Свою первую работу в кино — 11-минутный фантасмагорический мультфильм «Зубы обезьяны» — французский классик Рене Лалу сделал в 1960 году. Жутковатая сказка о дантисте, который вырывал пациентам здоровые зубы, была основана на рисунках пациентов психиатрической клиники, где Лалу в свое время работал. В 1973-м режиссер сделал свою самую известную картину — «Дикую планету». В основу мультфильма лег роман Стефана Вуля, рассказывающий о планете Игам. Правят ею драги — гигантские голубые существа с красными глазами, обладающие сверхвысоким уровнем развития. Кроме них на Игаме живут омы — впавшие в регрессию потомки землян. Постепенно на Игаме разворачивается борьба угнетенных омов против своих хозяев-гигантов. «Дикая планета» получила специальный приз на Каннском кинофестивале. Сегодня мультфильм смотрится как диковинный сюр, похожий на полотна Дали, однако сорок лет назад «Планета» была чрезвычайно смелым образцом политической сатиры — развернувшаяся на далекой планете борьба омов против драгов олицетворяла для автора аллегорию ввода Советских войск в Чехословакию в 1968 году.
Имя Тима Бертона, в соавторстве с которым Генри Селик сделал легендарный «Кошмар перед Рождеством», долгое время стояло над мультипликатором мрачной тенью. С Бертоном Селика действительно многое роднит, тем не менее почерк у режиссера свой, уникальный и узнаваемый. Убедиться в этом можно, посмотрев «Коралину в стране кошмаров», страшную сказку Нила Геймана, которую Селик поставил в 2009 году. Написанную под впечатлением от кэролловской прозы «Коралину» временами так и подрывает обозвать «Алисой». Будет тут и говорящий кот, и маленькая девочка, аналогично провалившаяся в другой мир, где трава зеленее, соседи приятнее и мама с папой правильнее. Есть один нюанс, правда: вместо глаз у здешнего семейства — пуговицы, а вместо родительской любви — стремление юную героиню запутать, а потом растворить в бездне своего собственного одиночества, у которого нет конца и края.
Техника, в которой рисует свои фильмы Александр Петров, называется «пальцевая живопись». Выдавив краску на стекло, Петров рисует пальцами, лишь в исключительных случаях используя кисточки. Один рисунок — один кадр фильма, который при просмотре промелькнет за 1/24 долю секунды. Следующее мгновение кинокартины рождается путем внесения поправок в предыдущий эпизод. При такой манере к окончанию съемок у художника не остается практически ничего, кроме стекла с последним фрагментом фильма, все плоды трудов — только на пленке. Всемирную известность художнику принесла короткометражная «Русалка», с большим успехом прокатившаяся по фестивалям. Но любим режиссера мы, конечно, за «Старика и море», экранизацию одноименной повести Эрнеста Хемингуэя, за которую в 2000 году Петров был удостоен премии Американской киноакадемии. Любопытный факт: «Старик и море» стал первым в истории анимационным фильмом для IMAX-кинотеатров.
За свою двадцатилетнюю карьеру Ник Парк успел побывать лауреатом премии «Оскар» четыре раза. Российскому зрителю этот британский мультипликатор известен, в первую очередь, как режиссер «Побега из курятника», с успехом прошедшего у нас в прокате. В миру же Парка воспринимают как папу Уоллеса и Громита — двух, пожалуй, самых популярных пластилиновых персонажей за всю историю анимации. Первый мультфильм с участием этих героев появился в 1989, последний (снятое в 2005 году Проклятие кролика-оборотня») принес автору очередную награду Американской киноакадемии. В полнометражке, на которую Парк истратил 2,84 тонны пластилина, речь идет о ежегодном конкурсе гигантских овощей. Соревнование омрачает гигантский кролик-оборотень, терроризирующий округу тем, что уничтожает урожай. Пытаясь спасти мероприятие, отчаявшийся организатор обещает царские почести тому, кто поймает зверя и спасет праздник. Нетрудно, в общем, догадаться, кто же именно решается спасать овощи от гигантского монстра.
За мультфильм «Выкрутасы» — причудливую историю проволочного человека, который свою защиту от окружающих довел до абсурда, переделав жену и собаку в колючую проволоку, — Гарри Бардин в 1988 году получил Золотую пальмовую ветвь. На родине Бардина, кажется, любят гораздо меньше. Первый полнометражный мультфильм режиссера, многострадальный «Гадкий утенок», шел почти что при пустых залах. Первый канал категорически отказался от показа мультфильма, а телеканал «Россия» заявил, что они не будут показывать, ибо это — «арт-хаус». Что ж, интерпретация известной сказки Андерсона — действительно не совсем сказка, скорее антитоталитарная притча о ксенофобии. Впрочем, все почему-то забывают, что и мир стал жестче. Оттого, наверное, гадкий утенок, превращающийся в финале в прекрасного лебедя, поступает чуть ли не по заветам Грейс из «Догвилля» — летит мстить, надеясь, что сделает этим поступком наш жестокий мир чуточку, но все же лучше.
Имя независимого американского режиссера Билла Плимптона широко известно по всему миру. Его иллюстрации и комиксы публиковались в New York Times, журналах Vogue, Rolling Stone и многих других. Серия политических комиксов «Плимптон», которую автор начал в 1975 году в Soho Weekly News, была продана более чем двадцати изданиям для одновременной публикации. Показанные в позапрошлом году на фестивале «2Morrow» «Идиоты и ангелы» не похожи ни на одну из предыдущих картин режиссера. Это — вполне себе этапная работа мэтра, озвученная, кстати говоря, музыкой Тома Уэйтса. Сюжет крутится вокруг эгоиста с исключительно неподходящим ему именем Ангел. Проснувшись однажды, главный герой совершенно неожиданно обнаруживает у себя на спине два маленьких крыла. В противоположность его натуре, крылья обязывают Ангела совершать добрые поступки, отчего герой в какой-то момент решает от них срочно избавиться. В 2009 году «Идиоты и ангелы» снискали награду за «Лучший фильм» в номинации International Fantasy Film фестиваля «Fantasporto».
«Унесенные призраками», пожалуй, самая известная работа японского классика Хаяо Миядзаки. В основу этого элегичного фэнтези легла красивая мораль о том, что в абсолютно любой ситуации необходимо оставаться человеком. Маленькая Тихиро это несложное правило соблюдает рефлексивно. Иначе не научена. Увы, родителям девочки соблюсти нормы оказывается не по зубам. Когда, заблудившись по дороге, семья оказывается в странном пустынном городе, где их ждет великолепный пир, родители с жадностью набрасываются на еду, в результате чего тотчас превращаются в свиней, становясь пленниками злой колдуньи Юбабы, властительницы таинственного мира древних богов и могущественных духов. В 2002 году «Унесенные призраками» заслуженно взяли «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля, «Оскар» в категории «Лучший анимационный полнометражный фильм» и легион поклонников по всему миру, которые, соприкоснувшись с истинным волшебством, стали впредь не пропускать ни одного фильма Миядзаки.
Премьера дебютной работы Сильвена Шомэ состоялась в Каннах. Сорвав там шумные овации, «Трио из Бельвилля» устроило себе самое настоящее мировое турне — редкий кинофестиваль обходился без этой прекрасной анимационной ленты. Шомэ, будучи большим поклонником Жака Тати (свою следующую картину — «Иллюзионист» — режиссер поставит по незавершенному сценарию великого французского комедиографа), унаследовал от любимого режиссера превосходное чувство юмора и узнаваемую эксцентрику. Сюжет его ностальгического, нарочито гротескного мультфильма крутится вокруг немолодой мадам, внука которой выкрадывают двое таинственных неизвестных. Сорвавшаяся на поиски бабушка со своим верным псом Брюно пересекает океан, попадая в огромный мегаполис Бельвилль. Там она встречает известных «бельвилльских тройняшек» — трех звезд-певиц мюзик-холла 30-х годов. «Тройняшки» берут мадам Сузу и Брюно под свою опеку. Вскоре благодаря острому нюху пса храбрые старушки нападают на след, что ведет к злобной французской мафии.
Сатоси Кон скончался два года назад от рака поджелудочной железы. Для японской анимации, конечно, смерть Кона — безвозвратная потеря гения, великого художника, каких один на миллион. Кон, если впадать в пошлые сравнения, всю свою сознательную жизнь был одержим примерно те же самым, чему посвятил себя Дэвид Линч — изучал пограничные состояния, сплетал воедино разум и чувства, катапультировал зрителя туда, где сон становится явью. Главная героиня анимационного психотриллера «Истинная грусть*» — начинающая актриса Мимарин. Пытаясь достичь на актерском поприще совершенства, эта нервная старлетка в самом начале своего творческого пути решается на смелую роль в хорроре, где по сценарию ее насилуют. Вскоре кино и реальность в голове Мимарин наслаиваются друг на друга, отчего личность девушки раскалывается на части, словно упавшая на пол тарелка. Мало кто знает, что сцена, где Мимарин кричит, находясь в ванне под водой, впоследствии была скопирована создателем «Реквиема по мечте». Даррен Аронофски полностью выкупил права на мультфильм, чтобы воспроизвести этот эпизод. Надо заметить, что спустя несколько лет режиссер вернется к «Истинной грусти» еще раз, спроецировав ее сюжет на похожую историю с балериной вместо актрисы.
Юрий Борисович Норштейн сделал не один шедевр, однако вряд ли найдется произведение, повлиявшее на культуру больше, чем легендарный «Ёжик в тумане». В любви к этому десятиминутному мультфильму, рассказывающему про то, как «по вечерам Ёжик ходил в гости к Медвежонку считать звезды», признавались многие. Кто-то вслух, как Хаяо Миядзаки. Кто-то на пленке, как Мишель Гондри, снявший для Бьорк памятный «Human Behavior». В 2003 году «Ёжик в тумане» был признан лучшим мультфильмом всех времен по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран. В январе 2009 года в Киеве, на пересечении улиц Золотоворотской, Рейтарской и Георгиевского переулка был установлен памятник Ёжику. По сей день студенты киношкол пытаются красиво разъяснить в своих многостраничных эссе причины, по которым этот незатейливый мультфильм впечатался в наши сердца. И это, ясное дело, не более чем бумагомарание. Причина тут всего одна: все мы в той или иной степени ёжики в тумане — напуганные, одинокие и мало что видящие дальше своей вытянутой руки. Одна надежда — плыть по течению. Оно, если верить Норштейну, обязательно приводит в единственно верный для нас всех пункт назначения.