filmz

В гостях у сказки

filmz

В связи с выходом «Белоснежки» Тарсема глупо не написать что-нибудь про сказки. Разумеется, потрошить диснеевскую копилку было бы слишком просто, поэтому сегодня мы намеренно обходим стороной экранизации очевидные и вспоминаем картины, где известные сказочные мотивы вплетены в сюжет не самой яркой нитью…

«Красная шапочка», пожалуй, одна из самых жестоких сказок на свете. В оригинале волк не просто съедает бабушку, вдобавок ко всему прочему он скармливает ее останки несведущей внучке. Облагораживать сюжет этого нечеловеческого макабра давным-давно брался никогда не отличавшийся особой добротой Шарль Перро — в его редакции отсутствует каннибализм, зато присутствует морализм и должный сексуальный подтекст: обглоданные косточки Красной Шапочки в финале недвусмысленно намекают на то, что разговаривать с незнакомцами в темном лесу не так уж и безопасно. Дебютный фильм Дэвида Слэйда переосмысливает сказку на новый, в общем-то, присущий веку феминизма лад. В дремучем и темном интернете героиня юной Эллен Пэйдж намеренно клюет на крючок волка-педофила. Этой девочке, впрочем, по сюжету не нужны отважные дровосеки, коих в свое время придумали братья Гримм. Последние минуты «Леденца» здешняя Красная Шапочка проводит, копошась хирургическим скальпелем в мошонке обидчика. Сотня съеденных бабушек отомщена — волки поджимают хвосты и на веки вечные прекращают смотреть в лес.

Наиболее распространенный вариант «Красавицы и Чудовища» опубликован Жанной-Мари Лепренс де Бомон в 1757 году. В его основе лежит древнегреческий миф об Эросе и Психее. В нашей стране сказку знают по большей части благодаря литературной адаптации Аксакова под названием «Аленький цветочек», жутковатая мультипликационная экранизация которого сломала психику не одному советскому ребенку. Одну из самых трогательных киноверсий этой романтической сказки снял режиссер Марк Палански. В его «Пенелопе», как это принято сегодня, все наоборот. Чудная Кристина Риччи играет не красавицу, а восемнадцатилетнее чудовище Пенелопу Уилхерн. Многие годы бедняжка вынуждена жить с родителями в огромном особняке и прятать лицо от окружающих, поскольку по сюжету над девушкой тяготеет семейное проклятие. Вместо носа у нее — свиной пятачок, который по преданию пропадет только тогда, когда юноша благородных кровей по-настоящему полюбит Пенелопу и женится на ней. Информация для девочек: красавца играет Джеймс МакЭвой.

Говорят, что прототипом Синей Бороды послужил барон Жиль де Рэ, живший в XV веке и казненный по обвинению в убийстве нескольких своих жен. К герою популярной французской сказки не так давно обращалась умнейшая Катрин Брейя, тем не менее, в контексте сегодняшней темы было бы уместнее вспомнить о «Пианино» — безусловно, лучшем фильме другой талантливой феминистки, новозеландской музы авторского кино, Джейн Кэмпион. Находясь под впечатлением от «Синей Бороды», режиссер сочинила историю, которая разворачивается в середине XIX столетия. Немая пианистка Ада МакГрат приезжает с дочерью Флорой в Новую Зеландию из Шотландии, чтобы вступить в брак «по договоренности» с Алисдером Стюартом. В отличие от канонической Синей Бороды, Стюарт оставляет героиню в живых, хотя и умудряется причинить Аде зло, которое окажется для нее гораздо хуже, чем смерть.

Красавица, уколовшая палец о веретено и уснувшая после этого ровно на 100 лет, не часто балует кинематограф своим появлением. Оно и понятно: кто, кроме кинокритиков, будет два часа смотреть на дремлющую мамзель. Картина испанского классика Альмодовара, впрочем, нравится всем. В «Поговори с ней» сказка обыгрывается с позиции реализма. В поисках персонажа для статьи журналист Марко встречается с женщиной-тореро Лидией. Их знакомство перерастает в страстную любовь, но все надежды рушит трагедия на корриде: удар разъяренного быка повергает Лидию в кому. Разумеется, одним поцелуем в фильме не ограничилось. Толчком к написанию сценария стала реальная история о сотруднике румынского морга, который попытался совокупиться с женщиной, впавшей в летаргический сон и сочтенной врачами мертвой — и тем самым пробудил ее к жизни, за что подвергся уголовному преследованию, несмотря на благодарность самой ожившей и ее семьи. Сложно сказать, можно ли быть прекрасным принцем и насильником одновременно. Это, однако, интересует Альмодовара меньше всего. Как бы странно это не прозвучало, но «Поговори с ней» — не о двусмысленности этической стороны вопроса. Как и сказка, этот фильм от первого и до последнего кадра — о любви и ни о чем более.

Якоб и Вильгельм Гримм услышали эту сказку в местности Дорчен Вильд. «Гензель и Гретель» — еще одна жутковатая история о детях. На этот раз брата с сестрой оставляют в лесу на съедение волкам. К счастью для детей, дикие животные, судя по всему, в этот момент были заняты Красной Шапочкой, так что юным везунчикам в качестве источника неоценимого экспириенса достается пряничный домик со злой ведьмой в придачу. Франсуа Озон, которого все мы десять лет назад на полном серьезе воспринимали как нового Фассбиндера, делал в конце 90-х, может, и не самое умное, но зато действительно очень смешное «другое кино». В «Криминальных любовниках» главными героями становятся Люк и Алиса. Заблудились подростки сами, причем без помощи злой мачехи — в темно-синем лесу они закапывали труп своего одноклассника. Вместо пряничного домика в картине фигурирует избушка с угрюмым и слегка обезумевшим лесником. Вгрызаться в плоть тинэйджеров, как это принято в каждом втором голливудском ужастике, он не станет. Зато, как это принято у Озона, брутальный лесничий поможет раскрыть подросткам свою сексуальность. Правда, без особого желания последних — сколько лет прошло, а про здешнего Гензеля по сей день вспоминать больно.

Выдающийся немецкий писатель Фридрих де ла Мотт Фуке оставил немалое творческое наследие, но в мировую литературу вошел благодаря небольшой повести «Ундина» — стилизованному под средневековую легенду рассказу о трагической любви прекрасной дочери морского царя и благородного рыцаря. Сейчас уже и не поймешь, кто был первым — Фуке или его ровесник Ханс Кристиан Андерсен, написавший примерно в это же время, пожалуй, самую грустную историю на свете — «Русалочку». В любом случае, очевидно, что на Нила Джоржана повлияли оба. Самый недооцененный киносказочник Голливуда (на его счету, кстати, гениальный «В компании волков» про Красную Шапочку) снял фильм, который, увы, до нашего проката так и не доехал. Колин Фаррелл играет здесь рыбака Сиракуза. Жизнь главного героя переворачивается с ног на голову, когда в его рыболовные сети попадает прекрасная и таинственная незнакомка. Дочь героя верит, что девушка — волшебное существо. Узнать, кем девушка является на самом деле, будет уместнее из самого фильма. Все же Джордан по-прежнему является тем рассказчиком, которого слушаешь, развесив уши, какую ерунду бы он не говорил.

Отражение фантасмагории Льюиса Кэролла можно узреть везде и повсюду. По большему счету кинематограф — это и есть кроличья нора, куда ты каждый раз проваливаешься на полтора часа времени. За белым кроликом следовал Нео из «Матрицы»; в образе Алисы, которая попала в страну мертвецов, уже несколько серий подряд пребывает Милла Йовович. Но, безусловно, самое тонкое, самое точное, самое осмысленное воплощение прозы Кэролла на экране сделал Терри Гиллиам в «Стране приливов». В обществе это кино принято немножечко ненавидеть (что в какой-то степени, пожалуй, говорит о его гениальности), поэтому для американской прокатной версии картины режиссер записал короткое видеообращение к зрителям следующего содержания. «Здравствуйте, меня зовут Терри Гиллиам. Многим из вас не понравится этот фильм. Многие, если повезет, его полюбят. Но большинство из вас так и не разберется в своем к нему отношении. Что я пытаюсь сказать — отбросьте все, что вы знаете, вещи, которым научились, отбросьте свои предубеждения и страхи, все предрассудки, которые есть у взрослого человека. И попробуйте быть невинными, как бы трудно это не оказалось». Лучше не скажешь, действительно — попробуйте. Это — страшная сказка, и жизнь в ней похожа на ночной кошмар, зато после просмотра ты точно знаешь, за каким конкретно кроликом нужно бежать, и где от всех окружающих нас ужасов надежнее всего прятаться.

Вольную интерпретацию сюжета андерсеновской «Снежной королевы» можно было увидеть несколько лет назад в кинотеатрах стран Бенилюкса. «Слепота» нидерландского режиссера Тамар ван ден Доп — это, конечно, в первую очередь для девочек и только потом для всех остальных, но зрительского внимания кино, безусловно, заслуживает. Кино переиначивает Андерсена на мелодраматический манер. Рубен — одинокий неуравновешенный молодой человек, потерявший в детстве зрение. Мари — альбинос неприглядной внешности с кучей застарелых комплексов. Мать Рубена нанимает Мари в качестве чтеца книг для сына. Бледная героиня будет читать Рубену красивым голосом «Снежную Королеву». В результате два одиночества найдут друг друга, вот только вскоре главный герой сказочным образом прозреет. Вопросы Тамар ван ден Доп задает вполне традиционные: слепа ли любовь, и отвернется ли новоявленный Кай от своей Королевы, увидев девицу глазами, в которых нечему больше таять.

Средневековая немецкая легенда про Гамельнского крысолова проста как три копейки, настолько же, впрочем, и эффективна. Гамельн наводнили крысы. Жители предлагают мешок золота любому, кто избавит город от этого бедствия. Вдруг из ниоткуда появляется дудочник. Под звуки его волшебной флейты все городские крысы сбегаются к реке, в которой он их изящно топит. Увы, вознаграждения, как это часто бывает не только в сказках, но и в жизни, флейтисту не дают. После чего герой сказки предсказуемо обижается на жителей Гамельна и выманивает звуками своей флейты всех детей, которых в конце легенды ждет примерно такая же несладкая судьба, что и крыс. Поучительная история гамельнского дудочника упоминалась в недавнем ремейке «Кошмара на улице Вязов», но лучше всего была обыграна у хорошего канадского режиссера Эгояна. По сюжету «Славного будущего» в маленьком провинциальном городке происходит авария школьного автобуса, перевозившего детей. В живых остается одна девочка и водитель автобуса. Герои фильма долгое время пытаются сделать крысоловом автобусную компанию. Разумеется, светлее от этого их будущее не становится.

Говорим «Золушка», подразумеваем «ромком» — так уж повелось. История классической простушки, которая страдала-страдала, а потом, принарядившись, завоевала всех принцев разом, крутится в кинотеатрах буквально каждую неделю. Совсем недавно в любом мультиплексе можно посмотреть некую отечественную «Zолушку». С другой стороны, подчас хорошо проверенное старое гораздо лучше сильно сомнительного нового. Так что если вдруг вам захотелось послушать эту нескончаемую сказочку еще раз, посмотрите «Сабрину». Только не поллаковский ремейк, а оригинал Билли Уайлдера. Сказочный зачин здесь не повторяется, а очень иронично обыгрывается. Юную дочь шофера играет прелестная Одри Хепберн, а принцев-миллионеров — Хамфри Богарт с Уильямом Холденом. Когда эти замечательные люди смотрят с экрана, любые сентиментальные глупости принимаешь за чистую монету. Так, наверное, и должно быть. Чудеса случаются, а в сказки нужно верить — собственно, благодаря Уайлдеру и всем тем, кто был упомянут выше, мы это и не забываем.


Все новости