Топ-10 всего ужасного и страшного, что можно и нужно смотреть на Хэллоуин

Топ-10 всего ужасного и страшного, что можно и нужно смотреть на Хэллоуин

Мы календарь перевернули, и – оба! – снова 31 октября! Если вы не поклонник буржуйского праздника Хэллоуина, но хотите приобщиться к атмосфере Дня всех святых, то рекомендуем вам начать с кино. Мы нашли для вас 10 страшных фильмов, среди них есть новинки и не очень, сериалы, сиквелы, спецвыпуски и перезапуски. И не благодарите.

Восставший из ада

Перезагрузка франшизы по роману (и фильму) Клайва Баркера про древнюю головоломку, вызывающую сенобитов – демонов, которые забирают играющего с «кубиком Рубика» в ад. Ребут вышел на платформе Hulu и получился тёмным, длинным и нестрашным, но многим понравилось.

 

Если же вам не хочется смотреть современную версию с гомосекcуалистами, наркоманами и (о, ужас!) Пинхедом-женщиной (на самом деле, это сыграл трансгендер, но не важно) вместо Дага Брэдли, то можно посмотреть оригинальную версию из 10 серий. Спойлер: после второй части лучше остановиться.

Кабинет редкостей Гильермо дель Торо

Восемь фильмов, восемь режиссёров, восемь фобий, восемь стилей и жанров – всё это связано главным сказочником современности Гильермо дель Торо, выступившим на проекте в качестве худрука. Точнее сказать, основной связующей нитью здесь является руководство Netflix, подписавшее Гильермо, а тот уже в свою очередь позвал в «Кабинет редкостей» своих приятелей, операторов и рассказчиков, а сам оскароносный режиссёр появляется в начале каждой серии с вводной речью.

 

Первые ассоциации, конечно же, - это Хичкок, который так же любил выходить из темноты и бормотать что-то несвязное и не имеющее никакой смысловой нагрузки. Но, если зубоскалить, то получится такой абстрактный Леонид Парфёнов: «Крысы, кладбища, трупы, мистика, Лафкрафт. То, без чего фильмы ужасов трудно представить, ещё труднее понять».

Клуб полуночников

Ещё одна антология диких историй в нашем списке, но на этот раз не очень страшных. Дело в шоураннере Майке Флэнагане. Он поставил такие картины, формально проходящие по категории «фильмы ужасов», как «Уиджи. Проклятие доски дьявола», «Окулос», «Доктор Сон» и другие хорроры, смотреть которые совсем не страшно и даже местами не интересно. Флэнаган – мастер по раздуванию важности своих картин, как самых жутких историй в истории человечества, но в итоге выходят фильмы, больше похожие на простые человеческие драмы.

 

Та же история и с сериалом «Клуб полуночников». Действие происходит в середине 90-х (ностальгические грандж, хаус, клетчатые рубашки прилагаются) в хосписе для тинейджеров с неизлечимыми болезнями. Руководит заведением доктор Джордина Стэнтон (Хитер Лэнгенкамп - Нэнси из «Кошмара на улице Вязов»), которая закрывает глаза на странные чудачества подростков: каждую полночь дети собираются в библиотеке и рассказывают друг другу страшные истории. Эти посиделки носят как терапевтический, так и мистический аспект. Полуночники заключили договор: кто из них первый умрёт, тот должен подать весточку из могилы, доказывающую, что загробный мир существует. Судя по последней серии, «Клуб полуночников» не собирается закрываться на первом же сезоне.

Улыбка

Ещё одна больничная история. У главной героини, психиатра Роуз Коттер, немножко сдвигается крыша после того, как её пациентка с улыбкой перерезает себе горло осколком разбитой вазы. Но прежде чем сделать это, мнимая больная успевает рассказать Роуз, что она не психованная, а просто ею овладел улыбчивый монстр, и скоро он проникнет в каждого, включая докторов.

 

Главное в «Улыбке» - не сюжет, а то, что фильм является дебютом молодого дарования Паркера Финна, поставившего картину по своей же короткометражке. А ещё интереснее то, как была построена маркетинговая кампания: на спортивные мероприятия приходили странные (и страшные) люди, которые странно и страшно улыбались. Итог: при явно копеечном бюджете фильм за месяц собрал почти $200 млн. Улыбайтесь, это всех раздражает. 

Вышка

Вот вам подгон, акрофобы. Две девицы, любительницы адреналинового всплеска, решили испытать судьбу и залезть на самый верх заброшенной 600-метровой телевышки. Зачем они это сделали? Одна из них год назад потеряла мужа, такого же любителя высоты, и теперь вместо того, чтобы топить горе в вине, ей необходимо расслабиться и развеять прах суженого. Но всё пошло не по плану.

 

«Вышка» выделяется из нашего списка тем, что здесь нет никакой мистики, но есть чистый, ничем не закреплённый страх высоты. Этот герметичный триллер можно было даже увидеть в российских кинотеатрах (и где-то он идёт до сих пор). Забавный факт: будь ты хоть сотни тысяч раз закреплён и перестрахован, очень трудно во время съёмок обойтись без мата. На площадке стояла отборная ругань, f-слово звучало в финальной монтажной сборке около 30 раз, но когда подошла очередь присваивать фильму возрастной рейтинг, то пришлось задуматься. Переснимать дорого, переозвучивать тоже, «запикивать» или блёрить значило потерять реальность происходящего. И тут пригодилась технология deepfake, с помощью которой вся ненормативная лексика оказалась вполне себе детской, и фильму присвоили рейтинг PG-13.

Ужасающий 2

А теперь ваша очередь, коулрофобы! Самый мерзкий фильм в мире породил продолжение. С момента событий первой части «Ужасающего» прошёл год. Уродливый клоун Арт сбегает из морга, убив пару полицейских, забегает в магазин, торгующий костюмами к Хэллоуину, где встречает новых героев: Сиенну с подругой. Им удаётся ускользнуть (но это для них ничего хорошего не значит), а вот продавцу магазинчика ужасов нет. Арт идёт по следам девочек, и всем, кто попадается ему на пути крупно не везёт. Тут ещё и младший брат Сиенны Джонатан болтается пд ногами, потому что он зациклен на маньяках и нацистах и хочет пойти на Хэллоуин в костюме Арта (но это тоже для него ничего хорошего не принесёт).

 

Мы не знаем, что употребляет режиссёр, сценарист и продюсер Дэмиен (это настоящее имя или псевдоним?) Леоне, и нам непонятно, что творится у него в голове, но не может один человек придумать столько различных способов убийств и просто мерзостей. Вторая часть больше и дороже предыдущей, здесь бегают не по одному дому, представляющему гигантский лабиринт, а уже по маленькому, но городу. И Арт тут не один, а с Маленькой Бледной Девочкой (в титрах так и указано), которая умеет говорить разными голосами. Тут и поедание мёртвых крыс, и акты дефекации, и убийство с помощью кислоты, и девушка из предыдущего фильма рожает… голову клоуна! За всё за это Леоне должен гореть в аду, хотя достоин снисхождения из-за маркетинговой стратегии, согласно которой в роликах и статьях сообщалось о том, как зрителей тошнило, как они падали в обморок и посетителей кинозалов забирали десятки карет «Скорой помощи». Но это всё равно ничего хорошего Дэмиену Леоне всё равно не принесёт.

Хэллоуин заканчивается

На самом деле, этот «ХЗ» не совсем про Майкла Майерса. Он про город Хэддонфилд, вот уже 40 лет заражённый злом, как болезнью, которую олицетворяет убийца в маске с ножом. Безобидный Кори Каннингем, подрабатывающий няней, случайно становится причиной гибели мальчика в ночь на День всех святых. Спустя три года разбирательств, что же тогда произошло, Кори не может найти себе работу лучше, чем мусорщик на свалке, а все жители городка обходят его, как прокажённого. Одна лишь медсестра Эллисон хочет помочь ему, но её бабушка, ага, правильно, Лори Строуд смотрит на их отношения искоса. Всё меняется, когда местные гопники не сталкивают Кори в канализацию, в которой всё время после предыдущего фильма «Хэллоуин убивает» скрывался, ага, правильно, Майкл Майерс. Ну и понеслось…

 

Совершенно не важно, что это за ХЗ. Для режиссёра и сценариста Дэвида Гордона Грина – это конец трилогии его видения классического «Хэллоуина». Для Джейми Ли Кёртис – передача эстафетной палочки новой королеве крика. По крайней мере, очень хочется надеяться на это. Ну не гоже почтенной даме бегать от маньяка, за маньяком или притворятся трупом. Тем более после такого сногсшибательного перфоманса, как «Всё везде и сразу». Отдать концы!

Ночной оборотень

В Marvel Studios не устают удивлять даже тех, кто уже устал смотреть на продукты этого медиамонстра. В этот раз они сняли «хэллоуинский» special с Гаэлем Гарсиа Берналем в главной роли Джека Расселла. Он и ещё несколько так называемых «охотников на монстров» после смерти главы их группировки Улисса Бладстоуна собираются в его особняке, чтобы в ходе ночной бойни стать новым хозяином уникального артефакта.

 

Чем удивлять будем, «Марвел»? Тем, что этот коротенький фильм, снятый для Disney+, стилизован под би-муви от Universal середины XX века. Почти час почти чёрно-белого торжества с тенями и головами убитых чудовищ на стенах, оборотнями и монстрами по имени Тед и Джек. Что-то подобное в Marvel сделали в случае с первыми эпизодами телесериала «Ванда/Вижн», и вот сейчас снова вернулись к хулиганским выходкам.

Монстр: История Джеффри Дамера

Вот и биографический сериал. Джеффри Дамер – это американский Чикатило. За 4 года (с 1987 по 1991, но первое убийство он совершил ещё в 1978 году, когда ему было 18 лет) он убил 17 человек. Все жертвы были мужчинами или юношами, Джеффри заманивал их к себе домой или в гостиничный номер, где убивал их, насиловал, расчленял и некоторые части тела употреблял в пищу (как говорится, не обязательно в таком же порядке).

 

Про Дамера снято масса фильмов, телевизионных передач и документалок. «Монстр» не пытается исследовать  природу убийцы. И без сериала все давно уже знают, что Джеффри совершал адские преступления из гомофобных и расистских побуждений (в первой серии как раз и показано, как он убивает чёрного гея). «Монстр» методично и хладнокровно показывает процесс, как он это всё совершал, даже актёр Эван Питерс (Ртуть из «Людей Икс») поразительно похож на Дамера. Многие отказываются на эту натуралистичность смотреть, но у нас сегодня Хэллоуин или день рождения Вилли Вонки, чёрт возьми???!

Перл

«Пёрл» - это приквел к буквально полгода назад вышедшему фильму «Х». Действие оригинала происходило в 70-е годы, группа «артистов» по дороге снимала кино (но на самом деле порно) и остановилась на ночлег в одной очень неприятной хижине. А в «Пёрл» всё происходит во время войны. Причём война несёт здесь абстрактный характер: Первая или Вторая мировая – неважно. Важно то, что пока солдаты умирают в окопах, юная Пёрл танцует на заднем дворе и грезит о том, как станет большой звездой. А для того, чтобы стать большой звездой, надо пойти на большие плохие поступки.

 

Тай Уэст снимает свою трилогию секса, насилия и поп-культуры на студии «24», а это уже означает, что перед нами не просто ужастик, а фильм с претензиями. Если «X» больше отсылал к «Техасской резне бензопилой», то «Пёрл» - это проявление синефильской любви то к «Волшебнику страны Оз», то к «Звукам музыки». Очаровательная Миа Гот здесь танцует и поёт в атласном красном платьице, а вокруг неё вёдра кровищщщи. Недаром фильм был представлен на последнем Венецианском кинофестивале, параллельно с «Блондинкой», что немедленно было замечено критиками: по сути, обе картины об одном и том же, о том, на что надо пойти, чтобы тебя все любили. Да и Мартин Скорсезе остался в полном восторге от дуэта режиссёра Уэста и его музы Гот Уэст и написал о том, насколько он был «очарован и взволнован», что аж заснуть не мог.

И… бонус! Кукольные мультфильмы Свердловской киностудии

 

Ну мы никак не можем не рассказать про российские ужасы. Но так как в современной России ужасов и так полно, что в кинотеатрах, что вне их, то мы вынуждены обратиться к прошлому. Если вы родились в СССР, то, конечно, помните, ужас, который наводили советские кукольные мультики. Когда об этом рассказывает даже Евгений Гришковец в одном из своих спектаклей, то можно сказать, что это стало частью нашего культурного кода, как Бугимен для американцев. Согласитесь, что прекрасный текст Носова «Незнайка в Солнечном городе» в виде кукольной анимации ничего, кроме желания закрыть глаза, не вызывает (там даже коротышки говорят, не открывая рот). Или чем провинились книги Волкова про Волшебника Изумрудного города с прекрасными иллюстрациями Владимирского, что по ним сняли «нечто», похожее на фильмы Карпентера?

 

Но почему центром советской кукольной анимации, его Мордором, стала Свердловская киностудия? Нет ответа. Все эти ослики, желающие стать бабочкой, бурёнушки, храбрые зайцы, подарёнки, данилушки без ротовых отверстий – этот бестиариум можно продолжать долго, но страшно. Для Хэллоуина то, что надо.


Смотрите любимые хорроры на видеосервисе Wink бесплатно 60 дней по промокоду! Реклама.ПАО "Ростелеком"

Рецензия на фильм «Амстердам»: Неуместный декадентский фарс в декорациях «Великого Гэтсби». Рецензия на фильм «Амстердам»: Неуместный декадентский фарс в декорациях «Великого Гэтсби».
«Даже если ты дебютант, ты должен приходить на площадку с уверенным выражением лица» — интервью с режиссером-дебютантом сериала «Право на свободу» Артёмом Дубра «Даже если ты дебютант, ты должен приходить на площадку с уверенным выражением лица» — интервью с режиссером-дебютантом сериала «Право на свободу» Артёмом Дубра
Рецензия на сериал «1899», где создатели популярнейшей «Тьмы» опять сделали свой «Лост» Рецензия на сериал «1899», где создатели популярнейшей «Тьмы» опять сделали свой «Лост»
Рецензия на сериал «Сны»: Прилучный, полиция, мистика, снова на серьёзных щах – всё, к чему мы так привыкли Рецензия на сериал «Сны»: Прилучный, полиция, мистика, снова на серьёзных щах – всё, к чему мы так привыкли
«Либо ты сам делаешь себя сильнее, либо этим займется жизнь,» — интервью с актером Олегом Ягодиным о фильме «Земун» «Либо ты сам делаешь себя сильнее, либо этим займется жизнь,» — интервью с актером Олегом Ягодиным о фильме «Земун»
Рецензия на фильм «На западном фронте без перемен»: Злободневная антивоенная драма и претендент на «Оскар» Рецензия на фильм «На западном фронте без перемен»: Злободневная антивоенная драма и претендент на «Оскар»
Рецензия на фильм «Черный Адам»: задорная супергероика DC, которую коллеги из Marvel делать уже разучились Рецензия на фильм «Черный Адам»: задорная супергероика DC, которую коллеги из Marvel делать уже разучились
Рецензия на сериал «Переговорщик» — чрезмерно тяжеловесный, но умный детектив от создателей «Хрустального» Рецензия на сериал «Переговорщик» — чрезмерно тяжеловесный, но умный детектив от создателей «Хрустального»