«Интерактивный приключенческий анимационный фильм в формате виртуальной реальности, в котором зритель напрямую взаимодействует с известными актёрами, сам является одним из главных героев и может влиять на развитие сюжета и финал», - так позиционируют «Эффект Кесслера» его создатели, упирая разом на две особенности своего амбициозного проекта: выбор и погружение. В руках у зрителя – джойстики, обеспечивающие первое, на голове – шлем, гарантирующий второе.
Вы наверняка с этим уже сталкивались – если не дома, то в разнообразных игровых зонах. Принципиальное отличие этой получасовой ленты – с неё начинается более-менее полноценный российский кинопрокат подобного рода картин. То есть, со специально выделенным под это дело залом, с сеткой сеансов, с перспективами роста. Звучит, конечно же, для наших мест необычайно круто.
«Эффект Кесслера», по словам режиссёра Антона Уткина, предлагает «историю острого проживания недоступного в жизни момента», - как и любой фантастический фильм. Действие разворачивается на космическом корабле-мусоросборщике, команда которого воодушевлена предложенным выгодным контрактом – но по ходу дела выясняется, что всё далеко не так просто, как казалось поначалу. Доходит даже до того, что героев объявляют террористами, а над Землёй нависает смертельная угроза – и спасти всех может разве что автономный военный робот под кодовым именем «Аврора», в стальную оболочку которого и вживается на некоторое время зритель.
Несмотря на все заявленные амбиции, это пока всё же вовсе не кино, а по-прежнему развлекательный аттракцион, этакий наш «Лунтик» в мире VR, которому ой как далеко ещё до «Пиксара» (и тем более безмерно далеко до «Гравитации», сюжетно связанной с вынесенным тут в название эффектом Кесслера). Тут, если мягко сказать, совсем не идеальная анимация, захват движения выполнен так себе (во всяком случае, для мира, в котором в нынешнем году будут отмечать десятилетие «Аватара»), отчего лучше всего смотрятся не главные герои, а бездвижный плюшевый мишка на капитанском мостике и Сергей Юшкевич, живьём появляющийся в ответственный момент на мониторе.
Тут излишне много разговоров, однако сценарная попытка не только развлечь, но и поднять заодно социальные проблемы (у бортмеханика Грина на родине погибла семья, капитан Берта Браун переживает за оставленную ею дочь) оставляет разве что чувство неловкости. «Все врут», - подсказывает видимая только «особым зрением» надпись; на развилке нам предстоит либо обострить возникшую агрессию, либо усмирить спор; а как дойдёт до того, что кто-то должен будет пожертвовать собой – выберут, конечно, бездушную железяку…
Впрочем, нельзя не признать, что разглядывание всего этого нарисованного мира по-своему увлекает – и в итоге отведённое на сеанс время пролетает незаметно.
Тизер VR-фильма «Эффект Кесслера»
Всерьёз рекомендовать этот фильм было бы странно – он интересен всё-таки лишь как некий новый опыт (тем символичнее его название!), но никак не в качестве произведения искусства. Но тем менее: есть первый блин – и не так страшно, что он комом.
Куда важнее сам почин: в России готовят сеть VR-кинотеатров - и очевидно, что тот, кто первым грамотно оседлает эту волну, получит флэш-рояль на руках: перспективнейшее дело, кино будущего. И разговор в связи с этим следует вести не о конкретном фильме с его плюсами и минусами (которых пока больше), а об открывающемся перед нами горизонте.
Но пора уже поделиться информацией из пресс-релиза. Сеть VR-кинотеатров «ImpulseVR» запущена в декабре прошлого года. Пока что заявлено открытие шести кинотеатров с 72-мя персональными залами – и не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах страны. В столице «Эффект Кесслера» показывают в Центре современного искусства «МАРС», на будущее согласовывается стратегическое партнёрство с сетью торговых центров «МЕГА». Намерения очевидны: стать крупнейшей сетью VR-кинотеатров в России и СНГ. Почему бы и нет? Когда-нибудь мы к этому всё равно придём – пора уже начинать!
«Ключевая особенность проекта — уникальный VR-контент, объединяющий традиционные приключенческие фильмы с интересным сюжетом и известными актёрами и VR-игры с глубоким погружением и интерактивностью», - пишут пиарщики, и если так всё и будет – успех не за горами. Потому как главное, как мне кажется, в данном вопросе - разнообразный репертуар (ждём, конечно же, в первую очередь нашумевший фильм Иньярриту «Плоть и песок», отмеченный специальным «Оскаром») и вменяемые цены (сбить которые пока что можно при помощи «Спасибо от Сбербанка»).
О, дивный новый мир виртуальной реальности!.. Кому-то уже близкий, но большинству, наверняка, ещё незнакомый!.. «О сколько нам открытий чудных, готовишь ты», - сказал бы наверняка поэт, заранее восхищаясь не вспаханным ещё полем экспериментов и с удовольствием предвкушая знатный урожай.