Ни дня без Бергмана: «Лето с Моникой» (1953)

Ни дня без Бергмана: «Лето с Моникой» (1953)

Двенадцатая картина Ингмара Бергмана - ещё один важный этап в его фильмографии. Главная победа на сей раз - цельный женский характер: Моника ветрена, порочна, капризна; это глубоко отрицательная, но вместе с тем незабываемая героиня.

«Лето с Моникой» (Sommaren Med Monika), Швеция, 1953; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Харриет Андерссон, Ларс Экборг, Дагмар Эббесен, Джон Хэррисон, Наэми Брисе, Оке Фридель.

Как-то раз в кафе Моника просто обернулась к Харри, попросив прикурить. Затем напросилась пойти с ним в кино, дело быстро перешло к поцелуям, и вот они уже бросают дом и работу («К чертям всех остальных») - и на отцовском катере отправляются на безлюдные острова...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лето с Моникой»

В «Лете с Моникой», двенадцатой своей режиссёрской работе, Ингмар Бергман одержал двойную победу. С одной стороны, он теперь легко обходится без слов, позволяя себе не только долгие (и при этом нескучные) проезды на катере (светлое небо по дороге туда и предгрозовое - обратно), но и созерцательные островные виды: в центральной части фильма герои словно бы растворяются в природе, что показано очень естественно, без перебора.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лето с Моникой»

Слов здесь ровно столько, сколько нужно для плавного развития сюжета. Конечно, без них не обойтись в городе, но когда Лелле, уже знакомый нам бывший ухажёр Моники, разбрасывает и поджигает её вещи, грозя тем самым спалить и катер, - мы легко понимаем его и так, и последовавшей драке не нужны дополнительные объяснения.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лето с Моникой»

С учётом того, что большую часть картины на экране будет только пара главных героев, режиссёр достойно прорабатывает второй план в тех местах, где в нём имеется необходимость. Отцы как Моники, так и Харри появляются в картине лишь единожды - но это яркие, запоминающиеся появления. Во дворе поют музыканты. В кафе заседают пьянчужки. Во дворах бегают дети. Бергман одинаково хорош как в людных, так и в безлюдных сценах.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лето с Моникой»

Но главное достоинство ленты (поставленной по новелле Пера Андерса Фогельстрёма) - в столкновении характеров, в образе Моники, так не сочетающемся с образом Харри.

Поначалу мы обоих можем принять за одинаково неразумных оболтусов: к работе они относятся не без лени и теряют её без всякого сожаления. Понятно, что на любовной мелодраме она сидит вся в слезах, а он, скучая, зевает, но в целом они вполне стоят друг друга, олицетворяя собой памятную многим безрассудность молодости.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лето с Моникой»

Хотя нет, всё же нет: есть между ними отличия. Если кому не хватило самой первой сцены (уж больно быстро девушка «заглатывает» кавалера, сразу принимаясь по-весеннему мечтать: «Хорошо бы отправиться куда глаза глядят»), то вскоре становится ясно, что скромный девятнадцатилетний юноша у неё далеко не первый. Вот в подворотне им встречается Лелле (и Харри получает по глазу), вот Монику тискает какой-то мужик на работе («Я с тобой порвала»). А коли и сейчас остаются сомнения, то вот дети кричат: «Моника - шлюха!», - а проблемы Харри на работе связывают с тем, что «он связался с гулящей девкой».

Женская ветреность встречается в фильмах Бергмана постоянно: героини легко ложатся в постель с первыми встречными, приглашают к себе мужчин часто и не без удовольствия (шведскую простоту в отношениях так и хочется обозвать «распущенностью» - это то, чего практически полностью было лишено целомудренное советское кино). Но впервые у Бергмана по-настоящему жалко мужчину - жалко парня, по наивности своей полюбившего потаскушку.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лето с Моникой»

«Мы без ума друг от друга, правда?». «С тобой как в кино». «Я никогда не встречала такого хорошего парня, как ты». Чувствуется, что в свои восемнадцать Моника давно научилась этим банальнейшим ласкам - и вряд ли они дорого ей даются. Впрочем, нельзя отрицать, что в минуты нежности она вполне может быть и искренней, без оглядки подхватывая его уверенное «Мы всегда будем вместе»: «Только ты и я». Но живя одним днём, она забывает про вчерашнее и не думает о завтрашнем: пока ей хорошо с Харри, она будет с Харри, но стоит ветру подуть в другую сторону...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лето с Моникой»

Между тем он сам взрослеет прямо на глазах. Узнав о её беременности, тут же принимается строить планы («Мы должны сделать что-то важное в жизни»), вернувшись домой, включается в трудовые будни: находит новую работу и усаживается за учебники (ведь только образование поможет выбиться в люди). И когда он говорит: «Я всё делал для нас», - то не лукавит: неразумный мальчишка превратился в ответственного мужчину.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лето с Моникой»

Моника же остаётся ровно такой, какой и была. Ещё на острове она ноет, не в силах определиться: вот вроде бы и устала жить дикарём, но и возвращаться в город не хочет. «Почему одним везёт, а другим нет?» - недоумевает та, что спокойно украдёт из чужого погреба кусок мяса, когда ей надоест питаться одними грибами. «Почему нам всё время не хватает денег?» - пилит она Харри уже в городе, мечтая о новых платьях и танцах, тогда как он просит её в первую очередь заплатить за квартиру. Ничем себя не обременяя (и даже дочку вверив заботам презираемой ею тётки), молодая жена в итоге беззастенчиво изменяет мотающемуся по командировкам мужу - надеясь потом, что её жаркое тело растопит лёд, вдруг образовавшийся между ними.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лето с Моникой»

«Ты всю жизнь так жила», - как будто бы только сейчас понимает Харри и не удерживает уходящую от него и от дочери распутную женщину. В финале он держит на руках кулёк со своей новой Моникой, всматриваясь в зеркало и вспоминая прошедшее лето - с беззастенчивой девичьей наготой под ослепительными солнечными лучами.

Но куда важнее её взгляд, который героиня внезапно устремляет не на спутника, а прямо на зрителя. В этот момент Бергман разрушает условную четвёртую стену, разделяющую зал от экрана, словно бы давая понять: Моника знает, что мы есть, знает, что мы её видим - и ей решительно наплевать на наше мнение и осуждение.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лето с Моникой»

Несмотря на то, что у Бергмана к этому времени уже немало картин - и в каждой из них присутствуют более или менее яркие женщины, впервые ему удаётся выписать столь цельный, столь беспринципный и вызывающий характер (четырьмя годами ранее Анри-Жорж Клузо схожим образом увидел Манон Леско - в своей драме «Манон»). Автор отдаёт должное своеобразной красоте и молодости Моники Эриксон, но жирными мазками обрисовывает её мелочную чёрствую душу - кое-где даже рискуя быть обвинённым в женоненавистничестве.

В галерее бергмановских женских портретов Моника – пожалуй, первая действительно великая героиня. Отрицательная, но незабываемая.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Лето с Моникой»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «Женщины ждут» (1952)

Ни дня без Бергмана: «Такого здесь не бывает» (1950)

Ни дня без Бергмана: «Летняя игра» (1951)

Ни дня без Бергмана: «К радости» (1950)

Ни дня без Бергмана: «Жажда» (1949)

Ни дня без Бергмана: «Тюрьма» (1949)

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Рокки IV
Трейлер
Уважение
Трейлер
Неистовый
Дублированный трейлер
Кровь машин
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Финальный сезон «Тьмы»: Никто не покинет Винден
Завершение одного из самых запутанных сериалов в истории «Тьма» уже можно посмотреть на Netflix.
«Хэллоуин убивает»
Дебютный тизер хоррора «Хэллоуин убивает».
«Холоп» может обзавестись сиквелом
Клим Шипенко не исключает выход продолжения «Холопа».
Актриса из сериала «Лузеры» пропала без вести
Звезда сериала «Лузеры» Ная Ривера была объявлена пропавшей без вести.
Другая «Лига справедливости»
Warner Bros. готовит новую версию «Лиги справедливости».
по комментариям
Седьмого «Терминатора» не будет
Стало известно, что продолжения картины «Терминатор: Темные судьбы» ждать не стоит.
7
Финальный сезон «Тьмы»: Никто не покинет Винден
Завершение одного из самых запутанных сериалов в истории «Тьма» уже можно посмотреть на Netflix.
6
Серебренников признан виновным
Вина Кирилла Серебренникова полностью доказана.
3
Зеленый фонарь в «Лиге справедливости»
Райан Рейнольдс может вернуться к роли Зелёного фонаря в режиссёрской версии «Лиги справедливости».
2
«Смерч» Яна де Бонта переснимут
Ремейк фильма-катастрофы «Смерч» находится в разработке у Universal Pictures.
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2020 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×