Берлинский кинофестиваль 2012: Анжелина Жоли и война

Берлинский кинофестиваль 2012: Анжелина Жоли и война

В Берлине – первая громкая звездная премьера: Анжелина Жоли привезла свой режиссерский дебют «В краю крови и меда», в котором рассказала о гражданской войне в Югославии 1990-х годов. По такому случаю пресс-показ картины устроили дважды, а на пресс-конференции президиум отгородили двумя рядами стульев, чтобы никто не добрался до звезды. На фотоколл и саму конференцию актерский состав во главе с новичком-режиссером опоздал на 10 минут, но им простительно: их ждали бы и больше.

Фильм Жоли — история того, что делает с людьми война. Главные герои, серб Даниэль и боснийка Айла танцуют в клубе на явно не первом свидании, когда начинается бомбежка. Через несколько месяцев Айлу и многих других женщин забирают в военный лагерь сербов: убирать, готовить, обслуживать любые прихоти мужчин. Чтобы женщины были послушнее, некоторых насилуют сразу же на глазах у остальных. Айле повезло: главный у них — Даниэль, который спасает ее, называя своей собственностью. На протяжении всей картины ужасы, которые делают люди на войне, почти обходят Айлу стороной благодаря Даниэлю. Однако она все равно — его пленница. Любит ли Даниэль ее по-настоящему? Как относится к Даниэлю Айла? Невозможно понять, потому что все чувства в фильме искажены призмой войны и понятием «враг». Враг — твой бывший друг и сосед, твой учитель, твой возлюбленный. Война есть война.

Главные герои в военных обстоятельствах

Жоли и на пресс-конференции, и в других интервью настаивала, что очень старалась соблюсти баланс и не показывать одну сторону в этой войне. Между тем в фильме этот баланс явно нарушен. Все зверства, творящиеся на экране, делают сербы: выгоняют людей из домов, насилуют женщин, расстреливают мирных жителей и вышвыривают младенцев из окон. Боснийцы представлены жалкой кучкой партизан, галантных и человечных. Хотя финал картины несколько и переворачивает этот расклад, в целом впечатление остается одно: военные преступники в конфликте — сербы. Разумеется, Жоли не обвиняет отрыто кого-либо и не занимает чью-то сторону: она, скорее, на защите женщин, которые на войне страдают с обеих сторон. Плюс показывает, что и среди сербов далеко не все с радостью уничтожали мусульман: тот же Даниэль не хочет воевать и не понимает, зачем и кому нужна это война.

В картине нет откровенного смакования насилия, горы трупов, мозгов по экрану в рапиде и прочих ужасов, которые могла бы показать режиссер. Но, тем не менее, ее страшно смотреть — психологически. Страшно, когда соседи расстреливают друг друга. Страшно, когда солдаты идут на захват врага, прикрываясь женщинами. Страшно, когда человеческое покидает людей — кого-то сразу, кого-то, как Даниэля, шаг за шагом. Жоли как режиссер стремилась именно к такому эффекту: чтобы картину было некомфортно смотреть. Потому что война никогда не бывает комфортной.

Один из самых некомфортных моментов фильма

Для дебютной работы большой голливудской звезды «В краю крови и меда» можно назвать очень хорошим фильмом: это достойный труд режиссера, крепкие актерские работы и некомфортная, повторюсь, тема. Казалось бы, можно было и комедию, или драму об изнасилованных падчерицах, но нет — Жоли методично продолжает свой труд посла ООН, используя все возможности своей карьеры и положения. Уже за одно это ее можно уважать.

В интервью фестивальной прессе Анжелина подчеркнула, что ее очень беспокоил тот факт, что в конце прошлого века могло случиться подобное: в 40 минутах от Италии соседи убивали друг друга, и мир молчал. После войны актриса дважды побывала в зоне конфликта — как посол доброй воли ООН и затем на встрече с жертвами войны. Красота страны очаровала ее — равно как и ужаснула история происходящего. По ее словам, она почувствовала ответственность и необходимость рассказать своим согражданам — то есть американцам — что же происходило в краю крови и меда в то время. Анжелина сама написала сценарий, который позже пришлось отстаивать перед боснийскими женщинами-жертвами насилия на войне. Она не надеется, что ее фильм что-то изменит — но рассчитывает, что о случившемся в Боснии и Герцеговине будут хотя бы больше знать.

Анжелина и ее команда

На пресс-конференции вместе с Жоли был весь главный актерский состав, который говорил на отличном английском. Каждому актеру дали слово, попросив рассказать, как они попали в фильм и что для них значила эта работа. Каждый воспел Анжелину, давшую возможность выразить себя и свои переживания о событиях в их стране, и которая работала не как звезда, а как профессионал. Ванесса Глодьо (сестра Айлы) подчеркнула, что на чтение сценария у нее уходит обычно 2 часа, а этот она читала все четыре, потому что каждая страница для нее была болью. Юные актеры говорили, что сначала решили, будто это шутка — Анжелина Жоли снимает кино про войну, что затем увидев ее, прониклись ее стремлением рассказать о военных событиях, что Жоли ужасно им помогала и была просто как мать на площадке. Актриса все это время сидела и слушала комплименты в свой адрес с царским смущением и спокойствием, очаровательно улыбаясь каждому из говорящих. Жоли вообще держалась спокойно, уверенно и в то же время по-простому: смеялась, шутила и реагировала на происходящее как живой человек, а не голливудский манекен. Даже в последнем ряду чувствуешь, насколько мощная у нее харизма: в этом, скорее всего, и кроется основной успех актрисы.

Любящий режиссер и мать

Горан Костиц, сыгравший Даниэля, рассказал, что прослушивался 3 недели в Лондоне, затем еще раз перечитал сценарий и попросил личной аудиенции с госпожой Жоли — чтобы понять, сработаются они или нет (Жоли на этих словах иронично изогнула бровь). Пришлось лететь в Париж, где в это время была Анжелина, получить на встречу 4 минуты и убедиться, что актриса настроена серьезно. На вопрос о том, что для него было самым трудным в фильме, Горан трезво рассудил: в картине вообще нет ни одного легкого момента, трудным был весь фильм.

Жана Марьянович (Айла) провела детство в Нью-Йорке и вернулась в Сараево уже взрослой. Все отговаривали ее, убеждая, что актерскую карьеру надо делать в Голливуде, а не на родине — и, как видим, ошиблись. Жана говорит, что, пообщавшись с людьми и послушав истории о войне, поняла, как важно сделать так, чтобы ничто из этого не было забыто. Это, между тем, уже происходит: с каждым днем память о тех событиях стирается, поэтому фильм Жоли важен еще и как напоминание.

Относительно истории любви Айлы и Даниэля у актрисы такое мнение: «Мы не хотели напрямую говорить, была ли это настоящая любовь. Пусть зрители решают сами. Для меня история такова: это могла быть прекрасная история любви, но война все изменила. Фильм о том, как война меняет людей».

Раде Сербеджия, сыгравший генерала и отца Даниэля, у которого личные счеты к боснийцам-мусульманам, говорит, что был рад получить от Жоли именно такой сценарий. «Он не только о войне, но и о любви. Я прочитал много сценариев о войне в моей стране, и они мне все не нравились. У Анжелины — совсем другие акценты. То, что она сделала, очень важно для нашей страны».

Сама актриса-режиссер на пресс-конференции говорила мало и в основном отстаивала идею своей картины — в ней нет, нет чьей-то стороны. На вопросы журналистов, почему же все-таки история показана так черно-бело, Жоли ответила: «Это ваше восприятие фильма, а у кого-то оно другое. Это не документальное кино, а художественное произведение, это история о конкретных людях. Надеюсь, будут и другие фильмы на эту тему, где покажут больше боснийцев».

Прозвучал вопрос, зачем Жоли сняла по-настоящему жуткий эпизод, когда солдаты выбрасывают кричащего младенца из окна. «Именно потому, что я сама мать, и для меня это самый страшный кошмар. Такое нельзя замалчивать, нужно взять на себя ответственность рассказать об этом, показать это — чтобы такое больше не повторилось. Это война, на нее нельзя смотреть с комфортом. Поверьте, я могла бы показать гораздо больше ужасов, которые по-настоящему происходили, но дело не в них. Если вы заметили, в фильме нет рек крови и горы трупов — это сделано специально».

Режиссер-дебютант подчеркнула, что самым важным в работе над фильмом было то, что все — сербы, мусульмане, американцы — объединились ради того, чтобы снять эту историю. Она потратила на нее два года, нигде не снималась и пропускала тяжелый материал. Именно поэтому ее следующий фильм будет для студии «Дисней» — «что-нибудь легкое для детей, чтобы я и сама отдохнула от этой работы». Актриса намекнула на «Малефисент*», где у нее роль злой колдуньи, так что это будет по-любому интересно. Ну, а «В краю крови и меда» вы сможете увидеть сами уже 29 марта, когда фильм выйдет в российский прокат.

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Пила: Спираль
Дублированный трейлер
Соник в кино
Фичуретка
Бэтмен*
Промо-ролик
Соник в кино
Отрывок
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Дау
Трейлер
2
Пила: Спираль
Дублированный трейлер
0
Гретель и Гензель
Финальный дублированный трейлер
0
Каннингем
Дублированный трейлер
0
Жан-Поль Готье, с любовью
Дублированный трейлер
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Скоро начнутся съемки «Индианы Джонса 5»
Харрисон Форд рассказал, когда стартуют съемки пятого фильма легендарной франшизы о приключениях Индианы Джонс.
Сталлоне исполнит главную роль у Майкла Бэя
Стало известно, что Сталлоне сыграет в новом антиутопическом проекте Майкла Бэя.
Бумажные комиксы. «Бакуман» Цугуми Ообы и Такэси Обаты: том 8
«По всей видимости, именно манга спровоцировала это преступление», – ну да, начитаются манги и давай шалопайствовать!..
«Бегущий по лезвию» в российском прокате!
Культовую картину Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» впервые покажут на больших экранах России.
Возвращение Аладдина!
Прилетела официальная информация, что сиквелу игрового диснеевского «Аладдина» от Гая Ричи быть!
по комментариям
Рецензия на фильм «1917»
Будущий лауреат «Оскара», который смотрится на одном дыхании, позволяя выдохнуть только в самом конце.
4
Рецензия на фильм «Кома»
Качественный отечественный аттракцион, поставленный с голливудским размахом, действительно производит впечатление.
2
«Золотой орёл»: лауреаты
Состоялась ежегодная раздача премии «Золотой орёл», на которой отмечаются главные российские кино и телепроекты за год.
1
«Оскар» 2020: лауреаты
Завершилась 92-я церемония вручения наград Американской киноакадемии Оскар. Лучшим фильмом 2019 года стали «Паразиты»!
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2020 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×