Открывается «Сталкер» нашумевшей документальной историей «Антон тут рядом». Это — режиссерский дебют создателя журнала «Сеанс» Любови Аркус. Четыре года назад она случайно обнаружила сочинение под названием «Люди». Аркус разыскала автора, после чего попросила Алишера Хамидходжаева помочь снять фильм. Герой картины — мальчик-аутист. Он живет между облупленной квартирой на окраине большого города и больницей для умалишенных. В поле зрения камеры Антон попадает в тот момент, когда не сегодня-завтра он станет пациентом психоневрологического интерната — места, где люди с таким диагнозом, как у него, долго не живут. Автор — камера — герой. Расстояние между ними с каждой минутой сокращается, автору приходится войти в кадр и стать действующим лицом этой истории. Но это история не о том, как один человек помог другому человеку, а о том, как один человек узнал себя в другом. О том, что в каждом из нас живет Другой, которого ежедневно приходится убивать в себе, чтобы выжить.
Мировая премьера «Конвоя» состоялась на 62-м Берлинском кинофестивале в рамках внеконкурсной программы «Панорама». Остросюжетная драма, снятая режиссером Алексеем Мизгиревым, рассказывает историю капитана по имени Игнат, которому необходимо доставить в часть пойманного солдата-дезертира. Героям фильма предстоит провести сутки в Москве, и на протяжении этого времени они не раз столкнуться с самыми разными реалиями современной жизни мегаполиса. «Конвой» производит впечатление наиболее интересного и одновременно с этим самого страшного фильма Алексея Мизгирева. Как давно принято у режиссера, зло в фильме облачено в форму — военную, милицейскую, чоповскую — в сущности, наверное, не так важно, в какую именно. Кино, впрочем, не пытается клеймить кого-то конкретного. По своей интонации эта картина — городская страшилка, жестокая сказка о равнодушии, порождающая тьму, в которую погружена сегодняшняя Россия.
«Я буду рядом» — новый фильм Павла Руминова, автора неоднозначного хоррора про «Мертвых дочерей» и как минимум занятных «Обстоятельства». Несмотря на то, что Руминова отечественная кинокритика несколько преждевременно записала в аутсайдеры, режиссер получил за свою новую работу Главный приз 23-го Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи. В изначально задуманном как минисериал «Я буду рядом» рассказывается история Инны (Маша Шалаева). Молодая женщина работает менеджером ресторана и одна воспитывает шестилетнего сына Митю. На зависть окружающим, между матерью и ребенком сложились трогательные, добрые, заботливые отношения. Но неожиданно Инну настигает страшная беда — неизлечимая болезнь. Боясь, что сын останется сиротой, главная героиня тотчас же принимается искать для своего Мити новых родителей.
Беглые беспризорники во главе с юной Чумой зарабатывают на пропитание дерзкими ограблениями. Попавшись в очередной раз на разбое, Чума вынуждена под давлением полиции стать живой приманкой для серийного убийцы. Если она пополнит список жертв, искать ее никто не станет. Почерк маньяка одинаков, все девушки похожи, а место охоты — лесной массив на окраине Москвы. Для опера Ханина поимка монстра не просто вопрос чести, но и цена погон. А для Чумы — цена свободы. Вторая режиссерская работа Рената Давлетьярова прошла в кино практически незамеченной. Хотя, казалось бы: крепкий ремесленнический триллер, инспирированный корейским жанровым кино, без должного экстремального насилия, конечно, зато с блуждающим маньяком и недвусмысленным сексуальным напряжением между «папиной дочкой» и суровым сорокалетним ментом.
Сценарий новой картины Прошкина-старшего написан по прозе Василия Гроссмана. Канун первого послевоенного Нового года. Отец шестнадцатилетней Саши героически погиб на фронте, а мать ворует продукты из милицейской столовой, чтобы прокормить семью. Но так ли это важно для идейно подкованной молодой комсомолки? Застав мать в объятиях чужого мужчины, Саша чувствует, что ее предали. Придя в милицию, она пишет донос на родного человека. Жестокое сердце, не знающее любви и не умеющее прощать. Всё меняется с появлением в ее жизни молодого человека по имени Август, приехавшего в родной город, чтобы похоронить убитых соседом и наспех закопанных во дворе дома родителей. Искупление дается ценой потерь, а научившись сострадать, Саша учится прощать и любить. «Искупление» взяло приз «За лучшее художественное воплощение» МКФ в Монреале, приз гильдии киноведов и кинокритиков России на фестивале «Амурская осень»; призы за лучшую режиссуру, лучший сценарий и Приз зрительских симпатий фестиваля «Восток&Запад.
Документальный фильм с говорящим названием «Одно решение — сопротивление» сняла Светлана Баскова. Да, та самая Светлана Баскова, в чьем творческом загашнике имеются «Пять бутылок водки», «Зеленый слоник» и прочие культовые вещи, коими адепты постсоветского киноандеграунда небезуспешно запугивают непосвященных. На последнем «Кинотавре» состоялась премьера фильма «За Маркса…» — увы, так и не вышедшей на отечественные экраны картины, после просмотра которой многие отметили, что Баскова, немного остепенившись по части экспрессии, по-прежнему остается одним из самых радикальных российских кинохудожников. «Одно решение — сопротивление» состоит из шести частей — событий в разных городах России. Показаны митинги, организованные независимыми рабочими профсоюзами, и демонстрации, в которых принимает участие молодежь. Это первые, еще не уверенные, попытки отстаивать свои права. Что ж, Vive la Résistance.
Фильм «Зима, уходи!» снят выпускниками «Мастерской документального кино и документального театра Марины Разбежкиной (Валерия Гай Германика, кстати говоря, считает ее своим единственным учителем) и Михаила Угарова» по инициативе «Новой газеты». Десять молодых режиссеров два месяца не расставались с камерой. В результате получились хроники прошедшей зимы. Про тех, кто делает политическую погоду, и про тех, кого эти погоды не устраивают. Люди, лица, разговоры, митинги, победы и поражения в канун выборов президента. Живая камера, живые герои. Картину показывали на кинофестивале в Локарно, а на фестивале «Текстура» в Перми «Зима, уходи!» получила Гран-при.
По сюжету новой работы Алексея Октябриновича Балабанова музыкант, бандит, его друг с престарелым отцом, молодая проститутка и юный пророк отправляются на поиски мистической Колокольни Счастья, расположенной где-то между Петербургом и Угличем, рядом с неработающей атомной станцией. Окруженная вечной ядерной зимой, Колокольня забирает людей в лучший мир. Но не всех, а лишь тех, кому повезет. Отвечая на вопрос о жанре фильма, продюсер Сельянов провел параллели с «Островом»Павла Лунгина, отметив, тем не менее, что фильм Балабанова получится совершенно иным: «Это живая история про главное, что есть в человеке, про его потаенное желание счастья для решения своей жизни в каком-то высшем и позитивном ключе. Жанр действительно определить трудно, назвать его мистическим не очень правильно, назвать просто роуд-муви сложно, назвать его притчей — скучно».
В своей предыдущей работе Василий Сигарев рассказывал очень страшную сказку о безответной любви. В мрачной драме «Жить» (Гран-при «Золотая лилия» и приз ФИПРЕССИ на фестивале “goEast” в Висбадене) автор фиксирует на кинопленке не менее выразительный ночной кошмар, навеянный в этот раз мыслями о смерти. Сюжет составляют три параллельно развивающиеся истории: о школьнике, что ищет своего отца; о матери, которая, затаив дыхание, ждет воссоединения с дочками, заботливо посаженными соцопекой в маршрутку; о только-только обвенчавшейся паре, возвращающейся из церкви на ночной электричке. «Жить», изначально задуманное Сигаревым как жанровое высказыванием об апокалипсисе, вопреки всем многочисленным переписываниям сценария, им и осталось. Совсем скоро у людей, в чьих историях нас растворяет автор, мир действительно рухнет: одни — потеряют жизнь буквально; вторые погибнут, оставаясь при этом живыми; у третьих опустятся руки, а на устах застынет резонный вопрос «а зачем оно вообще — жить?».
Закроют кинофестиваль «Звери дикого юга», самый громкий американский дебют 2012, обладатель Гран-при «Сандэнса» и приза за лучший дебют Каннского фестиваля. «Зверей» поочередно сравнивают то с магическим реализмом, что живет в картинах Гильермо дель Торо, то с гилиамовской «Страной приливов», то с «Зимней костью». По сюжету этой действительно диковинной сказки шестилетняя девочка по имени Хашпаппи живет со своим отцом Винком в общине на краю мира. Семья проводит свои дни, плавая в поисках рыбы в некоем подобии лодки, сделанной из остова пикапа. Однажды Винка скашивает непонятная болезнь, после чего природа сходит с ума: тают ледники, поднимается вода. Воображение девочки тотчас рождает доисторических чудовищ, которые освободились из-под тающего льда и рвутся за ней в погоню. Этим временем здоровье Винка становится всё хуже, отчего смелая не по годам Хашпаппи решает отправиться на поиски своей матери.