На ТНТ и PREMIER успешно идёт 2 сезон российского сериала «Год культуры». По этому поводу мы решили вспомнить 10 не менее качественных отечественных телешоу, в которых деклассированные элементы становились лучше из-за жизненных обстоятельств.
Год культуры
Начнём с виновника, вдохновившего нас на составление этого списка: новый сезон сериала «Год культуры» можно увидеть на PREMIER и с небольшой задержкой на ТНТ. Для тех, кто не знает, что это за сериал такой, то вот вкратце сюжет первого сезона. На прямой линии с президентом РФ хрупкая девушка, доцент кафедры русской литературы в Верхнеямском филологическом институте, Софья Белозёрова пожаловалась Владимиру Владимировичу о предсмертном состоянии просвещения в её регионе. И теперь директор департамента Министерства образования Виктор Сычёв вынужден ехать в Верхоянск, чтобы за год сделать из ВФИ кандидата на вступление в список «100 лучших ВУЗов России». Понятно, что избалованному Сычёву и в страшном сне не могла присниться эта ссылка, и в гробу он видал этот институт, но уже к концу пребывания в российской глубинке он готов буквально костьми лечь перед бульдозерами, чтобы не дать разрушить здание ВФИ.
Вы правы, если вам почудилось, что вы где-то уже это видели. Фёдор Бондарчук несколькими годами ранее сыграл почти такую же роль у Дуни Смирновой в «Двух днях». Но успех «Года культуры» заключается не только в сыгранном им Сычёве, а в деталях, знакомых каждому, кто получил филологическое образование. Искусно прописанные персонажи –это просто энциклопедия провинциального образования. Оторваться же от наблюдения за развитием отношений между Белозёровой и Сычёвым практически невозможно.
В новом сезоне Сычёв и его верный помощник Стасик возвращаются в проклятый Верхнеямск, чтобы организовать Международный литературный форум. Правда, нашего функционера интересует не столько само предприятие, сколько его финансирование.
Вывод: миром правят не деньги, а любовь (и немножко взятки).
Домашний арест
Ну, вы сами всё знаете. Но если вы по каким-то причинам последние несколько лет прожили на необитаемом острове, то вот про что «Домашний арест». Жили-были в одной коммуналке два мальчика: очкарик Аркаша и бугай Ваня. Ваня всегда обижал Аркашу, но прошли годы, и теперь Аркадий Борисович Аникеев – мэр города Синеозёрска, а Иван «Самсон» Самсонов – простой рабочий на стройке. Когда Аникеев попадается на взятке, то чиновника сажают под домашний арест по месту прописки, то есть в ту самую древнюю полуразвалившуюся коммунальную квартиру, где ещё умудряются выживать семья Самсоновых и ещё несколько жильцов. Тогда у Аникеева рождается план: сделать из Ивана нового мэра, который бы освободил пленника. Но спасёт взяточника его бывший враг и противник активистка Марина.
Что было дальше? Масса смешных ситуаций, головокружительный актёрский состав, море зрительский оваций (включая похвалы от тогдашнего премьер-министра Дмитрия Медведева и режиссёра Никиту Михалкова) и дождь всевозможных премий, среди которых «Ника», «Золотой Орёл» и АПКиТ.
Вывод: даже в безвыходной ситуации наши взяточники и казнокрады всегда что-нибудь придумают.
Жуки
Интересна в «Жуках» не генеральная сюжетная линия (трое айтишников, чтобы избежать армии, вынуждены проходить альтернативную службу в деревне Жуки, параллельно создавая дорогущее интернет-приложение), а побочная, связанная с бизнесменом Владимиром Марченко. Инвестор в разработку приложения, которого сыграл Игорь Верник, устал ждать от ребят результата (трудно работать там, где про интернет мало кто слышал) и едет сам на место заточения компьютерных гениев, где и застревает надолго. Несмотря на то что всем «москвичам» достаётся по полной, бывшему миллионеру приходится хуже всех в физическом смысле. На него падает всё, что может падать, рушится всё, что может рушиться. В него стреляют, мечут ножи, бьют током, сбивают на машине, сбрасывают с обрыва и наносят повреждения, не совместимые с жизнью. Однако хитрому подлому и алчному Марченко не только удаётся выжить, но и вызвать зрительские симпатии.
Практически идеально придуманный, снятый, собранный и смонтированный сериал «Жуки» совмещает в себе не только формулу «столичные неженки оказываются в экстремальных диких условиях», которая присутствует почти в каждом пункте нашего списка. Это ещё и приключения, rollercoaster на максималках, причём настолько изобретательные, что неизвестно, что ещё могут придумать авторы в последующих сезонах (а съёмки третьего сезона уже идут).
Вывод: каждый, кто хоть раз попадает в Жуки, остаётся в Жуках навсегда.
Исправление и наказание
Самый молодой участник нашей десятки, который всё ещё идёт на ТНТ, но выделяется среди прочих тем, что здесь действует не схема «наказанные чиновники проходят исправление в не привычных для них условиях». Здесь родственники погибшего миллиардера в поисках своего наследства попадают в колонию строго режима, которой заправляет самый добрый в мире надзиратель Алёнушка Викторовна Неверова. Она уверена, что даже самый отпетый уголовник пойдёт на исправление, если относиться к нему с лаской, и вообще «от улыбки хмурый день светлей». Но иногда Неверова перебарщивает с обнимашками и может чуть ли не задушить каждого в своих объятиях.
Комизм (он же драматизм) ситуации заключается в том, что наши наследники никак не понимают, что в русской тюрьме не работают принципы, к которым их приучали с детства. Тут не всё покупается и продаётся, тут мало иметь идеальное тело, чтобы соблазнить начальника, тут дорогие шмотки ничего не стоят. Особенно, когда на их пути стоит «розовый танк» в виде Неверовой.
Вывод: от добра добра не ищут.
Как я стал русским
Ситком от Василия Куценко, Виталия Шляппо и Вячеслава Муругова слишком похож на множество проектов, созданных Yellow, Black & White: здорово, весело, дорого, но быстро приедается. Главный герой – не уголовник и не преступник, а известный американский журналист Алекс Уилсон, который в одной из статей перешёл дорогу крупной шишке и теперь вынужден скрываться в Москве в российском филиале своего издательского дома American Post. Хипстер с повадками мажора (а на самом деле, просто наивный американец) не понимает, что в России действует принцип «улыбайтесь, это всех раздражает», и последовательно наступает на все грабли, на которые наступают все иностранцы, а сценаристы сериала - на все штампы историй про приключения чужих в России. Первое, что делает Уилсон, - это напивается до бесчувствия в компании олигарха Платонова. Далее – по списку: кража документов, ночь в бомжатнике, попадание в СИЗО, обман риэлторов, знакомство со взяточничеством и, разумеется, влюблённость в красивую русскую девушку. Так, американец вместо того, чтобы работать и вести колонку о странных наших соотечественниках, попадает из одного приключения в другое.
Множество клише не означает, что «Как я стал русским» плохой сериал. Наоборот, в этой необязательности есть флёр, вызывающий симпатию. Настолько, что в том же году вышел полнометражный игровой фильм с тем же названием, примерно с теми же героями, но в обстоятельствах суровой русской зимы и с китайским женихом (копродукция отечественных и китайских студий).
Вывод: что русскому хорошо, то американцу смерть.
Корни
Город Залещинск. 10 лет назад Дима Королёв уехал в плацкартном вагоне в Москву в поисках лучшей жизни, оставив своей любимой Алёне колечко из фольги в знак того, что они обязательно поженятся, когда он вернётся. Он вернулся 10 лет спустя в статусе топ-менеджера, который должен построить торговый центр на месте Дома культуры. Но за то время, пока Дима обрастал понтами в Москве, директором ДК стала та самая Алёна, которая (как и многие его земляки) посчитала его долгое отсутствие на родине за предательство. В принципе, так оно и есть, нынешний Дима ведёт себя в Залещинске просто по-свински. Ему не нравится всё: от номера в гостинице до салата «Цезарь», - он стыдится своей семьи и своего прошлого, он привык к тому, что все вопросы легко решают деньги, но тут сталкивается с обстоятельствами непреодолимой силы.
Очень жаль, что «Корни» прошли как-то незаметно для нашей публики, а ведь это один из самых пронзительных сериалов наших дней (даже несмотря на то что среди продюсеров числится Александр Масляков-мл.). Его структура очень похожа на модный формат комедийных фильмов, когда сначала весело, а ближе к концу всё плавно перетекает в глубокую, до слёз, драму. Тем более что в сериале занят звёздный состав артистов (Богатырёв, Скоморохова, Валюшкина, Сычёв, Уколова, Лапенко и другие), напоминающих, что они не только комики, но и серьёзные актёры, а режиссёр Марк Горобец славится тем, что, выбирая любой сценарий жанрового кино, может перевернуть устои с ног на голову. Не Жора Крыжовников, но всё же.
Вывод: почитай отца, почитай мать (и это безо всякого ёрничания).
Универ: 10 лет спустя
В возродившемся «Универе» всё изменилось, по сравнению с общагой десятилетней давности. Москва 20-х годов нынешнего века – это уже не короткий путь от института до общежития и обратно с заходом в кафе. Это новостройки, детские сады, красивые фасады, загсы и престижные вузы. Несмотря на то что главные герои остались те же (Майкл + Варя, Антон + Кристина, Маша + Валя и Яна, не определившаяся с жизненными приоритетами), нас волнует в первую очередь линия Антона и Кристины. Дело не только в том, что это центральный сюжет (плюс-минус), а в том, что мы видим крах империи Мартыновых. Вся проблема состоит в том, Антон (он же Стас Ярушин, чтобы было понятнее) после потери отца живёт не просто припеваючи, он чувствует себя королём мира: особняк, джакузи на свежем воздухе, бескрайние изумрудно-зелёные поля, целый штат прислуги-рабов. Это может продолжаться до тех пор, пока его бизнес, как и наследство, в один из моментов не отжимает коварный конкурент (Алексей Серебряков), и теперь Антон остаётся ни с чем. Спасти его может только Кристина, у которой ещё осталась общая с бывшим супругом квартира, но захочет ли она снова жить с избалованным безработным опустившимся Антоном, тем более что у неё уже есть богатый поклонник?
Новый «Универ» подрос не только сообразно хронологии, но и внешне, и присутствие больших актёров (Алексей Серебряков, Анатолий Белый) лишний раз доказывает это. «Универ. 10 лет спустя» уже больше, чем просто ситком о студентах и аспирантах, живущих в одном общежитии. Теперь здесь мы видим взрослых людей с вполне взрослыми проблемами.
Вывод: в любой непонятной ситуации сохраняй спокойствие и иди за помощью к своей бывшей или своему бывшему.
Полярный
Если первый сезон «Полярного» был посвящён бывшему бандиту Вите «Мяснику», случайно оказавшемуся в крошечном посёлке где-то около Заполярья и забывшему пароль от общака, то во втором сезоне всё ещё интереснее. Витя окончательно ассимилировался на Севере, живёт с любимой Полей, деньги были найдены и отданы коррумпированному мэру, чтобы он совершал только добрые дела для жителей Полярного. И тут из Москвы приезжает то ли бандитка, то ли госслужащая (в нашем случае, это одно и то же) Раиса Захаровна с намерением сделать самую большую свалку в Европе. Есть одно но: место для предполагающейся мусорки находится посередине экофермы Мясника. Теперь настал черёд для самой Раисы привыкать и к реалиям русского северной глубинки.
Первый «Полярный» стал бенефисом для Михаила Пореченкова, второй – это феерическое появление фурии в исполнении бывшей кавээнщицы и комикессы Марии Кравченко. Её привыкание к российскому Северу будет не таким простым, как это случилось с Витей, она станет остервенело цепляться за свою злодейскую (и столичную) сущность. Природа, разумеется, возьмёт своё, и нашей «Круэлле» придётся отвечать за содеянное.
Вывод: если в столицах всё решается с помощью взяток или переговоров, то на Севере всегда нужно пробиваться с кулаками. Даже если ты хороший человек.
Полицейский с Рублевки
Самый элитный отдел полиции Московской области повысили в званиях. Измайлов командует оперуполномоченными, Мухич – начальник следственного отдела, а Яковлев начальник ОМВД. Но радость это не приносит, потому что весь отдел перевели из привилегированного района в Барвихе в простое Бескудниково с туповатыми полицейскими, которые ничего более умного, чем нагадить в машину Яковлева, придумать не могут. Володя медленно съезжает с катушек, Измайлов пытается хоть как-то исправить ситуацию, а Мухичу, кажется, всё равно, где работать, лишь бы Кристина была где-то рядом. Кстати, у самой Кристины также сменилась профессия, она окончательно отказалась от карьеры элитной проститутки и вдвоём с Алёной замутила кофейный бизнес.
Второй сезон от гения современной российской комедии и одного из самых продуктивных сценаристов, режиссёров и продюсеров Ильи Куликова вовсе не стал хуже, чем первый «Полицейский с Рублёвки». Даже где-то наоборот, здесь женскому коллективу отведено больше места, чем в предыдущих эпизодах, а противостояние «рублёвских» и «бескудниковских» полицейских добавило остроты и смешных ситуаций.
Вывод: не бойтесь бросить все на карту и жизнь переломить свою. Всё равно в третьем сезоне наши любимые знакомые вернутся на Рублёвку.
Чики
Ещё одно шоу, обласканное как критиками, так и зрителями. В маленький южный городок возвращается из Москвы на красном мини-купере бывшая проститутка Жанна. Завоевать столицу у неё не получилось, и теперь она хочет завести новое дело: открыть фитнес-центр. Еле-еле и с большим трудом она уговаривает своих подруг бросить «работу на трассе» и войти в долю. И вот Света, Люда и Марина с большим азартом включились в новое предприятие, но постепенно становится понятно, что никому этот фитнес не нужен и проще быть путанами, чем затевать большое правильное дело. Чем дальше – тем настроение девушек всё больше заражается скепсисом, а сам сериал всё меньше напоминает комедию, к концу же «Чики» становится настоящей драмой с претензией на катарсис, что является редкостью для отечественной телеиндустрии.
«Чики» открыли российскому зрителю талант как минимум трёх актрис. Если Ирину Горбачёву уже знали по постам в интернете, фильмам и театральным работам, то её три подруги, которых сыграли Ирина Носова, Варвара Шмыкова и Алёна Михайлова, что называется, «проснулись знаменитыми» и теперь нарасхват в кино и на сцене. Что же касается режиссёра и автора идеи Эдуарда Оганесяна, ему можно только позавидовать. Он бился над этим проектом несколько лет, но все ему отказывали в финансировании, потому что был непонятен жанр «Чик» и как к нему подходить. Справедливость восторжествовала, когда за дело взялись продюсеры из More Originals, которые рискнули-таки заняться проектом и сорвали банк, «Чики» стал не только одним из главных хитов more.tv, но и весьма заметным фильмом в кризисном 2020 году. И слава богу, что Оганесян вовремя остановился и отказался снимать продолжение, сделав «Чики» самостоятельной цельной восьмичасовой картиной.
Вывод: риск – не только благородное дело, но и опасное, особенно на южных просторах нашей консервативной страны.