Десятка лучших фильмов 2022 года

Десятка лучших фильмов 2022 года

Наступил 2023 год, а мы подводим итоги «Лучших фильмов 2022 года», которые были доступны как официально, так и не очень официально в сети и российских кинотеатрах.

Род мужской

«Род мужской». Принцип «кино надо смотреть в кино» для меня определяющий, но в кинотеатрах в этом году было немного захватывающих фильмов (по понятным причинам), да и развлекательное кино как-то в горло не шло (по понятным причинам). Зато был новый фильм любимого Алекса Гарленда, который начинается с пасторальных пейзажей английской глубинки, куда главная героиня переезжает после личной трагедии. Постепенно всё переходит в дикий макабр, ужас о бессознательном превалировании мужского начала. Фильм, в котором все мужские роли сыграл Рори Киннер, начнут разгадывать лет через пять-десять, как спорят до сих пор об «Аннигиляции» того же Гарленда. А что, как не дебаты, может радовать настоящего киномана? — Родион Чемонин.

Банши Инишерина

«Банши Инишерина». Подозреваю, главные хиты мы увидим в 2023-м, но если у меня спросят, по какому фильму мне запомнился 2022 год, я сразу назову «Банши Инишерина». Два закадычных друга внезапно поссорились на пустом месте. Просто одному (Брендан Глиссон) разонравился другой (Колин Фаррелл). Один угрожает другому, что если тот будет ему докучать, то он будет отрезать себе по пальцу. Абсурдные диалоги без единого лишнего слова, точные актёрские работы и много, много пространства. Всё это на фоне гражданской войны, выстрелы которой даже спустя 100 лет задевают любого зрителя, смотрящего фильм о том, как первая кровь пролилась из-за того, как один вдруг перестал нравиться другому. — Родион Чемонин.

Блондинка

«Блондинка». Эндрю Доминику как эксцентричному австралийцу многое прощалось, но вышедшую на Netflix «Блондинку», кажется, в Голливуде ему не простят никогда. Под видом престижного байопика на экране разыгрывается избыточный, бесстрашный, возмутительный от первого и до последнего кадра китч. Несмотря на бубнеж критиков, нет никаких сомнений в том, что «Блондинку» в относительно скором будущем ждёт судьба «Шоугерлз», «Долины кукол» и линчевской полнометражки про Лору Палмер — ну, то есть стать такой абсолютной классикой кэмпа — одиозной картиной, над которой все снисходительно ржут, но при этом втихаря пересматривают ее за закрытыми дверями по сто раз. — Анатолий Ющенко.

Тар

«Тар». Триумфальное возвращение изумительного американского постановщика Тодда Филда, которого не было слышно и видно целых 16 лет. В центре сюжета драмы — всемирно известная дирижерка Лидия Тар, сумевшая достичь невиданных высот в области классической музыки (где, как известно, в основном доминируют мужчины). Сюжет «Тар» в кратком пересказе для человека, который фильм еще не посмотрел, вероятно, может прозвучать как завязка очередной кондовой мелодрамы про girl power. «Тар», впрочем, сильно умнее и интереснее. Это одновременно и исследование феномена «культуры отмены», и сыгранная как по нотам история падения, и просто очень талантливый фильм про власть, которая одинаково развращает всех, будь ты Харви Вайштейн или гениальная дирижерка. — Анатолий Ющенко.

Казнь

«Казнь». Явно заслуживающий внимания фильм уходящего года и однозначно лучший отечественный режиссерский дебют! Хрестоматийный «финчеровский» триллер клипмейкера Ладо Кватания - визионерская антология обыденности зла в сеттинге начала 90-х. Паталогическая фантасмагория в семи актах, полная пороков, страстей и натурального безумия, отчетливо фиксирующая дух и приметы того смутного времени. Потрясающе талантливо, эстетически совершенно и бескомпромиссно жутко. — Егор Дёмин.

На Западном фронте без перемен

«На Западном фронте без перемен». Наиболее актуальный фильм 2022 года, пронзительная антивоенная драма и третья попытка осмыслить великое произведение Ремарка, в пух и прах разносящая мифологизацию любого батального героизма. История трансформации патриотично настроенного идеалиста в искалеченную бойней душу, которая пытается оставаться человечной не смотря на ужасы Первой Мировой. Самый масштабный проект в истории немецкого кинематографа и серьезная заявка на «Оскар» в номинации Лучший иностранный фильм. — Егор Дёмин.

Решение уйти

«Решение уйти». Чуть ли не единогласно прозванный критиками самым красивым фильмом года берет он, конечно, не техническим перфекционизмом. Детективный процедурал, на фоне которого разворачивается возвышенная, платоническая, запретная любовь, настоящее «Любовное настроение» Карвая, оформленное в романтическую обертку «Сладкой жизни» Феллини. Фильм как поиск истины и любви бессонными ночами; блуждание в тумане с риском раствориться, не дождавшись рассвета. – Павел Гребнев.

Всё везде и сразу

«Всё везде и сразу». Если у сестер Вачовски спросить, почему они не сделали ничего лучше «Матрицы», то ответом «А кто сделал?» они теперь уже не отвертятся. Это зрительское кино, революционное технически (для своего бюджета), достойный наследник (сюрприз) «Этой замечательной жизни». Это мощное переосмысление извечной темы «родителей и детей», и один из лучших примеров отражения пресловутых «семейных ценностей» в кино. – Павел Гребнев.

Сердце Пармы

«Сердце пармы». Достойный отечественный ответ «Игре престолов», в котором создатели задрали абсолютно новую планку для российского мэйнстрима, перечеркнув все, что было вымучено отечественными киноделами ранее в жанре исторического фэнтези (привет, «Волкодав»), а результат не стыдно сравнить даже с «Властелином колец: Две крепости» Питера Джексона. «Сердце пармы» – это не только исторической опус о том, как одно очень могущественное княжество пытается подмять под себя больше земельных территорий, но и про дом, про семью, корни и истинную Родину, которая для каждого — своя. – Сергей Горбачев.

Аватар: Путь воды

«Аватар: Путь воды». Так уж повелось, что сиквелы традиционно редко бывают лучше оригинала, однако в Голливуде есть такой кинокудесник, как Джеймс Кэмерон – дважды доказавший («Чужие», «Терминатор 2: Судный день»), что это возможно. В новом фильме, как и обещал режиссер, зрителя ждет не только ошеломляющая графика, за счёт которой начинаешь верить, что раса На'ви, действительно, существует, но и детально проработаная вселенная франшизы, открывающая новые, ранее невиданные зрителем, уголки Пандоры, её флоры и фауны, а также обиталей. Самый главный блокбастер года режиссёр снимал более двенадцати лет, но ожидание стоило того. После просмотра не остаётся никаких сомнений, что ты побывал на другой планет, в миллионе световых лет от Земли. «Путь воды» — это действительно новое слово в мировом кинематографе и цифровых технологиях, а автором его вновь является Джеймс Кэмерон. – Сергей Горбачев.