40 ММКФ: фильмы внеконкурсных программ, часть I

40 ММКФ: фильмы внеконкурсных программ, часть I

Самая обширная составляющая Московского кинофестиваля - внеконкурсная (если не считать привычно масштабных ретроспектив). Каннских новинок в этом году нет, но иных премьер - предостаточно. Вашему вниманию - первая часть регулярных записок из зала для пресс-показов.

«Эксперимент “Радуга”», США, реж. Кристина Каллас (Время женщин)

Школьный опыт с химикатами обернулся трагедией: сильно обгорел ученик. По горячим следам организуется следствие, призванное выявить причины вопиющего инцидента.

Жертва тут является одновременно ещё и рассказчиком, поясняя зрителю, кто есть кто в этой перенаселённой истории и давая всем едкие характеристики. Есть в этом что-то ребяческое - и потому долгое время не относишься к этому фильму всерьёз, видя в нём любопытную (с полиэкраном, кстати), но не более того педагогически-детективную социалку про отношения отцов и детей, учителей и школьников.

Кадр из фильма «Эксперимент “Радуга”»

Однако двухчасовое кино заметно растягивается во времени, ты даже мечтаешь уже нещадно его сократить, но оно вбирает в себя всё новых и новых героев, всё новые и новые отношения, которые нарастают как снежный ком и лавиной уже несутся на тебя с экрана. Смешалось всё: геи и семейные склоки, новые отношения, беременности и аборты, заблудившиеся в школьном лабиринте, застрявшие в лифте, два пистолета, торговля наркотой - и много-много лжи, замешанной на непостижимых в своей простоте случайностях.

В конце (тут отличный фальшь-финал: пошли титры, все встали - а кино продолжилось!) герой даже отматывает всё назад, показывая: если бы не то, а если бы не это... Всё взаимосвязано, одно проистекает из другого, и порой нельзя в точности найти и обозначить первопричину...

Ловко чередуя драму с комедией, насыщая фильм характерами и глубоко личными историями, автор постепенно добивается просто невероятного звучания, той мощной полифонии, что на самом деле довольно редка в «фестивальном» кино, тяготеющем к минимализму. И эффект - поразительный.

«Моего брата зовут Роберт, и он идиот», Германия - Франция - Швейцария, реж. Филип Грёнинг (Восемь с половиной фильмов)

Сестра просит брата помочь ей с подготовкой к выпускному экзамену по философии - тот сразу после выходных. В дополнении к этому она заключает с ним спор, что до понедельника обязательно с кем-нибудь переспит, а если нет - отдаст ему обещанную ей машину.

В первые два часа этой непростой картины практически ничего не происходит - что гарантирует планомерный зрительский отток из предварительно забитого зала. Поставленная в центр кадра пара лежит в чистом поле неподалёку от бензоколонки, вычитывает умные философские цитаты, иногда затаривается пивом или дерётся, бродит по лесу и купается голышом (но мало что видно) - и ровным счётом ничего принципиального. Герои рассуждают о Времени - и мы познаём это Время во всей его непостижимости и бесконечности.

Кадр из фильма «Моего брата зовут Роберт, и он идиот»

Всё кардинальным образом меняется уже на третьем часу повествования, когда ребяческое баловство перерастает в злобное хулиганство, а оттуда всего лишь шаг до настоящего преступления. И последняя часть пролетает на всех порах - в чисто арийском духе (Ханеке и все прочие) показывая нам, до чего доводит порой томительное бездействие - ну и доказывая как дважды два, что философия - зло.

И в итоге «Роберт» - мучительное, но по-своему выдающееся произведение. Не только потому, что насыщено философией на словах, но и потому, что автор пытается вывести из всего этого действительно философию смысла. Он явно что-то хочет нам сказать - а это уже повод обратить на данное кино самое пристальное внимание.

А Роберт, конечно, идиот в том плане, что понимать должен был, с кем именно хотела бы перепихнуться Елена.

«Наследницы», Парагвай - Уругвай - Германия - Бразилия - Норвегия - Франция, реж. Марсело Мартинесси (Фильмы, которых здесь не было)

Две женщины в годах живут друг с другом. Вдруг одна из них оказывается ненадолго в тюрьме. А вторая неожиданно для себя начинает «прирабатывать» извозом: катает вместо такси знакомых старушек, получая от этого своё удовольствие. В том числе и потому, что заводит новое знакомство...

Наследницы, как я понимаю, - это круг всех этих героинь, и главной, постепенно распродающей свою старинную мебель и столовое серебро, и старушек, похоронивших зажиточных мужей и теперь коротающих дни за игрою в картишки. Но история не столько про это, сколько про внезапную влюблённость, способную преобразить человека в любые года.

Кадр из фильма «Наследницы»

Тут поймано то взволнованное дыхание, то учащённое сердцебиение, когда объект твоего желания находится совсем близко, рукою дотянуться - только как же страшно протянуть эту руку, сделать первое движение навстречу.

История интересно решена монтажно: как появляется новая героиня, как потом исчезает, как принимаются некоторые решения. Но главное - это история о людях, живых и чувствующих.

Прекрасный фильм.

«Сладостный край», Австралия, реж. Уорик Торнтон (Мастера)

В рамках самообороны австралийский абориген (время действия - сто лет назад) убивает белого человека. Белый был негодяем и хамом, насильником и полуобезумевшим запойцей, но он был белым - а потому за беглым аборигеном снаряжается погоня.

Кадр из фильма «Сладостный край»

Прекрасное и очень размеренное полотно, неспешное и величественное - как и окружающие героев пейзажи (скалы, камни, белая пустыня!..). Очень интересный ход с мимолётными флешбэками: так бывает, когда видишь кого-то - и что-то вдруг о нём вспоминаешь; в кино так делают, но здесь - особенно удачно.

Душевный (хотя и обречённо-горький) фильм, настоящее киноманское удовольствие.

«Барбара», Франция, реж. Матье Амальрик (Эйфория сопротивления)

Снимается биографический фильм о популярной во Франции певице Барбаре.

Некогда Венсан Перес, в очередной раз оказавшись в России, рассказывал нам о своей любви к невероятной, по его словам, певице - которую у нас практически почему-то не знают. Не Пиаф, не Далида, не Матье - какая-то Барбара. Но оказывается, восторгается ею не только Перес, но и Амальрик - который всю свою любовь излил прямо в кадре этого фантастического в ряде эпизодов фильма.

Кадр из фильма «Барбара»

Понятно, что много есть картин о певцах и певицах; понятно, что немало есть лент, в которых реальность смешивается с выдумкой; но Амальрику удалось найти в этой сто раз спетой песне новую ноту. Та лёгкость, с которой он меняет тут регистры, с какой переходит от экранной жизни своей героини к сценам съёмок фильма о ней, порой просто изумительна - и получается это во многом благодаря актрисе Жанне Балибар, блестяще справляющейся с двумя ролями в одной. Различить ту грань, где певица превращается в исполнительницу главной роли и наоборот, невозможно, единение полное и органичное - и режиссёр играет этим, достигая подлинных высот.

Конечно, в какие-то моменты от изобилия придуманных здесь трюков становится чуток скучновато (всё-таки на пользу такого рода фильму идёт, когда ты заранее знаком с песнями - хотя бывают и исключения), но факта это не отменяет: жанр байопика этой работой обогатился.

«Первая реформатская церковь», США, реж. Пол Шредер (Мастера)

Прихожанка просит преподобного поговорить с её мужем, который хочет убить её не родившегося ещё ребёнка. Причина «проста»: в 2050-м тому будет 33 - и какой мир ему достанется?.. Если уже сейчас с экологией беда, то что будет через несколько лет?!. Эти соображения не сразу, но действуют на главного героя.

Кадр из фильма «Первая реформатская церковь»

Вот очередное и очевидное доказательство того, что художественные изыски - не самый обязательный элемент для хорошего фильма. «Церковь» поначалу кажется совершенно безыскусной, даже на удивление (этакое полулюбительское «независимое» кино, только со знаменитыми артистами: Итан Хоук, Аманда Сейфрид). Но затем вступает СЮЖЕТ, который в совокупности с ТЕМОЙ делает своё дело: не оторваться.

Пол Шредер предлагает тут совершенно ядрёную смесь: от вопросов веры он переходит к климатическим изменениям, а оттуда прямая (но неожиданная) дорога - к терроризму. И автор весьма чётко показывает, что может заставить законопослушного человека натянуть на себя пояс смертника. А это очень важная и болезненная тема, получившая здесь нестандартное и небанальное разрешение.

Единственное, что портит эту картину, - так это её финал. Велика вероятность, что вы будете им недовольны.

«Лицо», Польша, реж. Малгожата Шумовская (Время женщин)

На стройке самой большой статуи Христа - больше, чем в Рио, где-то в Польше - чуть не гибнет рабочий. После операции у него новое лицо - что влечёт за собой целую россыпь проблем: девушка бросила, люди косятся, денег на дорогие лекарства нет. Христианское общество пострадавшему не помогает, но он переносит всё это достаточно стойко.

Кадр из фильма «Лицо»

Довольно просто решённая мелодрама с очевидным подтекстом: тут все ходят на исповедь, но принять ближнего всем сердцем получается далеко не у каждого. Любопытное изобразительное решение: в фокусе только центр кадра, тогда как края принципиально расплывчаты (если, конечно, это не фокусы проекции в зале).

«Миссис Хайд», Франция, реж. Серж Бозон (Спектр)

Безвольную учительницу физики - разумеется, мадам Жекиль - прошибает ударом тока. Как результат - по ночам она превращается в огненный столп, а днём налаживает контакт с проблемным классом, добиваясь заметных успехов.

Кадр из фильма «Миссис Хайд»

Ученическая (во всяком случае, выглядит именно так – и не важно, что у режиссёра уже несколько лент) и довольно посредственная работа с парой известных актёров: Изабель Юппер, как мы знаем, рисковая актриса, отчего в её фильмографии встречаются не только шедевры (тут она ещё зачем-то обнажает грудь), а за Ромена Дюри так даже неудобно - что он здесь забыл?.. Есть пара интересных задач по геометрии и задание объяснить фразу Толстого, но я бы не рекомендовал тратить на это время и деньги.

См. также:

40 ММКФ: конкурсная программа, часть 1

Фильм «Спитак» на 40-м Московском кинофестивале

Большой гид по программам сорокового Московского кинофестиваля

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

4147

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Пила: Спираль
Дублированный трейлер
Соник в кино
Фичуретка
Бэтмен*
Промо-ролик
Соник в кино
Отрывок
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Дау
Трейлер
2
Пила: Спираль
Дублированный трейлер
0
Гретель и Гензель
Финальный дублированный трейлер
0
Каннингем
Дублированный трейлер
0
Жан-Поль Готье, с любовью
Дублированный трейлер
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Скоро начнутся съемки «Индианы Джонса 5»
Харрисон Форд рассказал, когда стартуют съемки пятого фильма легендарной франшизы о приключениях Индианы Джонс.
Сталлоне исполнит главную роль у Майкла Бэя
Стало известно, что Сталлоне сыграет в новом антиутопическом проекте Майкла Бэя.
Бумажные комиксы. «Бакуман» Цугуми Ообы и Такэси Обаты: том 8
«По всей видимости, именно манга спровоцировала это преступление», – ну да, начитаются манги и давай шалопайствовать!..
«Бегущий по лезвию» в российском прокате!
Культовую картину Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» впервые покажут на больших экранах России.
Возвращение Аладдина!
Прилетела официальная информация, что сиквелу игрового диснеевского «Аладдина» от Гая Ричи быть!
по комментариям
Рецензия на фильм «1917»
Будущий лауреат «Оскара», который смотрится на одном дыхании, позволяя выдохнуть только в самом конце.
4
Рецензия на фильм «Кома»
Качественный отечественный аттракцион, поставленный с голливудским размахом, действительно производит впечатление.
2
«Золотой орёл»: лауреаты
Состоялась ежегодная раздача премии «Золотой орёл», на которой отмечаются главные российские кино и телепроекты за год.
1
«Оскар» 2020: лауреаты
Завершилась 92-я церемония вручения наград Американской киноакадемии Оскар. Лучшим фильмом 2019 года стали «Паразиты»!
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2020 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×