлять при помощи увертюры и семьи персонажей. Креативный продюсер Олег Богатов объяснит, что это такое, чуть подробнее.

На первый взгляд, Олег Богатов – сценарист не самый известный. Но как объясняет сайт сценарной школы «Лига кино», руководителем и мастером курса которой он является, всё дело в том, что на практике Олег чаще выступает не индивидуальным автором, а руководителем сценарной группы. Теперь его должность принято называть «креативный продюсер» - и в таковом качестве Богатов только что выпустил второй альманах молодёжных короткометражек «Счастье – это…», а впереди нас ждёт встреча с такими его проектами, как «Команда мечты», «Глаза ночи» и «Красный призрак». Дипломированный педагог провёл на выставке «CPS-2019» мастер-класс на тему «Драматургические конструкции для написания сценария телесериала: “увертюра”, “семья персонажей”, “романная структура”».

Слайд Олега Богатова, продемонстрированный на мастер-классе в рамках «CPS-2019»

Кристоф Виллибальд фон Глюк вошёл в историю музыки не только как выдающийся композитор, но и как реформатор, идеи которого, согласно «Википедии», «определили дальнейшее развитие оперного театра». Среди прочего Глюк предложил превратить увертюру в сжатое изложение будущей оперы, вбирающее в себя все её лейтмотивы. В качестве примера, понятного современному киношнику, Богатов приводит экранизированную рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда», в которой первая сцена – та самая увертюра – заранее указывает нам на все те музыкальные образы, что будут развёрнуты перед нами в ближайшем времени.

Увертюра необходима и как старт сериала, как способ договориться с публикой, ответить на вопрос, зачем мы здесь вообще собрались. «Давай, расскажи мне, про что сериал», - нетерпеливо вопрошает зритель, а потому ему нужно побыстрее пообещать: «Ручаюсь, это тебя увлечёт». При этом следует, конечно, быть максимально честным, потому как если вы начнёте с одной истории, а сам сериал окажется совсем про другое – зритель разочаруется и даже обидится.

В качестве подкрепления этой мысли лектор приводит несколько примеров, показывая, с чего начинались успешные впоследствии американские сериалы.

Вступление «Форс-мажоров» представляет нам наглого, рискового, но очень удачливого юриста, умудряющегося дважды выиграть за первые три минуты. За это короткое время мы понимаем и то, в какую среду попадаем, и то, как преимущественно будут решаться проблемы - с юмором.

Первые две минуты комедийного сериала «Бруклин 9-9» демонстрируют нам забавного полицейского и его профессиональное противостояние с серьёзной девушкой-коллегой: между ними проходит соревнование по количеству раскрытых преступлений. То, как влёт поданы здесь их характеры, сразу обозначает жанр и заключает сделку со зрителем.

Третий пример – классические уже «Во все тяжкие». Богатов напоминает, что пилотная серия в целом вышла на редкость спокойная: это история учителя, который забит женой и отнюдь не пользуется всеобщим уважением («Артхаус такой»). Но почему все это смотрят? Потому что всё начинается со сцены длительностью 3:50 – а в ней заявлена определённо противозаконная криминальная ситуация, в которую явно не по своей воле попал совершенно нелепый герой: мы понимаем, что это не его мир, что он чувствует себя в нём некомфортно. И уже после того, как авторы на самом интересном месте ставят многоточие – мы следим за тем, что было перед этим: нам уже интересно, каким образом этот мужик попал в эту историю.

Приводит (но на мастер-классе уже не показывает) лектор и четвёртый пример, советуя посмотреть первые семь минут «Видоизменённого углерода» – по его словам, там также заявлены все темы и все проблемы на весь оставшийся сезон.

Ну а зачем, спрашиваю, подобная увертюра в кино? Раз уж зритель всё равно купил билет и сидит в кресле – не выйдет же он из зала после непонравившихся ему первых пяти минут фильма! Богатов и на это находит мгновенный ответ: зритель не должен отвлекаться. Отвлечётся – кино ему и в целом не понравится, а стало быть - будет плохой «сарафан». (К тому же, понимаю уже и сам, свою новую жизнь фильмы обретают на телевидении и прочих современных платформах, а там увертюра действительно имеет порою значение: ведь если не зацепит начало – очень легко попросту переключить канал.)

Олег Богатов на мастер-классе в рамках «CPS-2019»

Следующая часть лекции посвящена понятию «семья персонажей». «Семья» в данном случае - ключевое слово ещё и потому, что сценарист должен чётко понимать: самая главная его задача заключается в том, чтобы зритель воспринимал его героев как часть своей собственной семьи. Мы должны любить их, должны сопереживать им, должны захотеть с ними встречаться, чтобы узнать: а что с ними произойдёт дальше?

Поэтому желательно максимально быстро завести всех персонажей в кадр, в первые же минуты полностью собрав весь пантеон – чтобы с самого начала мы могли понимать, от кого чего следует ожидать. Особенно это правило важно для комедийных сериалов – а потому первый тут пример: «Два с половиной человека». Здесь все основные персонажи появляются уже в течение четырнадцати минут – и нам сразу всё понятно и про героев, и про их кейсы на все семь сезонов вперёд; в их характерах и взаимоотношениях более ничего не поменяется.

Сценарист разрабатывает не только главного героя, но и всё его окружение. Поэтому так важна «Библия сериала», подробно прописывающая всех персонажей и ключевые проблемы, с которыми им предстоит по ходу сюжета столкнуться. Богатов подчёркивает, что подлинное сценарное мастерство заключается в том, чтобы научиться управлять головой зрителя: «Мы говорим ему, когда радоваться, когда смеяться, когда переживать». Каждая сцена при этом должна работать на характер героя.

Другие хорошие примеры «семьи персонажей» – легендарные «Друзья», те же «Форс-мажоры» и даже российские ситкомы «Счастливы вместе» и «Реальные пацаны» («Первый сезон написан просто гениально», - а всё потому что компания «Good Story Media» работает по американским стандартам, имея среди всего прочего штатного заокеанского консультанта). Особенно лектор рекомендует относительно новый сериал «Умираю со смеху». В этой «суровой драме на разрыв» показаны люди, которые готовы жить впроголодь, лишь бы однажды получить шанс оказаться у условного Вани Урганта на диване. Говоря о стэндапе, авторы шоу говорят о самых сильных вещах в жизни: о любви, о семье и о смерти.

Как это часто бывает, на третью заявленную часть лекции времени уже почти не оставалось – а потому «романная структура» обошлась без детального разбора. Впрочем, сериалы и так называют сегодня «романами нового века» - а потому достаточно быть хорошим зрителем, чтобы хотя бы в общих чертах понять, что требуется хорошему сценаристу.

Одного кейса на весь сериал не хватит, такова просто специфика этого дела. В полном метре вы спокойно можете тянуть полтора часа одну-две линии, но большой сериал они никак не насытят. Поэтому обязательно нужно придумывать романную структуру, в которой всех персонажей связывает некая общая история, но в то же время у каждого есть ещё и своя история, личная, благодаря которой мы погружаемся в жизнь главных героев, в их собственные проблемы. Богатов советует не концентрироваться только на главном событии, а придумывать жизнь каждого персонажа, его арку, углублять второстепенные линии – это тот воздух, который сценарист пускает в лёгкие своего зрителя, чтобы тот не уснул на диване. Каждая из этих историй, естественно, должна развиваться согласно трёхактной структуре – всё вместе это и создаст нужный объём.

За примерами тут, конечно, далеко ходить не надо, но Богатов выделяет среди прочих оригинальный «Мост» и «просто угарный» сериал «Вице-президент», в котором за двадцать минут перед нами разворачиваются три полноценных кейса: «Удар-удар-удар, конфликт-конфликт-конфликт!». Это то, с чем мы должны жить, потому что зритель уже избалован плотностью повествования. Зритель в этом отношении как наркоман: он хочет больше конфликтов и больше сюжетных поворотов – собственно, это и включает в себя понятие романной структуры.

Сценаристом за два месяца стать нельзя, честно признаёт Олег Богатов. Но чему-то научиться за это время, разумеется, можно. И плюс заточенной именно под обучение сценаристов «Лиги кино» в том, что педагогами здесь выступают непосредственно главные редакторы студий – то есть, вполне вероятно, будущие работодатели (особенно если помнить о том, что тот же сериал пишется, как правило, не в стол, а всё-таки для конкретного вещателя). При поступлении там просят у абитуриента почитать, что есть, сценарий хоть короткого метра, хоть сериального пилота (плюс автобиографию) - ну а дальше уже начинают работать. Было бы, как говорится, желание.

Олег Богатов на фоне своего слайда в ходе мастер-класса, проводимого в рамках «CPS-2019»

Читайте также:

Веб-сериалы: короткие, смешные, разные. Что это такое глазами сценариста (с примерами!)

Стоит ли вообще заниматься короткометражным кино? Советы профессионала

Мастер-класс: продюсер «Disney Animation» рассказал о секретах нового «Ральфа»

Встреча с Робертом Макки: «Я стремлюсь учить людей тому, что действительно вечно»

Правила питчинга: студии ищут Героя

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

4659

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Пила: Спираль
Дублированный трейлер
Соник в кино
Фичуретка
Бэтмен*
Промо-ролик
Чернобыль: Бездна
Тизер-трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Дау
Трейлер
2
Пила: Спираль
Дублированный трейлер
0
Гретель и Гензель
Финальный дублированный трейлер
0
Каннингем
Дублированный трейлер
0
Жан-Поль Готье, с любовью
Дублированный трейлер
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Скоро начнутся съемки «Индианы Джонса 5»
Харрисон Форд рассказал, когда стартуют съемки пятого фильма легендарной франшизы о приключениях Индианы Джонс.
Сталлоне исполнит главную роль у Майкла Бэя
Стало известно, что Сталлоне сыграет в новом антиутопическом проекте Майкла Бэя.
Рецензия на фильм «Джентльмены»
Гай Ричи возвращается: зрителей ждет невероятная возможность насладиться уникальной игрой воображения режиссера.
«Бегущий по лезвию» в российском прокате!
Культовую картину Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» впервые покажут на больших экранах России.
Возвращение Аладдина!
Прилетела официальная информация, что сиквелу игрового диснеевского «Аладдина» от Гая Ричи быть!
по комментариям
Рецензия на фильм «1917»
Будущий лауреат «Оскара», который смотрится на одном дыхании, позволяя выдохнуть только в самом конце.
4
Рецензия на фильм «Кома»
Качественный отечественный аттракцион, поставленный с голливудским размахом, действительно производит впечатление.
2
«Золотой орёл»: лауреаты
Состоялась ежегодная раздача премии «Золотой орёл», на которой отмечаются главные российские кино и телепроекты за год.
1
«Оскар» 2020: лауреаты
Завершилась 92-я церемония вручения наград Американской киноакадемии Оскар. Лучшим фильмом 2019 года стали «Паразиты»!
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2020 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×