Ни дня без Бергмана: «Двое блаженных» (1986)

Ни дня без Бергмана: «Двое блаженных» (1986)

В своём сорок втором фильме Ингмар Бергман вновь обращается к теме безумия - вплотную соприкасающейся со столь любимой им темой сновидений.

«Двое блаженных» (De Två Saliga), Швеция, 1986; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Харриет Андерссон, Пер Мюрберг, Кристина Шоллин, Лассе Пейсти.

Вивека Бюрман сходит с ума, постепенно утягивая за собой и мужа.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»

Пограничные состояния человеческой психики увлекали Ингмара Бергмана на протяжении всей его творческой жизни. За четверть века до этого фильма Харриет Андерссон сыграла умалишённую в фильме «Сквозь тусклое стекло». Макс фон Сюдов изображал безумие в таких разных лентах, как «Причастие» и «Час волка». Лив Ульман была не в себе в «Персоне» и в «Лицом к лицу». Не забудем также «Из жизни марионеток», а из раннего - например, «Тюрьму» и «Корабль в Индию».

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»

«Двое блаженных» (вариант перевода - «Благословенные») добавляют к хорошо разработанной теме разве что одну принципиально важную деталь: мрак, поглощающий больного человека, со временем окутывает и того, кто, сопереживая и пытаясь помочь, находится с ним поблизости (впрочем, в вышеупомянутом «Часе волка» эта мысль тоже проскальзывала).

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»

Экранизируя роман Уллы Исакссон (вместе с которой он сделал ранее «Девичий источник» и «На пороге жизни»), Бергман не спешит окунать нас в сумрак. Долгое время кажется, что простодушному мужичку, подобно Христу занимавшемуся столярным делом, просто попалась сварливая бабёнка, которая не любит праздновать дни рождения, везде находит чужие волосы и комплексует из-за какой-то «чёрной дыры» в своём правом глазу (которую вообще-то со стороны трудно увидеть). Ребёнком она напала на Санта-Клауса и хотела убить Бога, а сейчас просит у старшей сестры прощения за то, что её ненавидит, и сочувствует мужу, с любовью отмечающему семилетие их встречи: «Ты повесил ведьму себе на шею».

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»

Однако постепенно поведение героини становится всё страньше и страньше. Она переносит постель в гардероб и начинает подозревать, что их хотят отравить мышьяком – отчего обедают они теперь под зонтом, а иногда - даже засовывая головы в бюро: уж оттуда-то яду никак не попасть в кружку! От беды их как-то должны уберечь очки с голубыми стёклами, но главное условие победы - безусловная вера друг в друга. «Я беззащитна, поскольку ты больше не веришь в меня», - переживает Вивека и настаивает: «Мы должны пройти все испытания».

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»

Несчастному мужу, конечно, тяжело: когда в доме заканчивается еда, он еле-еле выбирается в магазин - но, оставшись одна, женщина окончательно слетает с катушек и вызывает полицию... «Двое блаженных - все их так называют», - шепчутся потревоженные соседи, и вскоре Сюне Бюрману предоставляется шанс доказать, что он спятил не в меньшей степени, нежели его супруга...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»

Бергман (вероятно, как и автор романа) не делает тут никаких выводов. Он не особо болеет за своих героев и уж тем более ни в чём не обвиняет «недоглядевшее» за ними общество. Он просто показывает (проводя зрителей от света к тьме), сколь губительно жить вместе с сумасшедшим, потакая ему. Финал, как водится, начисто лишён оптимизма.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»

Ингмара Бергмана - и мы не раз это отмечали - уже при жизни называли великим сновидцем. Но безумие - это же сон наяву. Одно необычайно близко к другому - и потому тема морока вплотную соприкасается в творчестве режиссёра с вопросами самоидентификации и тайнами сновидений.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Двое блаженных»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «После репетиции» (1983)

Ни дня без Бергмана: «Фанни и Александр» (1982)

Ни дня без Бергмана: «Из жизни марионеток» (1980)

Ни дня без Бергмана: «Лицом к лицу» (1976)

Ни дня без Бергмана: «Час волка» (1968)

Ни дня без Бергмана: «Персона» (1966)

Ни дня без Бергмана: «Причастие» (1962)

Ни дня без Бергмана: «Сквозь тусклое стекло» (1961)

Ни дня без Бергмана: «Лето с Моникой» (1953)

Ни дня без Бергмана: «Корабль в Индию» (1947)

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Спутник
Трейлер №2
Морские паразиты
Дублированный трейлер
Киллер по вызову
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Киллер по вызову
Дублированный трейлер
0
Секта
Дублированный трейлер
0
Хороший доктор
Дублированный трейлер
0
Услышь меня
Трейлер
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Марк Хэмилл (Люк Скайуокер) прощается с поклонниками
Марк Хэмилл благодарит фанатов «Звездных войн» за окончание целой эпохи трогательными словами.
Официально: Disney назвал даты новых сериалов по «Звездным войнам»
«Disney+» официально анонсировали премьерные даты в своем расписании двух новых сериалов.
MCU обновляет график для Disney+
Marvel Studios обновляет премьерный график предстоящих проектов MCU для Disney+.
Пинки и Брейн: перезагрузка
Готовится перезапуск популярного мультсериала про двух лабораторных крыс, пытающихся завоевать мир.
На Западе «Папа, сдохни» зашел, как Тарантино
«Папа, сдохни» Кирилла Соколова на популярном агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes имеет 100% свежести.
по комментариям
Кино под карантином: Цифровые релизы за март
Несколько свежих релизов из онлайн-кинотеатров, которые можно легально посмотреть, не нарушая домашний карантин.
3
ivi снимает о порно
Онлайн сервис ivi разрабатывает документальный сериал об эмиграции в порноиндустрию.
3
Коронавирус против «Disney»
Студия «Disney» вынуждена была остановить производство нескольких своих больших фильмов.
2
Кино под карантином: цифровые релизы 15/03-15/04
Продолжаем актуальную подборку цифровых релизов, которые по понятным причинам выходят раньше положенного расписания.
2
Надав Лапид, автор «Синонимов»: «В определённом смысле это фильм о супергерое»
Режиссёр «Синонимов» рассказал о заложенных в картине смыслах, о создании образа героя, о работе с камерой и музыкой.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2020 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×