Природа была к нему необыкновенно щедра, одарив его удивительной внешностью, острым умом, талантами к рисованию и точным наукам, незаурядным актерским дарованием. Андрей Харитонов…
Хотя его карьера киноартиста оказалась небогатой на роли, а судьба - нелегкой и трагической, Андрею Игоревичу посчастливилось воплотить в жизнь настолько ярких, запоминающихся и необычных героев, что фильмы с его участием любят и смотрят до сих пор. О самых заметных ролях, сыгранных Андреем Харитоновым, стоит рассказать подробнее.
Овод
Для Андрея Харитонова, тогда еще выпускника Киевского театрального института имени Карпенко-Карого, роль Артура Бертона (он же Феличе Риварес, он же Овод) стала буквально судьбоносной и задала, в некотором роде, вектор на всю грядущую карьеру Андрея Игоревича. Молодому - и совсем еще неопытному - артисту предстояла задача крайне сложная: создать образ героя, которому выпало пережить душевный слом, пройти тернистый и тесный путь от восторженно-наивного юноши до мужчины озлобленного, отчаянного, злого на язык, немало выстрадать и перемучиться, но остаться при этом человеком, живым и настоящим, верным своему делу и своим убеждениям.
И Андрей сумел так врасти в шкуру персонажа романа Этель Войнич, так сыграть не одного, а трех совершенно разных по характеру и внешности людей, что зрители буквально задыхались от слез - словно на них самих обрушивались все беды и несчастья, которые выпали на долю Артура Бертона, разделив его жизнь на «до» и «после», словно им самим пришлось выслушивать неправедные обвинения во всех грехах, получать пощечины, вязать петли, оказываться на манеже бродячего цирка, ставить отца перед безвыходным выбором и, смеясь сквозь боль, самим командовать собственным расстрелом… И до сих пор сложно поверить, что столь сильные монологи, пронзительные откровения, горящие взгляды, полные то гнева, то муки и тоски, даже не отыграны, а прожиты и по-настоящему показаны двадцатилетним - почти ровесником героя в начале пути! - актером.
Работа над образом давалась артисту трудно - режиссер был требователен и «вживлял» Андрея в роль Овода очень своеобразным способом (устроив ему ночевку в павильоне - «тюремной камере» с закованными в настоящие кандалы руками); но поддержка старших коллег по съемочной площадке, Анастасии Вертинской и Сергея Бондарчука, помогла Харитонову справиться со всеми сложностями и «взять» поставленную высоту. После этого фильма Андрей и стал самым востребованным актером на героико-романтические образы.
Звезда и смерть Хоакина Мурьеты
В экранизации одноименной рок-оперы, написанной по мотивам поэмы Пабло Неруды - в фильме «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» - Андрею Харитонову досталась роль заглавного героя, благородного мстителя, прозванного «Робин-Гудом из Эльдорадо».
Хоакин Мурьета - одна из самых необычных личностей времен Золотой Лихорадки, и воплотить его образ, не сгущая красок и не уходя в излишнюю романтизацию, оказалось очень непросто. Однако актеру удалось сыграть Мурьету совершенно фантастически, показать внутреннюю катастрофу героя и пройти его буквально крестный путь - и в его исполнении Хоакин все-таки сумел достичь своей Звезды, пусть даже в посмертии.
В этом фильме нет броских костюмов и роскошной южноамериканской экзотики - но есть любовь земная, неотличимая и неотделимая от любви небесной, есть падение из света во тьму, есть одержимость горем и жажда возмездия - и есть потрясающая игра Андрея Харитонова, который сумел «отстроиться» от образа Овода (хотя тот и был несомненной актерской удачей!), и показать нам человека, ставшего легендой еще при жизни.
Ассоль
Романтическая феерия Александра Грина «Алые паруса», уже однажды перенесенная на киноэкран Александром Птушко, в 1982 году еще раз стала основой для фильма - точнее, даже не фильма, а эксперимента Бориса Степанцева, который давно мечтал совместить игровое кино и анимацию. И вот в этом фильме Андрей Харитонов снова сыграл героя по имени Артур - капитана Грэя, «принца на корабле под алыми парусами».
В этом фильме актером не произнесено ни одной реплики, не сделано ни одного лишнего жеста, и, может быть, поэтому образ Артура Грэя получился одновременно граверно-изящным и акварельно-нежным, строгим, пронзительным и лиричным - и Грэй-Харитонов «точно такой», каким его описывал Грин и представляла себе Ассоль, и переложенная для оркестра тема «Адажио для гобоя», ставшая лейтмотивом этого персонажа, звучит как признание в любви, как обещание счастья…
Тайна «Черных дроздов»
В «послужном списке» Андрея Харитонова числятся не только благородные герои, бунтари и романтики. Актеру блестяще удавались и хладнокровные, расчетливые, беспринципные преступники - и самым впечатляющим образом такого отморозка можно назвать роль Ланселота (Ланса) Фортескью, сыгранного Андреем в экранизации романа Агаты Кристи «Карман, полный ржи».
Здесь красота и яркость героя обманчивы: Ланс-Харитонов попал в десятку по точности трактовки литературного первоисточника. «...вы увидите, мадам, какой он красивый». Слёзы начали закипать в глазах мисс Марпл. Но на смену жалости скоро пришёл гнев - гнев против безжалостного убийцы».
Фортескью-младший, воплощенный в советской киноверсии знаменитого детектива - антигерой с рыцарским именем, обаятельный, как кот (и такой же опасный), способный в буквальном смысле пойти по головам; и этот образ в исполнении Андрея Игоревича получился намного богаче оттенками, многогранней и глубже, нежели в фильмах, снятых на родине писательницы.
Ванина Ванини
Телеспектакль по мотивам новеллы Стендаля - история странного и бурного романа римской аристократки и юного карбонария с закономерно печальным и безрадостным финалом. Роль Пьетро Миссирилли, возлюбленного заглавной героини, ею же и отправленного на эшафот, стала для Андрея своеобразной перекличкой с ролью Овода в фильме, снятом тремя годами ранее. И снова герою предстоит непростой, судьбоносный выбор между любовью к женщине и любовью к родине - и герой снова переступает черту, которую проводит перед ним жизнь.
Дуэт Андрея Харитонова и Ирины Печерниковой показан как столкновение итальянских страстей, прожитых по-настоящему глубоко, по-шекспировски трагично - и поэтому «Ванина Ванини» стала одной из самых достойных работ Андрея в кино.
Жизнь Клима Самгина
Сам Андрей Игоревич считал роль Игоря Туробоева, человека очень умного, проницательного, но при этом несколько циничного, «распыляющего себя на иронию», своей удачей. И, действительно, его Туробоев, «fin de si?cle», альтер-эго Клима Самгина - образ очень неординарный, совмещающий несовместимое: в нем удивительным образом уживаются раздробленность принципов и цельность характера, преклонение перед женщиной и жажда одиночества, неутолимый интерес к жизни и наигранная скучливость…
Харитоновым сыгран настоящий потомственный аристократ, способный на отважный поступок (стоит вспомнить его попытку помочь мужику, которому передавило шею веревкой при подъеме колокола) и на подлинную жертвенность (когда он выносил на себе раненых с линии огня во время Кровавого воскресенья и когда принял смерть от предназначенной не ему предназначенной пули во время Московского восстания 1905 года) - человек, который оставался по-настоящему живым до конца, каким был и сам Андрей Игоревич.
…Замечательный, яркий, необычайно аристократичный в любой роли актер Андрей Харитонов покинул нас в 2019 году, но с нами остались созданные им образы - Овода, Хоакина Мурьеты, Артура Грея и многих других героев, необычных и многогранных, встреча с которыми всегда волнует, по-своему радует и заставляет задуматься.