Пятая книга про Аквамена – «Мальстрём» за авторством Джеффа Паркера - состоит из двух равноправных частей, одинаково захватывающих и визуально богатых.
Бородавчатка. Мимический осьминог. Рыба-лист. Коралл с наивысшими способностями к адаптации. После их соединения с нервной системой человека наша Химера превзойдёт своей способностью к мимикрии всех своих доноров.
Первая из них развивает сюжетную линию, заложенную в предыдущем томе. Тогда Аквамен убил чудовищного Караквана и попытался спасти от акул водолаза Кумбса. Доктор Орсон, сотрудник базы «Тритон», попытался соединить в одно целое человеческое тело и часть мозга поверженного монстра, добавив к этому «генетический материал, собранный им у самых разнообразных существ». В частности, у морских обитателей, которые обладают (как уверяют примечания) «непревзойдённым мастерством в деле маскировки».

Однако опасный эксперимент (как и следовало бы ожидать) вышел из-под контроля, выпустив «целый океанариум в одном существе» на свободу... Теперь доктора Стивена Шина («Он старый добрый недруг семьи», - представляет его Мера) более всего волнует вопрос, «будет ли Химера обладать сознанием Караквана - или спасённого тобой водолаза?»
Артур, как бы ни работал разум этого существа, оно наверняка помнит о том, что ты одновременно и спас, и уничтожил его... Это делает тебя центральной фигурой в его существовании. Химера жаждет разыскать тебя.

Благодаря тому, что Химера обладает способностью проникать в разум Аквамена, лишний раз подчёркивается, что не все обитатели Атлантиды рады новому царю, опасаясь, как бы он не разрушил потаённое государство: «Потому что ты с поверхности. Царь не может прийти извне. Атлантида отвергает твою человеческую половину!»
Это действительно всё сильнее беспокоит главного героя, который не может не заметить, что с его приходом в царстве и правда участились случаи «моретрясений». «Тектонический хаос» прокладывает дорожку ко второй части рассказываемой в новом томе истории, где Аквамен приглашает двух знакомых нам учёных - Дэниела Эванса и Стивена Шина - опуститься вместе с ним на глубину океана:
Вы получите доступ ко всем архивам Атлантиды. {...} Мне нужен взгляд со стороны, чтобы разобраться, как всё обстояло на самом деле. Что же до причин... Атлантида сейчас разрывает себя на части - из-за меня.

Учёные выясняют, что геологические особенности Атлантиды таковы, что материк в буквальном смысле «является хранилищем воспоминаний» и «сохраняет в себе всю информацию о каждом умершем атланте» (немного похоже на «Аватар», не правда ли?..). Обладая «живой памятью, влияющей на физические законы», Атлантида, получается, не признаёт Аквамена не только в силу его наполовину человеческого происхождения, но и так как не уверена в смерти предыдущей царицы.
Призвав на помощь обладающего телепатическими способностями Марсианского Охотника («Я хочу, чтобы Атлантида привыкала вести дела со всякими народами»), Аквамен начинает расследование обстоятельств гибели своей матери Атланны, встреча с которой была самой страстной - и так и неосуществлённой - мечтой его детства...
Время, которое ты провела на суше, было самым счастливым в жизни Тома. И, как рассказывал отец, я тоже был счастлив.

По ходу своего путешествия Аквамен и Мера оказываются даже в Городе горилл - пересекаясь таким образом с историей, ранее рассказанной во «Флэше» («Я тебе не Флэш, я не бью сто раз в секунду, - говорит Аквамен вызвавшему его на бой Гродду. - Я бью лишь единожды - зато в полную силу»). И - вот ведь новость! - выясняется, что умные обезьяны обязаны своими способностями ... именно атлантам. Те некогда кормили их растущими у берегов Атлантиды водорослями, «которые улучшали мыслительные способности животных»; знали бы они, к чему в итоге всё это однажды приведёт...
Впрочем, не умея предсказывать будущее, «древние атланты имели представление о квантовой структуре, окружающей нашу Землю», доказательством чему - найденные учёными «карманные вселенные, являющиеся частью нашего измерения, но всё же существующие отдельно». С обитателями одного из таких «пузырей» - застывших во времени и никогда не меняющихся - мы уже могли познакомиться ранее; теперь пора продвинуться дальше.
В этом мире нет места для правителей Атлантиды. Он склоняется передо мной - и только передо мной. Вы проделали долгий путь, но только для того, чтобы встретить смерть.

Нелишним будет повторить здесь то, что уже было сказано и по поводу четвёртого тома: Джефф Паркер делает с циклом про Аквамена нечто воистину замечательное. Он придаёт Артуру Карри ту мощь, которой тому не хватало в первых книгах - и не хватает сейчас в киношной «Лиге Справедливости». Наслаждаясь красочным экшеном (за что следует поблагодарить и главного художника - Пола Пеллетьера), мы в то же время понимаем, что движет этим подводным царём, чего он хочет и к чему стремится. А это очень важно для любого героя - тем более для героя, у которого в графическом романе не так-то много способов выразить свои мысли, чувства и эмоции.

«Мальстрём» - пятый том носит название океанского водоворота, имеющего особое значение для сюжета - заглатывает нас, вертит-кружит и не отпускает. Здесь отличный враг - Химера («Ты не сможешь меня остановить, но насчёт того, что я очень опасен, ты не ошибся»). Здесь неожиданно и ярко решён образ Атланны («Та жизнь, о которой вы говорите, давным-давно минула. Чтобы править... нужно уметь оставлять прошлое позади»).
И здесь очень выпукло проработана Мера - которая должна была убить Аквамена, но вместо этого влюбилась в него (хотя бы уже потому, что «он не потребовал от меня сразу идти за него замуж согласно какой-то там традиции») и теперь горой - вернее, водой! - стоит за него, бросаясь вместе с супругом в любые, даже самые рисковые предприятия («Терпеть не могу сообщать дурные вести... Но похоже, наше дело совсем плохо»).

Здесь найдена верная для данного рассказа интонация: несколько странный юмор органично сочетается с акульей жестокостью - и это идёт обитателям подводного царства. Вот как, например, Мера выпытывает нужную ей информацию у отказывающихся говорить бунтовщиков: она приводит их главаря к огромному чудовищу…
- Мало кому из живущих доводится это узреть. Кормление Топо. Его трапеза - дело небыстрое. Как правило, он заглатывает добычу целиком и медленно переваривает. {...} Тебе предстоит открыть секреты его многочисленных желудков. Твои подручные будут по очереди отправляться вслед за тобой, пока я не выясню всё, что мне нужно.
- Я всё расскажу! Всё! Что именно ты хочешь знать?!
- А Топо умеет вдохновлять...
Что называется, в «Аквамене» теперь есть и интригующий сюжет, и стремительное действие, и приятные моменты - не говоря, опять же, про роскошный визуальный ряд (к которому можно, конечно, иногда придраться, но всё-таки плюсов куда больше, чем недостатков). Всё вместе это обеспечивает и удовольствие во время прочтения книги, и стойкое послевкусие после.
