Рецензия на «Чти отца своего»

Чти отца своего. Страсти по-Достоевскому

В кинопрокате в России с 17 июля 2003 года
Расписание показов на kinoafisha.net

Всемирно известный писатель Лео Шеперд (Жерар Депардье) отправляется из французского захолустья в Стокгольм, где ему собираются вручить Нобелевскую премию по литературе. По дороге его нагоняет родной сын, бывший наркоман Поль (Гийом Депардье). Все, чего хочет и о чем с детства мечтает Поль – поговорить с отцом по душам. Сначала этому мешала работа Шеперда-старшего, его постоянное затворничество, теперь от всяких ненужных разговоров отца оберегает его агент и сестра Поля Виржиния (Сильви Тестюд). Но нобелевский лауреат должен, наконец, узнать правду. Прежде всего, о себе самом.

Тот, кто читал «Подростка» Достоевского, сюжет и атмосферу фильма Якоба Бергера поймет без труда. Историю об отце, занятом только своим творчеством и самосовершенствованием, и его сыне, влюбленном в него, словно в бога, и ревнующем ко всем и каждому с болезненным остервенением, Бергер взял не у Федора Михалыча, но и не с потолка. Отец режиссера – известный английский писатель Джон Бергер не считал нужным как-то специально воспитывать сына. «Когда ты живешь рядом с такой подавляющей личностью, которая говорит громко и складно, то поневоле начинаешь заикаться», - сказал в интервью Якоб Бергер. По словам режиссера, он, как и герой Гийома Депардье, был в детстве жутко закомплексованным. В своем фильме Бергер прямо ставит вопрос: «Имеет ли общество право требовать от гения быть при этом хорошим отцом, мужем и садовником?» И дает однозначный ответ: «Нет, не имеет». Либо бесценный вклад в культуру и цивилизацию, либо уютные домашние посиделки. Шеперд-старший выбирает первое.

Сцена, которая поражает в картине больше всего – молчащий на протяжении 5-10 минут Жерар Депардье. Все время, пока длится обвинительная речь Поля, Лео смотрит куда-то перед собой. Вообще Депардье-старший в фильме впечатляет, хотя вроде бы именно такой игры от него ждешь; самый титулованный он не держит на себе весь фильм, хотя без него всё бы тут же рассыпалось. Как ему удается в одной картине кривляться а-ля Де Фюнес и отмачивать базарные шутки а-ля Петросян, а в следующей уже играть раздвоение личности – до сих пор загадка. Актер-феномен, про которого знаменитая французская «Соседка» Фанни Ардан как-то сказала: «Это лучший партнер. Для меня вообще существует только кино и Депардье». За свою карьеру Жерару уже приходилось играть двух писателе: одного - Бальзака, другого - вместе с Романом Полански в фильме итальянца Джузеппе Торнаторе. То был гениальный детективный триллер с безумными глазами Депардье и гипнотизирующей улыбкой Полански, «Чти отца своего» – совсем другое кино. Смысл этой психологической драмы не в сюжетном действии, а в нескольких монологах трех действующих лиц. У каждого из них свое видение ситуации, и зритель тоже должен сделать свой выбор. Иногда даже ловишь себя на мысли, что смотришь не на экран, а в замочную скважину чужой квартиры. Давно уже Европа не радовала таким естественным, выстраданным и по-своему автобиографичным фильмом.

Актерский дуэт обоих Депардье – это своеобразный дебют. Вместе отец и сын на большом экране еще не играли. И делают они это блестяще! Нервный резкий Гийом нисколько не теряется, впрочем, и не задвигает животного харизматика Жерара. Абсолютное равенство во всех категориях, ну, может, только кроме весовой (кстати, Жерар к съемкам сильно похудел и в фильме выглядит очень даже!) Сыграли ли они в фильме самих себя и свои отношения в жизни? Отец и сын в один голос заявляют - «нет». Проверить это все равно не удастся. Единственное, что в «Чти…» стопроцентно соответствует образу реального Депардье-отца – это могучий Жерар верхом на черном мотоцикле. По улицам Парижа актер летает только так.

Расписание показов на kinoafisha.net

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

2309
Сюжет:Картина–Открытие. Картина–Изумление. Картина – возвращение Жерара Депардье в лоно крепкого психологического триллера. Своей новой работой мэтр дал достойный ответ коллегам-комикам Жан-Полю Бельмондо и Алену Делону (а заодно Роберту Де Ниро, Джеку Николсону и т.д.) – уходить из пустых комедий не только можно, но и нужно. А то национальные комиксы про «Астерикса и Обеликса» могли для Жерара сильно затянуться. Хотя в промежутках был еще мистический «Видок»… Однако, чем черт не шутит! Ну, подурачились, и хватит.
articles/article_review.tpl1
Комментарии
Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

© COPYRIGHT 2000-2020 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы

Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Анатолий Ющенко. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru

Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.

filmz.ru в социальных сетях:

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×