День выборов

filmz

На экраны вышла «Грязная кампания за честные выборы», местами забавная, хотя и совсем невыдающаяся комедия про идиотов, соревнующихся на выборах в конгресс. Раз уж благодаря режиссеру Роачу в кинотеатрах случился День выборов, предлагаем ознакомиться с картинами, которым «Настоящее кино», не раздумывая, отдает свои голоса.

На рубеже 1930-х, когда США были втянуты в военные конфликты по всему миру, творчество Фрэнка Капры было чуть ли не основным антидепрессантом для нации. История о том, как мистер Смит в Вашингтон ездил, наверное, больше походит на сказку. По сюжету наивный идеалист по имени Джефферсон Смит, лидер организации Мальчиков Рейнджеров, избран представителем в Сенат. Он объединяется со старшим сенатором от своего штата, однако не подозревает, как много людей вокруг него ведут двойную игру и выполняют приказания тех, кто выше. Молодой сенатор сталкивается с понятиями коррупции, грязной игры и ангажированности прессы, тем не менее добро, как положено сказкам с хорошим концом, все же побеждает. В 1939 картина получила «Оскар» за лучший сценарий. В 1998 и в 2007 годах фильм вошел в список 100 самых выдающихся американских картин всех времен по версии Американского института Кино (AFI).

Премьера «Манчжурского кандидата» состоялась осенью 1962 года; затрат кино не окупило и сошло с экранов год спустя, после убийства Джона Ф. Кеннеди. Должную популярность фильм обрел лишь в 1987 году, фактически после заката «холодной войны». В центре событий этой уже классической ленты — история двух сослуживцев, вернувшихся домой после Корейской войны. Пока Раймонд Шоу продвигается влиятельной мамой на пост вице-президента, его бывший однополчанин видит сны, которые заставляют его каждую ночь покрываться каплями холодного пота. Постепенно выясняется, что в Корее военнопленных методом гипноза и психотропными препаратами запрограммировали на убийство кандидата в президенты США. Несмотря на то, что «холодная война» осталась в далеком прошлом, менее актуальной фильм со временем не становится: в доказательство тому относительно недавний ремейк Джонатана Демме и сериал «Родина», авторы которого непредумышленно цитируют обоих «Манчжурских кандидатов» чуть ли не в каждой серии.

Всё начинается с того, что в руки сотрудников «The Washington Post» попадают материалы, свидетельствующие о том, что представители администрации президента Никсона организовали тайное прослушивание в штаб-квартире своих политических оппонентов. О дальнейшем ходе событий можно узнать из исторической хроники. Ничего не потеряете, впрочем, если вместо погружения в википедию посмотрите «Всю президентскую рать». Кино вышло на экраны спустя два года после резонансного «уотергейтского скандала», закончившегося отставкой президента Никсона. Искажать историю в 70-х было моветоном, поэтому в написании сценария картины приняли участие оба раскопавших «уотергейт» журналиста. Увлекательности и саспенса тем временем здесь хоть отбавляй: реконструируя события злосчастного для администрации Белого дома 1971 года, Алан Пакула снял, пожалуй, один из самых напряженных политических триллеров в истории кинематографа.

«Основные цвета» задумывались как трамплин для артиста Траволты, который, судя по всему, планировал катапультировать из когорты экшен-звезд в «высшую лигу», в компанию тех, кто наряжается в красивый смокинг и зачитывает благодарности родителям и съемочной группе, сжимая в руках сверкающую позолотой кинонаграду. Амбициозная трагикомедия Майка Николса, получив несколько номинаций на «Оскар», в целом снискала довольно сдержанный прием: в американском прокате фильм провалился; в европейском — оказался никому не нужным; cегодня же о том, что Траволта играл молодого Билла Клинтона (его здесь называют Джеком Стэнтоном), мало кто вообще помнит. И совершенно напрасно. Озвучивая старую мысль о том, что даже достойные претенденты вынуждены идти на аморальные поступки, дабы добиться успеха в этом изматывающем политическом шоу, превратившимся для американцев в чистое развлечение, Николс умудрился не скатиться ни в пафоса, ни в морализм, что для фильмов о грязной политике, в общем-то, большое достижение.

Ходит молва, что «Плутовство» показывают будущим пиарщикам на первом курсе учебы. И в это, разумеется, невозможно не поверить — сложно припомнить кино, которое обнажало бы механизмы «public relation» так уверенно и откровенно, как фильм Барри Левинсона. Фильм рассказывает о двух профессионалах своего дела — советнике президента Конрада Брина и кинопродюсера Стэнли Мотсса, объединившихся ради предстоящих президентских выборов. Дело в том, что глава государства обвиняется в сексуальных домогательствах, и в связи с этим популярность президента стремительно падает. Брин и Моттс должны отвлечь внимание общественности от адюльтера в Белом доме. Ради этого они придумывают несуществующую войну в Албании (сексуальный скандал, связанный с Клинтоном и Левински, разгорелся как раз, когда съемки фильма были в самом разгаре, а во время обращения «О положении страны» Билл Клинтон угрожал Ираку военными действиями). «Почему Албания? Что плохого они нам сделали?» — «А что хорошего они сделали для нас? Вот что ты знаешь о них?» — «Ничего». — «Вот видишь? Держатся особняком. Такие себе изворотливые и совсем не заслуживающие доверия».

«Выскочка» — кажется, единственный пункт в фильмографии Риз Уизерспун, дающий повод любить эту безгранично противную и ровно настолько же блестящую здесь актрису. Выборы в трагикомедии Александра Пэйна ведутся в самой обычной американской школе. Юная выскочка Трэйси Флик хочет во что бы то ни стало быть избранной президентом школьного совета, а один из преподавателей, зная вероломный и склочный характер ученицы, готов пойти на всё, чтобы этого не случилось. На примере зарождающейся войны в школьных задворках Пэйн делает взрослую, злейшую, остроумную, поразительно точную сатиру на Америку, в которой идеализм обязательно приводит тебя на дно, а противный характер — на самый верх, к большой американской мечте.

Гасу Ван Сэнту всегда была присуща созерцательная поэтика — интимные скольжения камеры по юношеским телесам, вкрадчивые крупные планы и высокохудожественная скука. При всем при этом режиссер никогда не ударялся в тематические проповеди, которые преподносили бы его публике идейным борцом за права гомосексуалистов. Когда автор выдал на суд зрителя «Харви Милка» — почтеннейший ЖЗЛ про выборы первого в Америке политика, открыто заявившего о своих сексуальных предпочтениях — многие заведомо огорчились. Фильм Ван Сэнта, впрочем, оказался совсем не про геев. На протяжении двух часов этот выразительный биопик декламирует не самые последние в контексте политического кинематографа слова — о свободах, что всегда основываются на терпимости, и невинной крови, что проливается в итоге любого идейного противостояния.

В «Мартовских идах» речь идет об избирательной кампании Майка Морриса, проводившейся во время первичных выборов кандидата на пост президента США от демократической партии в 2004 году. События проходят во время праймериз в Огайо. Новенький сотрудник избирательного штаба Морриса полностью разделяет убеждения губернатора и считает его человеком, способным изменить страну к лучшему. Вскоре, однако, происходит череда событий, поселяющих в голову молодого идеалиста сомнения. «Мартовские иды» принято снисходительно поругивать по той причине, что Джордж Клуни ничего принципиально нового своим фильмом не рассказывает, а, напротив, раскручивает историю, которая стара как мир. Тут, впрочем, сложно отделаться от мысли, что важно не «что», а «как». Клуни, чувствующий фактуру как никто другой, очень точно интегрирует красивые лица (свое, Гослинга, Вуд) в заведомо уродливую систему координат — политическую. Одного этого хватает с лихвой, чтобы безупречно проиллюстрировать мысль о том, что талантливый политик — это не тот, кто рвется менять историю, а тот, кто способен обваляться в грязи, оставаясь при этом в глазах электората белым и пушистым.

Предыдущая картина Джея Роача (напомним, что вышедшая в прокат «Грязная кампания за честные выборы» — это его рук дело), «Игра изменилась*», основывалась на перипетиях президентской гонки в США в 2008 году, когда за пост главы страны боролись Барак Обама и Джон Маккейн. Надо заметить, смешного в этом фильме не меньше, чем в комедии с Уиллом Ферреллом. Джулианна Мур блестяще сыграла Сару Пэйлин, одиозную губернаторшу штата Аляска, заместительницу Маккейна и героиню тысячи анекдотов по совместительству. Прославившись эксцентрикой и невежеством, Пэйлин стала идеальным объектом для пародий в комедийных скетчах. Тончайшая, совершенно грандиозная здесь Мур, несмотря на это, предельно очеловечила свою героиню, сделала ее персонажем почти что трагическим. Сама Пэйлин фильм раскритиковала за месяц до его премьеры, сказав, что «голливудская ложь остается голливудской ложью». В незамедлительно последовавшем официальном ответе пресс-служба телеканала HBO намекнула Пэйлин, что, прежде чем критиковать, нелишним было бы сперва посмотреть кино.


Все новости