Рецензия на «Молодость без молодости»

Рецензия на «Молодость без молодости»

Имя Розы

В старом фильме Копполы «Пегги Сью вышла замуж» героине, стоящей на грани развода, выпал шанс перенестись во времена своей юности и заново повстречать будущего мужа. Назад в будущее Пегги вернулась с помощью полушуточной магии, а разваливающийся брак был благополучно спасен. Кто бы мог подумать, что тема заказной мелодрамы всплывет спустя 20 с лишним лет в грандиозной «Молодости без молодости». Картина снята по книге румынского религиоведа Мирчи Элиаде — открывателя Мифа о вечном возвращении. Эта экранизация вылилась в очень личный фильм Копполы, обозначила мощный виток в его творчестве после десятилетнего молчания. Основной темой новой кино-эпопеи стало возрождение человека во всей полноте его личных и творческих возможностей.

80-летний Доминик Матей просыпается однажды ночью, несчастный, одинокий и, что самое ужасное, так и не реализовавшийся, и зачем-то бредет в Café Select, где обычно собираются его коллеги-профессора. За кадром Тим Рот произносит с божественной хрипотцой полубезумные реплики, под домашними шлепанцами профессора скрипит снег, а в седой голове зреют мысли о самоубийстве. На следующий день, кафкианским персонажем спеша по холодной улице, Доминик получит разряд молнии, и его черный зонт истлеет апокалипсической звездой. А еще позже, в больнице, у него расшатаются и выпадут зубы, вытесненные новыми, молодыми.

Герой «Молодости» переживает не сказочную метаморфозу. Он меняется страшно, физиологично, корчась под бинтами и издавая нечленораздельные вопли. Внешность Тима Рота, к которой, кажется, зрители давно привыкли, здесь вдруг играет по-новому, выразительно и жутко. «Помолодев», Рот сохраняет неуверенную старческую походку, а простившись с ней, обзаводится усталой дьявольщинкой во взгляде.

Начавшись как притча, фильм постепенно сосредотачивается на магии. Герой словно грезит наяву — в памяти всплывают забытые языки, перед глазами плавают то иероглифы, то очертания фашистской шпионки. К тому же обнаруживается двойник, учитель и искуситель, имеющий свойство оставаться в зеркале, когда герой от него отходит. Древние письмена, алые розы, тусклое стекло. Мистика входит в «Молодость» благородной и тяжелой поступью, есть чем залюбоваться. Но когда она целиком заполняет пространство фильма, начинается некоторый сумбур.

Зрителя все настойчивее вовлекают в наблюдения за паранормальными способностями Доминика, который научился одним взглядом прочитывать книги, говорить на любых наречиях и даже управлять людьми на расстоянии. Озаботившись посланием будущему человечеству, герой даже придумывает искусственный язык, который де смогут расшифровать только с помощью самой совершенной техники. Правда, что именно сообщает Доминик потомкам столь экстравагантным образом, из фильма мы не узнаем. Между тем, профессор начинает пасовать перед собственными талантами, не зная, куда их применить, и в конце концов выдает одну из лучших фраз фильма: «Пора посмотреть фактам в лицо: я мутант, а пытаюсь жить как обычный интеллектуал».

Афоризм можно отнести и к целевой аудитории, и к непосредственному автору «Молодости без молодости». Мутант — не мутант, а Мирча Элиаде свободно владел восемью языками и написал множество трудов, посвященных различным верованиям и мифологии. Так что если уж он заводит речь о буддизме, переселении душ и протоязыке, то не в порядке публицистического бреда и не из стремления зацепить оккультно настроенную публику. Однако современный кинематографический контекст, в котором уже чего только не было, вплоть до «Девушки из воды» Шьямалана и «Фонтана» Аронофски, сильно обесценивает всевозможные интеллектуальные примочки. А именно им посвящена вторая половина фильма, где героиня Александры Марии Лары лепечет на вавилонском диалекте, помолодевший профессор на слух расшифровывает египетские иероглифы, и вместе они покоряют то Индию, то Мальту.

Фантастики и приключений в фильме оказалось намного больше, чем можно было предположить по стилистически строгой завязке. Впрочем, здесь Коппола себе не изменил. Он хоть и ратует за авторское кино, в число режиссеров-интеллектуалов никогда не входил. Приключения в классическом мальчишеском понимании всю дорогу волновали его не меньше, чем звезды и нравственный закон. В «Молодости без молодости» нашлось место всему. Но перевес, похоже, у звезд.

Герой фильма зажат между собственными амбициями и страхом старости, угрозой фашизма и древними тайнами сознания. Как из всего этого выпутаться, не совсем понятно. И выбор, который в финале совершает Доминик, красиво расправившись с двойником, выглядит каким-то рефлекторным и совсем не ключевым. А ключевое — это вечное возвращение, чередование сна и яви, роза в окоченевшей руке, со всеми возможными трактовками.

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Сюжет:Фильм рассказывает историю румынского профессора лингвистики, который, не сумев завершить труд всей своей жизни, принимает решение о самоубийстве. Но в день, когда он планировал осуществить задуманное, в него попадает молния. Вопреки всему профессору удается не только сохранить жизнь, но и обрести утраченную молодость. Однако он вынужден изменить имя и бежать из страны, чтобы скрыться от преследований нацистов, желающих использовать произошедший с ним феномен для создания новой человеческой расы.

фильм «Молодость без молодости»

похожие темы

Комментарии
по просмотрам
Новые слухи о «Флэше»
Новые слухи о грядущем сольном фильме про Флэша.
Рецензия на фильм «Никогда, редко, иногда, всегда»
Выдающаяся картина о двух девушках, тайно едущих на аборт в Нью-Йорк. Гран-при жюри последнего Берлинале.
Эмми 2020: лауреаты
Объявлены победители премии Эмми 2020. Лидером по количеству наград стал мини-сериал «Хранители».
по комментариям
Рецензия на фильм «Довод»
Главный герой в исполнении Джона Дэвида Вашингтона пытается предотвратить надвигающуюся Третью Мировую войну.
11
Американская киноакадемия ввела новые стандарты для «Оскара»
На «Оскаре» будет действовать правило, касающееся репрезентации меньшинств в фильмах.
4
Режиссерская версия фильма «Терминатор: Да придет спаситель»
МакДжи сообщил, что у него есть «более мрачный» вариант фильма «Терминатор: Да придёт спаситель».
4
Молодая гвардия: Джон Дэвид Вашингтон
Разбираем карьеру звезды «Довода»: как Джон Дэвид Вашингтон за пять лет стал одним из самых популярных актеров Голливуд.
3
Хлоя Морец воюет с андроидами
Хлоя Морец сыграет в фантастическом фильме о войне с андроидами.
2
* за прошедший месяц
Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

© COPYRIGHT 2000-2020 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы

Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Анатолий Ющенко. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru

Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.

filmz.ru в социальных сетях:

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×