40 ММКФ: документальное кино

40 ММКФ: документальное кино

Документальные программы Московского кинофестиваля - включающие конкурс неигрового кино - интересны не меньше игровых и в той же мере заслуживают зрительского внимания.

«Генезис 2.0.», Швейцария - Россия - Китай - Республика Корея - США, реж. Кристиан Фрай, Максим Арбугаев

Охотники за бивнями мамонтов находят на Новосибирских островах целую тушу - причём самую лучшую за всю историю по сохранности мягких тканей. Это даёт учёным надежду на клонирование первобытного зверя - и якутский специалист отправляется к зарубежным коллегам, на постоянной основе занимающимся как клонированием, так и оцифровкой жизни.

В фильме чередуются эпизоды из двух разных миров. С одной стороны - суровый якутский Крайний Север (их снял наш режиссёр-оператор), где охотники за бивнями живут в хлипких палатках и с риском для жизни пересекают Северный Ледовитый океан на резиновых шлюпках, зарабатывая за сезон всего-то несколько сотен долларов (хотя, конечно, ещё как повезёт).

Кадр из документального фильма «Генезис 2.0»

С другой - чужеземный (американский и китайский) цивилизованный научный мир, где студенты на научной конференции в Бостоне стремятся усовершенствовать человека и как поп-звезду встречают знаменитого учёного-генетика; где роскошные, огромные и чистые научные центры; где за сто тысяч долларов тебе сделают клона любимой собачки (вторую получишь бесплатно); где берут под контроль эволюцию, укрощая и конструируя код жизни.

«Это не научная фантастика», - это про них. Это наша реальность - это про нас. Впрочем, это столкновение весьма условно, и эпизоды связаны друг с другом только одним: понятно, что без учёных клонировать мамонта не получится, но и без якутских охотников за бивнями как пригодную к этому тушу найти?..

Кадр из документального фильма «Генезис 2.0»

И по-настоящему впечатляет фильм совсем иным: он о том, как далеко в принципе продвинулась нынче наука, какие цели и задачи ставят перед собою учёные сегодняшнего дня!.. Вот ты сидишь и смотришь кино - а они где-то там творят такое!.. Уму непостижимо просто. Деталей не понять - осилить бы вообще сам принцип того, что подобное возможно!

Уверен, для популяризации науки такой фильм может сделать очень многое - показывай его в школах. Другое дело, что какие в наших школах перспективы - ну по-серьёзному-то?.. Наш удел - искать бивни, а не клонировать мамонтов...

«Мания», Канада - США, реж. Калина Бертен

24-летняя девушка-режиссёр переживает, что всех в её семье скосили психиатрические заболевания, и решает разобраться в фигуре своего отца - ключевой в этой проблеме.

Кадр из документального фильма «Мания»

Фигура эта и правда колоритная - что и составляет основное обаяние (если тут так можно выразиться) данной картины. Мало того, что разные люди знали его под разными именами. Мало того, что он был предводителем религиозного культа, с точки зрения закона оказавшегося воровской шайкой. Так у него ещё - выясняется - нарожалось пятнадцать детей от пяти разных женщин, и вот отношения с этими женщинами - вообще особая статья его жизни. Он как бы и не таился даже, что у него есть другие; одна его последовательница и любовница, родившая ему шестерых детей, так вообще принимала участие в том, как он обставил предложение другой (на которой поженился «ради денег»).

То есть, лёгкое (но порой и тяжёлое) безумие тут беспрестанно витает в воздухе - в том числе и в непосредственном окружении Калины. Наблюдать за этим и интересно (но вряд ли более того).

«Старый морпех», Республика Корея - Финляндия, реж. Чин Моёнг

История 50-летнего ныряльщика, который каждый день выходит в море, ловит прекрасных чудищ (осьминогов) и всяких морских ежей, после обеда делает зарядку, усиленно заботясь о своём здоровье - без него никак. Живёт он с семьёй (жена и два сына) в южнокорейском порту на границе с Северной Кореей - откуда некогда сбежал, прослужив там двадцать лет и захотев иной жизни.

Кадр из документального фильма «Старый морпех»

Как водится в такого рода картинах, самый смак здесь в том, сколь близко сможет оператор приблизиться к своему герою, сколь сильно сможет «раствориться» и стать невидимым для всех участников событий. С этим автор справляется, в остальном - ничего принципиально нового. Подводных съёмок (они тут самое красивое), к сожалению, немного, зато есть относительно занимательные подробности как о самой работе ныряльщика (погибнуть в море - жене подарок: страховка двести тысяч долларов; если что - похоронить наказывает в водолазном костюме), так и о Северной Корее (где главные праздники - дни рождения вождей).

«Хуго», Польша, реж. Войцех Климала

Живущий в трейлере польский дедушка воспитывает маленького внука-китайца, привезённого им из Испании на то время, пока папаша мальчика мотает срок за торговлю нигерийскими женщинами.

Кадр из документального фильма «Хуго»

Понятный и в меру душевный фильм, сумевший подглядеть много нежных моментов (а заодно и чёрствость польского суда). Жизненная история, но вряд ли больше.

«Князь и Диббук», Польша - Германия, реж. Эльвира Невера, Петр Росоловский (внеконкурсная программа «Свободная мысль»)

Документальный «байопик» выдающегося режиссёра Михала Вашинского, выходца из Польши, сделавшего карьеру в Голливуде и скончавшегося в Риме в середине 60-х. Он снимал фильмы с Одри Хепберн и Софи Лорен, но о его жизни известно преступно мало...

Кадр из фильма «Князь и Диббук»

Главный вопрос, который, конечно, возникает во время и после просмотра этой картины: а был ли мальчик, действительно ты упустил из вида такую значимую фигуру?.. То, что отборщик фестиваля представил ленту как комедию, даёт основания полагать, что мы всё же имеем дело с блистательной мистификацией почти уровня «Зелига» - с идеальной стилизацией эпохи (до- и послевоенной). Понятно, что легко сделать фотомонтаж, но тут есть и репортажи со съёмок, и трейлеры, и отрывки из фильмов!.. А среди вспоминающих - не только неизвестные нам помощник, шофёр и графолог, но, например, также вдова и дочь режиссёра Манкевича - в «Босоногую графиню» которого Вашинский даже попал по дружбе «статистом» за карточным столиком...

Но нет, всё-таки лезу в IMDb - и надо же: нахожу там и Вашинского, и его фильм «Диббук» - еврейскую мистическую драму с участием некоего духа. И как теперь относиться к моменту из увиденной ленты, где Геббельс в своей речи говорит, что лишний раз убедился в том, что еврейская нация – самая опасная в мире, именно в связи с «Диббуком»?.. «Шутка» перестаёт быть таковой.

Так что впечатления в итоге двоякие - но виноват в этом скорее я сам, нежели создатели картины. Быть может, им следовало как-то иначе свой рассказ подать?.. Чтобы всё-таки не было неоднозначного прочтения?..

Добавлю к этому, что стопроцентно интерес к своему расследованию авторы всё же не удерживают - и где-то с середины их рассказ становится и путанным, и скучноватым. Хотя объём проделанной работы впечатляет в любом случае - будь это фейк или всё-таки настоящая работа с архивами.

См. также:

40 ММКФ: конкурсная программа, часть 1

40 ММКФ: фильмы внеконкурсных программ, часть I

Большой гид по программам сорокового Московского кинофестиваля

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

876

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Неизбранные дороги
Дублированный трейлер
Сирано де Бержерак
Переведенный трейлер
Эма: Танец страсти
Дублированный трейлер
2040: Будущее ждёт
Дублированный трейлер
Западня для дьявола
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Дау
Трейлер
2
Неизбранные дороги
Дублированный трейлер
0
Форсаж 9
Тизер
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Обсуждение фильма «Удивительное путешествие доктора Дулиттла»
Мы помним, что ради доктора Дулиттла, этого американского Айболита, убили Железного человека, но детям понравилось.
Рецензия на документальную ленту «Русские грузины. Фильм первый»
Леонид Парфёнов – о «грузинских русских», о тех, для кого Россия стала не просто второй родиной – бери выше!
Новая «Планета обезьян» продолжит дело Цезаря
Уэс Болл успокоил поклонников и сообщил, что новая глава о «Планете обезьян» не будет перезапуском.
Кирилл Серебренников расскажет о враче-нацисте
Кирилл Серебренников сообщил о чем будет его следующий проект.
Продолжение «Громкой связи» от «Квартета И»
Стартовала крауд-кампания в поддержку нового фильма «Квартета И» «Обратная связь» — продолжение «Громкой связи».
по комментариям
Рецензия на фильм «1917»
Будущий лауреат «Оскара», который смотрится на одном дыхании, позволяя выдохнуть только в самом конце.
4
Рецензия на фильм «Кома»
Качественный отечественный аттракцион, поставленный с голливудским размахом, действительно производит впечатление.
2
«Золотой орёл»: лауреаты
Состоялась ежегодная раздача премии «Золотой орёл», на которой отмечаются главные российские кино и телепроекты за год.
1
«Оскар» 2020: лауреаты
Завершилась 92-я церемония вручения наград Американской киноакадемии Оскар. Лучшим фильмом 2019 года стали «Паразиты»!
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2020 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×