Берлинале 2014: соколиный полет Киллиана Мерфи

Наконец-то в откровенно слабом конкурсе Берлинского фестиваля появился еще один интересный фильм — не то, чтобы восторг и вершина мастерства, но хотя бы вызывающий эмоции и наталкивающий на размышления. Речь идет об англоязычном дебюте Клаудии Льоса «В воздухе*», невероятно созерцательном и теплом фильме в холодных североамериканских снегах.

Нана (Дженнифер Коннелли) — мать-одиночка, которая работает на свиноферме, живет с отцом и воспитывает двух сыновей. Старший Айвен увлекается разведением соколов, младший Галли неизлечимо болен. Однажды Нана везет детей к объявившемуся в городке целителю, где из-за неприятного инцидента выясняется, что она сама может лечить людей. Спустя годы взрослый Айвен (Киллиан Мерфи) будет вынужден поехать с французской журналистской (Мелани Лоран) на поиски своей знаменитой матери, и ему нелегко это сделать, так как он давно не общался с Наной. Айвен не может простить матери смерть любимого сокола, то, что она так и не вылечила брата и еще одну, куда более страшную трагедию.

Клаудия Льоса в 2009 году получила приз Берлинале за свой фильм «Молоко скорби», в котором рассказывалось о насилии, страхах из детства и необычном даре. «В воздух» поднимет все те же темы, но немножко под другим углом. «Для меня целительство равнозначно творчеству, — объяснила на пресс-конференции Клаудия. — Это абсолютный творческий акт, в котором человек выступает как проводник, буквально как кабель для электричества — он проводит свет в жизнь людей». Также для режиссера это картина о возможности простить. «Мы живем в такое время, когда вокруг нас полно неверия и недоверия. Мы никому не доверяем, предпочитаем о многом не думать. В такой ситуации акт прощения — уже само по себе чудо. Вот о чем я хотела рассказать и показать, как мы справляемся с эмоциями и трагедиями в жизни».

Айвен — очень закрытый человек, потому что в его жизни случилось горе, предательство и снова горе. Он не может простить мать за все, что произошло с их семьей. Киллиан Мерфи играет его очень тонко и выглядит при всей своей инопланетной внешности совершенно обычным человеком, который внутри хочет перемен, но должно случиться нечто, чтобы он был готов к риску — такое, в общем-то, бывает со всеми нами. «Айвен постепенно открывается миру и становится способен как принять целительство матери, так и простить ее», — объясняет актер.

Льоса не делает упор на сверхъестественных способностях героини — наоборот, в ее картине нет никакой мистики и смакования чудес, а результаты целительства не показываются и вовсе. В этом и заключается идея: надо взять и поверить в чудо. Волшебство для режиссера разлито в самой природе, и поэтому фильм полон леса, снега, деревьев, листьев, льда, воздуха и невероятно красивых соколов, которых разводит Айвен. «Мне было важно напомнить, как важна для нас природа, ведь мы живем в больших городах и совсем от нее отдалились. Я хотела напомнить о первобытном начале в каждом из нас». В результате у Льосы получился очень созерцательный и неспешный фильм об отрицании и принятии этого первобытного начала, природы в каждом из нас. Клаудия строит свой фильм аккуратно, подобно конструкциям из веток, которые возводят Нана и ее друг-целитель. Все просто, прозрачно, воздушно и медитативно.

Мелани Лоран так объясняет желание южанки Льосы сделать фильм в заснеженном пространстве: «Мне кажется, это история о людях, которые пытаются найти теплоту в холодных условиях». Актриса снималась, будучи на третьем месяце беременности, и в первый же съемочный день у нее был «секс» с Киллианом Мерфи в машине. «Было так смешно. Буквально: «Привет! — Привет! — Давай займемся сексом!» Плюс мне из-за беременности было все время жарко, а Киллиан ужасно мерз и, наверное, ненавидел меня за это», — смеется Мелани. «Ничего подобного!» — невозмутимо отрицает актер и развивает тему: «Почему-то сцены секса всегда снимаются в первый день. Сколько раз у меня такое было — и постоянно съемки начинаются с них!»

«В воздухе» — тот вариант, когда женская режиссура не означает «женское кино». Это история о людях, которых Льоса хочет понять, а не осудить. Каждый из героев проходит путь от отрицания и неверия до принятия и прощения. Нельзя сказать, что фильм идеален — в нем есть проблемные сценарные места и диалоги, а некоторые визуальные приемы все же слишком нарочиты и иногда не оправданы (роды свиньи? серьезно?). Однако Клаудии Льосе удается затронуть в душе какие-то самые простые струны — за это, в общем-то, мы и любим кино.

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

articles/article.tpl1
Комментарии
Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

© COPYRIGHT 2000-2020 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы

Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Анатолий Ющенко. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru

Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.

filmz.ru в социальных сетях:

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×