Рецензия на фильм «Отец»

«Долгая дорога домой»

«Отец» Соловова – это «военный фильм без войны», снятый по рассказу Платонова «Возвращение». В этом фильме не рвутся снаряды – кроме праздничной ракеты, взметнувшейся над лесом. В нем нет боев – кроме тех, что ведутся с самим собой и близкими людьми. Военную шинель труднее снять, чем надеть. Не разлука, а встреча предстает испытанием. Мир оказывается главной аллегорией войны.

В центре сюжета – вернувшийся с фронта солдат, который сталкивается с абсурдом мирной жизни. Сын встречает его на вокзале строгим окриком: «Отец, ты что ль?». Переступив порог дома, бывший фронтовик обнаруживает, что его десятилетний сын играет роль главы семьи. К жене наведывается некий благодетель, который приносит ей продукты и пытается отогреть замерзшую душу возле детей. Алексей должен заново завоевывать себе имя Отца и Мужа, но это кажется ему невероятным: как же так, ведь он свое уже отвоевал?.. Мир, который прежде был родным, теперь пугает неразберихой и гонит прочь – в какую-то несуществующую новую жизнь.

Соловов достаточно точно придерживается сюжета рассказа, если не считать эпизода с фиктивной свадьбой в первой половине фильма и некоторых бытовых подробностей, без которых прекрасно обходился оригинал. Атмосферу рассказа Соловов передает прежде всего через состояние природы. Героев фильма окружают бурые пустыри и отяжелевшие мокрые леса, земля покрыта то снегом, то водой. Цвета подобраны идеально для того, чтобы подчеркивать ощущения тоски и усталости, и в то же время робкой надежды на какой-то выход. Актеры выдают честную игру, пусть не всегда блестящую, зато далекую от пафоса. Выделяется на общем фоне Полина Кутепова – ее глубокие, выразительные интонации как будто создают в фильме другое измерение, где над головой голубеет небо, а в воздухе веет весной.

В картине есть несколько очень пронзительных моментов, за которые отдельное спасибо стоит сказать оператору Владимиру Климову. Камера в его руках запечатлевает чуть ли не дуновение ветра – настолько свободно и нежно Климов с ней управляется. В удивительном соответствии с визуальным рядом находится музыка к фильму, написанная Рыбниковым. В особенности благодаря ей «Отец» оставляет впечатление очень ровного, цельного произведения, в котором поэзия и драма сочетаются в нужной пропорции.

В одном из кульминационных моментов фильма, когда вся семья Алексея доходит до тихого отчаяния, блеклая цветовая гамма картины нарушается неестественно ярким вкраплением – выпущенной над лесом ракетой. Зеленая звезда падает куда-то за темный горизонт, а в следующий момент каждый из героев начинает плакать. Праздничная ракета предстает здесь не только символом скатившейся слезы, но и приветом салюту, который прогремит над Москвой 9 мая. Это, пожалуй, единственное, что выдает некоторый прагматизм создателей фильма и позволяет причислить «Отца» к новому явлению в отечественном кинематографе: к «расчетливому артхаусу», который умудряется совмещать смелость авторского замысла с работой на публику.

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Сюжет:Завершилась Великая Отечественная Война, и Алексея Иванова (Алексей Гуськов) отправляют в запас. Он садится на поезд, чтобы ехать домой, но на душе у него неспокойно. Новая жизнь, жизнь без войны, кажется ему непонятной и скучной. По пути Алексей решает помочь попутчице Маше (Светлана Иванова), которая тоже возвращается в свой город и не знает, как ее там встретят. Но вот и эта отсрочка позади, и Алексей переступает порог родного дома. Кажется, ничего не изменилось, а в то же время все как будто чужое. Дети отвыкли от отца и держатся настороженно. Жена Любаша (Полина Кутепова) до слез рада Алексею, но сохранила ли она ему верность во время разлуки? Вопросов слишком много, а ответы теряются в тумане. Алексей уже готов обратиться в бегство – слишком трудно ему вписаться в старую колею. Но дети, к которым наконец-то вернулся отец, не допустят новой разлуки.

фильм «Отец»

Комментарии
Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

© COPYRIGHT 2000-2021 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы

Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Анатолий Ющенко. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru

Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.

filmz.ru в социальных сетях:

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×