Открывая зелёный том «Зелёный Фонарь. Возрождение», читатель натыкается на вступление автора бестселлеров Брэда Мельцера, в котором тот описывает настоящую книгу как «историю о возвращении Хэла Джордана», - в связи с чем возникает логичный вопрос: а разве он куда-то пропадал?!?
Ведь вроде бы только что на русском языке впервые было издано «Тайное происхождение», рассказывающее о становлении знаменитого героя и заканчивающееся устремлённым в будущее многоточием; о каком же «возрождении» и возвращении идёт тогда речь?..
Никак не легче становится и от самого романа: продираясь сквозь сюжет, можно постепенно понять, что здесь одновременно действуют сразу ... четыре (!) Зелёных Фонаря - но кто они и откуда взялись?.. И почему говорят о Хэле как об умершем, хотя вот же он?.. Почему называют его призраком?.. Почему вспоминают, как он «слетел с катушек», почему сожалеют, что «свет Зелёных Фонарей угас» и на всю вселенную остался лишь один всемогущий охранник?.. Слишком много «почему» для супергеройского комикса.
Он погиб, спасая планету. Своей энергией заново зажёг солнце. А теперь его душа заперта внутри Спектра - духа божественного возмездия - или как его там.
А всё дело в том, что «Возрождение» следует читать не с начала, а с примечаний, к которым также прилагается «Первоначальное предложение Джеффа Джонса» от января 2004-го года. Именно в конце (почему-то) этой книги даётся, наконец, объяснение, что же мы держим в руках.
А это - не просто сверхуспешная мини-серия, выходившая с октября 2004-го по май 2005-го и положившая начало десятилетней работе Джонса над космической вселенной «DC» («За время работы над сагой Джефф Джонс не только развил некоторые идеи своих предшественников, но и добавил очень много своего»).
Это роман, подытоживающий некую огромную историю, нами, увы, не прочитанную. Между принятием Хэла Джордана в корпус Зелёных Фонарей и разворачивающимися здесь событиями - годы регулярных выпусков, сложившихся в некий хорошо известный американскому читателю канон; «Возрождение» этот канон разрывает и начинает повесть о первом из земных Фонарей заново.
Именно с примечаний стоит начинать, чтобы понять, что же случилось между, чтобы в полной мере разобраться в мифологии Зелёных Фонарей, возрождать которую собрался в этой книге Джефф Джонс. Как отмечает Брэд Мельцер, «эта история написана фанатом для фанатов», - и это действительно чувствуется по тому, как ловко автор оперирует с вверенным ему миром, тасуя события и мотивируя героев. И на вопрос «Кто такой Хэл Джордан?», Джефф сам себе отвечает:
Главным козырем Хэла всегда была его сила воли, уверенность в том, что ему всё по плечу. Эту уверенность он должен себе вернуть.
Если попытаться коротко обобщить, то на замену Хэлу Джордану в своё время был выбран Гай Гарднер, а когда он «выбыл из строя», то обязанности Зелёного Фонаря взял на себя Джон Стюарт. И уже после него в корпус приняли Кайла Рэйнера - ставшего «последним Зелёным Фонарём» («И первым, познавшим, что такое страх»).
Хэл между тем ополчился против всех: всё дело в том, что в его сердце вполз, «как слизень», некто Параллакс - жёлтая тварь, исказившая «его представления о добре и зле», «используя гнев Джордана, его скорбь и жажду мести». В результате последовавших затем событий, на Земле теперь «презирают саму память о Хэле Джордане» («Никто больше в него не верит. Никто ему не поможет») - хотя к настоящему моменту душа Хэла и переместилась из Параллакса в Спектра, соединившись «с одной из самых могущественных мистических сил в мире» (но не желая при этом участвовать в его «извращённом правосудии»).
И пусть на страницах романа Хэл присутствует вполне себе как живой (и даже встречается с Кэрол: «Мне надо отыскать путь назад. {...} К тому, кем я был»), его бренное тело покоится в гробу без видимых признаков разложения...
Разрулить всё это и пытается (небезуспешно) Джефф Джонс, вместе с художником Итаном Ван Скайвером помогая нам при помощи разнообразных лучей различать задействованных в сюжете четырёх земных Фонарей (это не считая Киловога):
Конструкты Джона строятся изнутри. Если присмотреться, можно различить каждый винтик и гаечку. Все его творения очень логичны. {...} Кольцо Гарднера - как прохудившийся шланг. Искры так и сыплются, даже если он просто стоит на месте. {...} Он бьёт в цель. И вся его безудержность воплощается в вихре изумрудной энергии. {...} Кайл мысленно рисует эскиз. Создаёт конструкт и тут же подправляет его, создаёт и подправляет. Кайл стремится к совершенству. Он - художник. {...} Для меня главное - точность. Максимальная эффективность в достижении цели. Полностью сосредоточиться. Собрать волю в кулак.
Лишь дочитав эту книгу до последней страницы, можно вообразить себе, каким краеугольным камнем стало «Возрождение» для американских гиков. Тут и правда завершилась одна история - и с чистого листа (ну, почти) начинается совсем другая. Тот же Мельцер пишет, что «появление этой истории в наши дни - прямое доказательство актуальности космических рыцарей Круглого стола»; вместе с «Тайным происхождением», надо полагать, она закладывает основу настоящего знакомства русских читателей с важным и довольно популярным, но до сих по не самым известным у нас супергероем.
Что бы там ни болтали про НЛО и «Зону-51»... На самом деле тут просто испытывали краденые советские самолёты. Их было столько, что лётчики прозвали это место «Красной площадью».
В своей текстовой раскадровке и в пробной версии сценария первого выпуска (они также приведены в издании) автор сравнивает некоторые свои сцены с эпизодами из «Звёздных войн», «Индианы Джонса» и сериала «Скорая помощь» - быть может, и не подозревая ещё, что совсем скоро (в том числе и благодаря успеху этой мини-серии) сам сможет творить не только на бумаге, но и в кино: сегодня, как известно, Джефф Джонс - один из создателей кинематографической «Вселенной DC». Эта книга - с её энергичным монтажом, путанным, но в то же время распутывающимся сюжетом - позволяет нам лучше понять, как он этого добился.