Особенности национального кровопускания: Вампиры в российском кино

Особенности национального кровопускания: Вампиры в российском кино

Онлайн-платформа Start презентовала на днях амбициозный сериал «Карамора», многострадальную режиссерскую работу Данилы Козловского про вампиров в предреволюционной России. Вспоминаем прочие проекты, в которых фигурируют отечественные кровососы.  

Семья вурдалаков

Вольная экранизация мрачного рассказа Алексея Толстого, действие которого перенесено в начало 90-х. По сюжету московский журналист отправляется в командировку, в глухую провинцию, где он поселяется в семье недавно умершего Якова, которого, как водится в готической прозе, кто-то покусал на кладбище. Вскоре бледный голодный дед возвращается из мертвых и приходит как ни в чем не бывало к себе домой. Фильм в свое время получил в основном отрицательные отзывы критиков, которым мало что в картине понравилось. Биография создателей картины, как это часто бывает, чуточку интереснее, чем, непосредственно, их опусы. «Семью вурдалков», например, снял Игорь Шавлак, создатель печально известного «Путевого обходчика». Из-за провала «Обходчика» в прокате у Шавлака возникли проблемы с кредиторами. Не сумев рассчитаться с ними по долгам, режиссёр бесследно исчез, предположительно уехав из России. В настоящее время его местонахождение неизвестно. 

Вурдалаки

Попытку экранизировать «Семью вурдалака» предпринимали не один раз. Наиболее удачно, как ни странно, готическую прозу Алексея Толстого получилось адаптировать итальянцам (в 1963 году маэстро жанра джалло Марио Бава включил «Семью вурдалака» в свой жутковатый киноальманах «Три лица страха»). В России помимо приснопамятной картины Шавлака по мотивам популярного рассказа вышло еще как минимум два фильма: авангардный фестивальный хит «Папа, умер Дед Мороз» от одного из основателей российского «параллельного кино» Евгения Юфита и преимущественно комедийные «Вурдалаки», снятые Сергеем Гинзбургом и кинокомпанией Михаила Пореченкова «ВВП Альянс». Разухабистый цирк-шапито с артистом Пореченковым предсказуемо вышел самой вялой и беззубой экранизацией, что для фильма про вампиров — само по себе довольно печальный диагноз.


Упырь

Диковатый, но по-своему неотразимый привет из 90-х – экспериментальный кооперативный хоррор с тревожным саундтреком от рок-группы Tequilajazzz, отсылками к «Твин Пиксу» и творчеству Джима Джармуша. К созданию «Упыря» приложила руку чрезвычайно талантливая команда: документалист Сергей Винокуров, сценарист Константин Мурзенко и одна из ключевых фигур «параллельного кино», режиссер и кинокритик «Сеанса» Сергей Добротворский. По сюжету главный герой фильма (молодой Алексей Серебряков) занимается профессиональным истреблением вампиров. С этой целью он отправляется в маленький провинциальный городок, в котором кровососов сложно отличить от рядовых постсоветских бандосов. И те, и другие, в сущности, играют в 90-х одну и ту же роль. «Упырь» — кино не без огрехов, и его трехкопеечный бюджет, безусловно, дает о себе знать в каждом кадре. Экземпляр, впрочем, штучный. Так, пожалуй, мог бы выглядеть «Блэйд», сними его в свое время Алексей Октябринович Балабанов. 

Ночной дозор

Довольно сложно себе это представить, но режиссер «Упыря» Сергей Винокуров собирался также снимать «Ночной дозор». Экранизация одноимённого романа Сергея Лукьяненко должна была стать этаким арт-проектом под названием «Москва вампирская» (к картине был прикреплен постоянный оператор Андрея Звягинцева Михаил Кричман и даже Рената Литвинова, призванная написать сценарий). Позже права на экранизацию выкупило ОРТ, создавшее в итоге самый популярный отечественный блокбастер. К «Ночному дозору» можно относиться по-разному (часть критиков в день выхода картины в прокат сочла фильм «двухчасовой рекламой майонеза под видом городского фэнтези»), тем не менее, сложно закрыть глаза на дорожку, которую дилогия Бекмамбетова протоптала для будущих отечественных киноделов. В 2010 году британский журнал Empire опубликовал список ста лучших неанглоязычных фильмов в истории кинематографа. «Ночной Дозор» занял в нём сотое место. Картина также удостоилась высокой оценки от Квентина Тарантино, который выделяет Бекмамбетова в качестве своего любимого российского режиссера из современников.

Пищеблок

В отличие от «Очень странных дел», тоже вышедших на волне ностальгии по восьмидесятым, конструкт эпохи в сериале «Пищеблок», очевидно, искусственный и не отвечающий массовой потребности. Сложно представить, чтобы в моду вновь вошли красные галстуки и белые рубашки. Но, как и полагается хорошему произведению, сюжет не про прошлое, а про вечное. Молодость скоротечна, и дается лишь раз каждому поколению. Горе-воспитатели, обременяющая культура, выражающиеся здесь в образе хладнокровных вампиров, бессмертны. Лагерь превращает проходящих через него нормальных людей в образцовых и бездушных солдат, он распространяет это как чуму, и спастись от этого можно лишь самым топорным способом – с помощью физических преград. Словно пришедший из романа Юна Айвида Линдквиста «Впусти меня» очередной упырь будет молить жертву, чтобы зайти в чужой дом. А еще непокусанный герой впускать его откажется, потому что дорожит свободомыслием. С другой стороны, может, не так уж и плохо быть вампиром. Они, пусть неживые и безвольные, но хороши в учебе, труде, спорте, и, само собой, всегда готовы.

Вампиры средней полосы

Еще один «вампирский» проект стриминговой платформы Start в списке, на этот раз — чистая комедия, надо признать, довольно обаятельная и смешная. «Вампиры средней полосы» заимствуют фабулу популярного сериала Тайки Вайтити «Реальные упыри». Вместо новозеландского Веллингтона в шоу фигурирует чуть менее экзотический для российского зрителя Смоленск, в котором по сюжету вампиры живут давно, тихо и по закону. Живут непримечательной жизнью обычной провинциальной семьи и вовсе не убивают людей. Спокойную жизнь кровососов по сюжету нарушает необычное убийство. В пригороде Смоленска находят два обескровленных трупа. Подозрения падают на вампирскую семью, и хранители, отвечающие за взаимодействие вампиров и людей, хотят вершить закон. Еще до пандемии главную роль в «Вампирах средней полосы», кстати, должен был сыграть Михаил Ефремов. После аварии с участием артиста, повлекшей гибель водителя, создатели шоу пересняли сериал, отдав роль вампира деда Славы Юрию Стоянову.