В российский прокат вышел очередной «Крик», ироничное продолжение классического хоррора, подтрунивающее над жанром, бесконечными сиквелами и, разумеется, над самим собой. Вспоминаем прочие молодёжные слэшеры, созданные на волне популярности легендарного фильма Уэса Крэйвена.
Я ждала тебя

Первая из двух адаптаций американской писательницы Лоис Дункан в этом списке. В основу сюжета картины легла ее повесть «Холм висельника». Фильм рассказывает о девушке Саре, которая только что переехала со своей матерью и живописный городок Новой Англии и поступила в выпускной класс местной школы. По странному совпадению одноклассники один за другим начинают погибать в необъяснимых «несчастных случаях». Картина, минуя кинотеатры, вышла сразу на кабельном телевидении (что, в общем, немножко намекает на качество финального продукта). Как многие слэшеры из 90-х, впрочем, этот неряшливый ужастик вывел на орбиту несколько звезд. Как минимум двух: никому неизвестного на тот момент Бена Фостера и актрису Сару Чок, в полную силу засиявшую спустя несколько лет в культовом нынче сериале «Клиника».
Крик в общаге

Тоже невыносимый, но знаковый для своего времени слэшер, умудрившийся капитализировать успех не только «Крика», но и оригинального одноименного хоррора 1982 года. Сюжет фокусируется на группе сестёр из женского общества, которых преследуют и убивают в ночь на выпускной, через несколько месяцев после сокрытия случайной смерти другой сестры. Ближе к финалу фильма неожиданно появляется Кэри Фишер с дробовиком наперевес, призванная защитить студенток от таинственного душегуба в балахоне. До этой сцены, впрочем, нужно еще дотерпеть, что выйдет не у каждого. Сестры из «Крика в общаге», надо признать, в фильме получились демонстративно безмозглыми и довольно раздражающими. Велика вероятность, что симпатии зрителя уже с самого начала ленты окажутся на стороне маньяка.
Волк-одиночка

Довольно типичный для начала нулевых слэшер, в активе которого имеется много красивых подростков во главе с молодым Джаредом Падалеки, рок-музыкант Джон Бон Джови в небольшой роли университетского профессора и загадочный убийца в ярко-оранжевой балаклаве (сегодня в таких прикидах ходят разве что солистки панк-группы Pussy Riot). Жертвами по традиции становятся студенты, которые на этот раз решают распускают слухи о серийном убийце по прозвищу Волк — маньяке с большим ножом. Описывая приметы следующих жертв Волка, друзья хотят проверить, сумеет ли кто-нибудь распознать их ложь. Но вдруг выбранные ими жертвы действительно начинают погибать. В целом все довольно предсказуемо, но довольно бодро.
Убийства в Черри Фоллс

«Убийства в Черри-фоллс» — фильм, что называется, трудной судьбы. Предварительный прокат картины в кинотеатрах был запланирован на ноябрь 2000 года. Однако цензоры из MPAA, увидев в результат, пришли в бешенство, заклеймив слэшер про серийного убийцу, выслеживающего девственниц в маленьком городке Вирджинии, непрокатным X-рейтингом. Студия в итоге картину перемонтивовала и выпустила сразу на кабельном, в результате чего «Черри-фоллс» на тот момент стал самым дорогим телефильмом из когда-либо созданных (производственный бюджет равнялся 14 миллионам долларов). Режиссерскую версию ленты, увы, свет так и не увидел, но даже в порезанном варианте тут несложно разглядеть оригинальную сюжетную завязку, крепкую режиссуру австралийского режиссера Джеффри Райта (на минуточку: автора «Бритоголовых» с Расселом Кроу) и россыпь неплохих актеров, среди которых можно увидеть Майкла Бина и покойную Бриттани Мерфи.
Я знаю, что вы сделали прошлым летом

Главный и, пожалуй, самый известный идейный клон «Крика», разумеется, адаптирован одним из его авторов — сценаристом Кевином Уильямсоном. Создательница одноименного романа, писательница Лоис Дункан, которую мы уже упоминали чуть выше, после выхода экранизации была искренне возмущена постановкой: «Я была в восторженном настроении до тех пор, пока не села в кресло в кинотеатре с коробкой поп-корна и не обнаружила, что Голливуд превратил мою подростковую саспенс-историю в типичный слэшер». Саспенса в «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», наверное, действительно могло бы быть чуточку побольше. Фильм, впрочем, надо признать, сделан с несвойственной жанру слэшера элегантностью: подростков тут гложет не похоть, а чувство вины. Режиссер Джим Гиллеспи, в свою очередь, старательно подражает не только Крэйвену, но и мастерам итальянского джиалло.
День Святого Валентина

Хороший слэшер совершенно не обязан быть вдобавок еще и хорошим фильмом, и культовый в узких кругах «День святого Валентина» — прямое этому доказательство. Не слишком кровавый, напыщенно серьезный и вопиюще тупой даже по меркам жанра фильм Джэми Блэнкса предсказуемо мало кому понравился в день выхода в прокат. Съемочная группа, кажется, извиняется за эту картину по сей день (в своих поздних интервью Блэнкс произнес знаменитое: «Простите нас за этот фильм, мы сделали, что могли»). Так или иначе, «День святого Валентина» сумел обрести легион поклонников, считающих ленту классикой кэмпа — хоррором, в котором все плохо настолько, что в итоге даже хорошо. Отдельного упоминания, пожалуй, заслуживает потрясающе абсурдная, вероятно, придуманная сценаристами в горячечном бреду сцена убийства полуголой Дениз Ричардс, которую маньяк с электродрелью настигает в джакузи. Слабоумие и отвага, конечно, но глаз не отвести.
Счастливого дня смерти

Сегодняшние слэшеры, включая новый «Крик», все до единого можно описать строчкой из песни певицы Монеточки: «я такая пост-пост, я такая мета-мета». Сценаристы «Счастливого дня смерти», следуя тренду, дарят главной героине фильма (очень обаятельной «final girl» в исполнении Джессики Рот) бесконечный запас жизней. По сюжету для девушки устраивают вечеринку в честь дня ее рождения, но до утра она не доживает — ее убивает незнакомец в маске пупса. На этом, впрочем, злоключения героини не заканчиваются: на следующее утро она просыпается как ни в чем не бывало и осознает, что застряла во временной петле. Этот несерьёзный, смешной и обезоруживающе милый ромком, лишь для проформы приотворяющийся концептуальным слешером, вряд ли кого-то по-настоящему напугает. Наблюдать за тем, как эстетику «Крика» пытаются подружить с сюжетными твистами «Дня сурка», как ни странно, невероятно увлекательно.
Городские легенды

Еще один фильм от Джэми Блэнкса. На этот раз, впрочем, чуть более удачный, чем спорный «День святого Валентина». Как и вышедший двумя годами ранее «Крик», «Городские легенды» раскланиваются в реверансах богатому наследию хоррор-жанра (тут есть, например, запоминающееся камео от Брэда Дурифа в роли заикающегося работника заправки и даже Роберт Инглунд, играющий профессора колледжа). Каким-то особым остроумием и постмодернистской прытью сценарий «Городских легенд», безусловно, не отличается. У Блэнкса, так или иначе, выходит в целом довольно ироничный и изобретательный в плане убийств, под завязку упакованный симпатичными актерами (в картину каким-то чудом на заре своей карьеры угодил даже молодой Джаред Лето) и пролетающий в одно мгновение слэшер, впоследствии, что не удивительно, разросшийся до целой франшизы.