Национализация советского кино и реестр авторских прав

Подкомитет Государственной Думы РФ по интернету и развитию электронной демократии разработал несколько поправок в Гражданский кодекс. Согласно этим поправкам нас ждут два новшества: первое — советское кино может превратиться в общенациональное достояние; второе — художественное произведение будет считаться объектом авторского права не с момента его создания, а только после регистрации в соответствующем реестре.

Концепция, разработанная борцами за электронную демократию, во-первых, касается советских кинофильмов, снятых за государственные деньги, а это, в общем-то, почти сто процентов лент. С одной стороны, это действительно решение проблемы, так как в настоящее время права на кино- и мультипликационные фильмы, представляющие советское художественное наследие, находятся в руках самых разных людей и организаций. Согласно замыслу комитета, всё, что было снято во времена Советского Союза на бюджетные средства, будет находиться в открытом доступе, а за пользование этим контентом в электронном виде не будет взиматься плата.

Это выглядит логичным — если снималось за народные деньги, то и должно принадлежать народу, если не учитывать того обстоятельства, что фильмы, выпускавшиеся киностудией за годы ее существования — это и есть ее главное достояние. В случае если законопроект будет принят в нынешнем виде, нам грозит исчезновение киностудии Мосфильм и возрождающегося Союзмультфильма. «Национализация советского кино — в частности, отъем прав у Мосфильма — приведет Мосфильм туда же, куда в свое время привело отделение библиотеки прав от Ленфильма. А Ленфильму, который как раз сейчас борется за возвращение библиотеки под свое крыло, будет в миллион раз сложнее восстановиться. Секрет экономического могущества голливудских студий — не только всякие производственные комплексы и т.д., но и права на тысячи фильмов», — комментирует постановление продюсер Владислав Пастернак.

А во-вторых, всё это фактически полностью меняет систему защит прав правообладателей. Идея думского подкомитета заключается в том, чтобы создать Реестр авторских и смежных прав, в котором будут регистрироваться абсолютно все виды интеллектуальной собственности: и кино, и видеоролики, и музыкальные произведения, и картины, и фотографии, вероятно, и литературные произведения тоже. Таким образом, существующая ныне статья 1259 ГК РФ, согласно которой никакая регистрация для защиты авторских прав на произведение не требуется, будет отменена. При этом, чтобы пираты не распоясывались, тому, кто соберется зарегистрировать собственный рассказ или сто сорок пятый концерт для фортепиано с оркестром, придется еще доказать, что автор — именно он.

С одной стороны, это как бы упрощает возможность автора защитить свои права. С другой стороны, не всё в этой идее гладко. Генеральный продюсер компании Art Pictures Дмитрий Рудовский, например, видит в предлагаемом законопроекте недостатки и считает, что как способ защиты авторских прав идея комитета действительно интересная, но при этом считает, что наступать эти самые права все-таки должны с момента создания произведения.

Алексей Казаков, глава электронно-демократического подкомитета Госдумы, уверяет, что регистрация того или иного произведения в реестре в каких-либо спорных случаях отменяет необходимость идти в суд: если вы зарегистрировали свою интеллектуальную собственностью в реестре, значит, оно ваше, и доказывать этого уже не требуется. Соответственно, если какой-то нехороший сайт без вашего ведома и разрешения выложит у себя объект, охраняемый авторским правом посредством этого самого реестра, то достаточно одного обращения в Роскомнадзор, чтобы его заблокировать; опять же, идти в суд для этого уже не надо.

Есть в концепции комитетовцев любопытный момент: в реестре смогут регистрировать свою собственность как российские, так и зарубежные правообладатели, которые, так же, как и отечественные деятели, могут при регистрации указать условия распространения своего контента в сети. Если хотят платно — устанавливают цену за просмотр или скачивание; хотят иных условий — указывают иные условия. Таким образом, иностранные правообладатели перестанут жаловаться, что их права в России ущемляются, потому что существовать они будут здесь на равных с местными деятелями. В том числе и налоги с заработков в сети платить придется тоже здесь. А курировать все вопросы, связанные с реестром и регистрацией в нем, будет еще пока не существующая Федеральная служба по авторским правам. Больше чиновников, хороших и разных.

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

2521
Комментарии
Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

© COPYRIGHT 2000-2020 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы

Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Анатолий Ющенко. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru

Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.

filmz.ru в социальных сетях:

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×