6 ролей, которые не получил Высоцкий

6 ролей, которые не получил Высоцкий

Полуопального барда в фильмах снимали редко - всего в его кинокарьере около тридцати ролей. Сам Высоцкий шутил по этому поводу так: «Моя работа над фильмами чаще всего ограничивается фотопробами». При этом на одни роли он не прошел, как бы теперь выразились, кастинг, в других ролях его самого что-то не устроило, а третьи ему не достались из-за «распоряжения сверху». Если бы не эти обстоятельства, в «послужном списке» Высоцкого оказалось бы не менее ста кинообразов - разноплановых, разнохарактерных, несомненно ярких и уникальных, таких, которые запомнились бы наравне с самыми известными его работами.

Так в каких ролях, кроме знаменитых Жеглова, фон Корена, Бенгальского, дона Гуана, распорядись жизнь иначе, мы могли бы увидеть Владимира Семеновича?

Операция «Ы» и другие приключения Шурика

Операция «Ы» и другие приключения Шурика

Роль - Прораб Павел Степанович

Комедию Гайдая Высоцкий мог украсить таким исполнением  роли прораба, которое ничуть бы не уступило образу, созданному Пуговкиным (а тот, в свою очередь, воплотил бы другого персонажа - хулигана Федю). Однако появление на съемочной площадке Алексея Смирнова лишило зрителей возможности полюбоваться Высоцким в необычном амплуа.

Золотой теленок

Золотой теленок

Роль - Остап Бендер в фильмах «Золотой теленок» и «12 стульев»

Роль «сына турецкоподданного» могла быть бы сыграна Высоцким и у Швейцера, и у Гайдая. Однако Бендером в «Золотом теленке» стал Юрский, поскольку Швейцер нашел Высоцкого «слишком драматичным», а в «Двенадцати стульях» роль «великого комбинатора» досталась Арчилу Гомиашвили из-за возникших у Владимира Семеновича проблем со здоровьем.

Земля Санникова

Земля Санникова

Роль - Крестовский

Перевоплощение Высоцкого в офицера-авантюриста не удалось по совсем уж необычной (но по тем временам серьезной) причине: за несколько недель до начала съемок в эфире «Голоса Америки» о барде вышла передача, что и помешало утвердить артиста на роль. Этот отказ очень огорчил Высоцкого, который планировал сняться в этом фильме со своей женой и написал для «Земли Санникова» целую подборку песен - среди них были «Кони привередливые» и «Белое безмолвие».

Живет такой парень

Живет такой парень

Роль - Пашка Колокольников?

Действительно, Шукшин в роли главного героя в фильме «Живёт такой парень» видел именно Высоцкого - пробы артиста в образе Пашки оказались убедительными и самобытными. Однако загримированный под Колокольникова Леонид Куравлев выглядел более простоватым и поэтому лучше вписался в образ героя, постоянно влипающего в самые нелепые и комичные истории.

Емельян Пугачев

Емельян Пугачёв

Роль - Емельян Пугачёв

Сыграть харизматичного лидера и бунтаря, за которым двинулся бы «ходовой» народ, Высоцкому не удалось из-за того, что чиновники от кинематографа сочли его политически неблагонадежным. Поэтому на замену Владимиру Семеновичу нашли Евгения Матвеева, который, по мнению худсовета, был более органичен в образе казака. Тем не менее, фотопробы Высоцкого на роль Пугачева смотрятся впечатляюще.

Заглавный герой в «Сирано де Бержерак»

Несостоявшаяся роль в несостоявшемся фильме Эльдара Рязанова могла бы, пожалуй, стать одной из самых ярких киноработ Высоцкого. Интересно, что Рязанов искал на роль знаменитого парижского сочинителя и бретера как раз какого-нибудь известного поэта и отказал Высоцкому, потому что не был знаком с его творчеством.

Заключение

Также остались фотографии проб Высоцкого на роли генерала Чарноты в «Беге», сотника Степана в «Андрее Рублеве», Красавчика в «Зеленом фургоне» (кстати, Красавчику Высоцкий свой голос все-таки подарил в радиопостановке), бывшего военнопленного Лазарева в «Проверке на дорогах», матроса-анархиста в «Красной площади», Нестора Махно (картина осталась на стадии проекта), солдата в «Северной повести», Холина в «Ивановом детстве», статского советника Ивана Ильича Пралинского в «Скверном анекдоте», Желябова в «Софье Перовской», Блюхера в «Маршале революции».

Сегодня смотреть на снимки несыгранных Высоцким образов грустно - от них остается странное впечатление, будто артист не играл, а примерял на себя предложенные ему роли, притирался к образам, не надеясь на приглашение поучаствовать в съемках…

Режиссеры отказывали ему от ролей под самыми разными предлогами - эти отказы мотивировались порой тем, что в иных образах Высоцкий выглядел «слишком трагичным», в других «слишком развязным». Риск срыва съемок, плотный театральный график, уходы в «развязку» тоже не добавляли Высоцкому востребованности как киноактеру. И сам бард пробовал себя на поприще сценариста, однако планам на постановку его фильмов тоже не было суждено осуществиться - и жаль, что история не знает сослагательного наклонения.