«Звёздные Войны»: роль сюжетных мотивов в композиции саги Джорджа Лукаса

Наметим теперь отдельные сюжетные мотивы, которые благодаря своей рифмовке связывают две трилогии в единое целое. Логично было бы также, как и Лукас, идти «от обратного» – на имеющееся в классической трилогии «действие» находить предшествующую ему в новой трилогии «причину». Но, избегая излишней путаницы, мы все же будем придерживаться не хронологии выхода фильмов, а естественного развития событий в сюжетном пространстве саги. Тем более что это будет особо удобно при разборе «внутренних» рифм и сюжетных мотивов – тех, что работают как в рамках отдельного фильма, так и в пределах отдельной трилогии, помогая зрителю лучше понять психологию героев и мотивы их действий (для экономии места эпизоды в дальнейшем обозначаются их порядковыми номерами).

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

Завязка сюжетного мотива / Развитие сюжетного мотива

I. Торговая Федерация блокирует планету Набу и готовит на нее военное наступление. Действующий канцлер Финис Валорум не реагирует на призывы королевы Амидалы о помощи, предлагая выслать на Набу вместо вооруженных отрядов комиссию для расследования правдивости слов Амидалы.

I - III. Начало тонкой политической интриги, которой, по сути дела, и посвящена вся первая трилогия. Ситху Дарту Сидиусу (он же Палпатин) необходима легальная и тотальная власть, в целях достижения которой он затевает сложнейшую многоходовую комбинацию. Будучи «в миру» сенатором от планеты Набу, он умело использует в своих целях королеву Амидалу, устрашенную тайно подстроенной им военной агрессией со стороны Торговой Федерации. Поддавшись нашептываниям Палпатина, она убеждает Сенат вынести действующему канцлеру вотум недоверия. Новым канцлером избирают Палпатина. В третьем эпизоде Дарт Сидиус приказывает уничтожить верхушку Торговой Федерации, а себя нарекает Императором.

***

I. Джедаи спасают на Набу аборигена Джа-Джа Бинкса, болтливое и надоедливое существо. Большинство недовольных первой серией обрушилось на Лукаса с яростной критикой этого персонажа (прим. 13). Но вторая серия с определенной ясностью показала, для чего Лукасу нужен был этот глупый персонаж.

II. Канцлеру Палпатину нужно добиться для себя новых полномочий, но для этого необходимо, чтобы кто-то из сенаторов огласил данное предложение в Сенате. Воспользовавшись временным отсутствием сенатора Амидалы, Палпатин хитроумно (как и в первой серии) заводит об этом речь в присутствии заменяющего ее Джа-Джа Бинкса, и не привыкший раздумывать Бинкс клюет на удочку и выступает в Сенате с речью о наделении Палпатина чрезвычайными полномочиями. Таким образом, роковая миссия этого ненавистного многими героя оказывается выполнена (прим. 14), и в дальнейшем он в повествовании практически не участвует.

***

I. Джа-Джа Бинкс приводит джедаев в свой родной подводный город, населенный аборигенами планеты, находящихся во враждебных отношениях с людьми.

I. В минуту опасности королева Амидала обращается к подводным жителям с просьбой о помощи во имя спасения родной для всех планеты.

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

***

I. В результате неполадки корабля джедаи оказываются на Татуине, где знакомятся с мальчиком Энакином Скайуокером и его матерью Шми. После этого мотив Татуина распространяется на всю сагу, так как в обоих трилогиях выступает в качестве родного дома героев (отца и сына), который они покидают, дабы выполнить предназначение их жизни.

IV. Татуин – первая и потому главная планета «Звездных войн». Будучи захваченной возле нее имперским крейсером под руководством Дарта Вейдера (некогда Энакина), принцесса Лея решает обратиться за помощью к живущему на Татуине Оби-Вану Кеноби, посылая к нему дроида R2D2. Волею судьбы дроид попадает к Люку Скайуокеру, сыну Энакина – и история начинается.

***

I. Беседуя с торговцем запчастей, Кви-Гон делает несколько специфических жестов джедая, помогающих внушить собеседнику свои мысли. Раса, к которой принадлежит торговец, джедайскому внушению оказывается не подвластна. II. Оби-Ван делает приставшему к нему проходимцу внушение относительно новых правил для дальнейшей жизни.

IV. Используя тот же метод и те же жесты Оби-Ван внушает имперскому патрулю, что дроиды, находящиеся с ними, не являются теми, что ищут штурмовики, – тем самым устраняя опасность и преграду.

***

I. Энакин растет без отца – с мамой.

IV. Люк растет без отца – с дядей и тетей.

***

I. На вопрос Кви-Гона об отце Энакина Шми отвечает невнятно, говорит о том, что отца как будто и не было. При анализе крови Энакина обнаруживается значительный процент так называемых медиахлариамов.

III. Палпатин рассказывает Энакину легенду о ситхе, научившемся управлять медиахлариамами и создавать с их помощью новую жизнь. Можно предположить, что эта история приоткрывает тайну рождения Энакина.

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

***

I. Энакин превосходно разбирается в технике, может починить любого дроида и сам собирает робота-переводчика, которого мы знаем как C3PO.

IV. Люк унаследовал эту черту отца и также, как и он, превосходно умеет чинить дроидов. Потому ему и удается извлечь из R2D2 запись, которую сделала принцесса Лея.

***

I. В самом начале саги мы встречаем дроидов C3PO и R2D2, хорошо знакомых по классическим фильмам. C3PO оказывается дроидом, собранным Энакином; без помощи R2D2 герои могли бы погибнуть в результате вражеской атаки. В первой трилогии проявляются разнообразные характерные способности дроидов, присутствующие и в дальнейшем. В финале трилогии C3PO приказывают стереть память.

IV. Несмотря на тот факт, что C3PO стерли память, новое его знакомство с R2D2 вызывает закономерный вопрос: неужели за столь длительный временной промежуток, прошедший между третьим и четвертым эпизодами, дроиды никогда больше не пересекались друг с другом (хотя и служили на одном корабле)? Данная сюжетная линия имеет у Лукаса серьезные недоработки.

***

I. Во время одной из центральных сцен эпизода – соревнований по скоростным гонкам – мы видим Джаббу Хатта, правителя Татуина.

IV-VI. Джабба Хатт разыскивает Хана Соло за долги; получив в замороженном состоянии, держит его в плену; в результате вызволения Хана из плена его друзьями погибает.

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

***

I. Принимая решение о судьбе Энакина Совет джедаев тестирует мальчика – в частности, на способность разгадывать скрытые от него предметы (что можно трактовать и как способность читать мысли).

VI. Дарт Вейдер обладает способностью проникать в чужие мысли – и благодаря этому узнает у Люка о существовании второго своего ребенка. Его способность предчувствовать события проявляется и в других эпизодах классической трилогии.

***

I. Энакина тестирует магистр Винду. Обозначенная пунктирно в первом эпизоде, его роль существенно увеличивается в дальнейшем.

II-III. Во втором эпизоде магистр Винду вместе с отрядом джедаев приходит на выручку попавшим в плен Оби-Вану, Энакину и Амидале. В финале трилогии именно он отправляется арестовывать канцлера Палпатина, узнав, что тот и является разыскиваемым Дартом Сидиусом. Решение Винду все-таки не ждать суда, а убить Сидиуса в поединке оказывается роковым – Энакин поддается мольбам Сидиуса о пощаде и отрубает Винду руку, державшую меч. После этого Сидиус убивает магистра.

***

I. Амидала имеет двойника – в целях безопасности.

II. Гибель девушки-двойника во время покушения на Амидалу подчеркивает нависшую над нею опасность – кто-то действительно желает ей смерти.

Кадр из космической саги «Звёздные войны»

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

страницы:
1
2
3
4
5
6

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Не время умирать
Дублированный тизер-трейлер
2040: Будущее ждёт
Дублированный трейлер
Западня для дьявола
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Дау
Трейлер
2
Форсаж 9
Тизер
0
Идеальная няня
Дублированный трейлер
0
Миллион мелких осколков
Дублированный трейлер
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Сериал «257 причин, чтобы жить» представит Россию в Каннах
Стало известно, что проект платформы «Start» «257 причин, чтобы жить» был отобран для показа на Canneseries в Каннах.
Обсуждение фильма «Удивительное путешествие доктора Дулиттла»
Мы помним, что ради доктора Дулиттла, этого американского Айболита, убили Железного человека, но детям понравилось.
Большие люди взялись курировать проект «Ведро с крабами»
Режиссер и народный артист РФ Владимир Фокин поддержал проект молодого режиссера Виталия Манюкова.
Автор романа «Вонгозеро» Яна Вагнер: «Я не верю в эпидемии»
Яна Вагнер называет себя везучим автором — писательница продала права на экранизацию всех своих романов.
Стартовали съемки Юрского периода
Третья глава новой трилогии Юрского периода официально запущенна в производство!
по комментариям
Рецензия на фильм «Кома»
Качественный отечественный аттракцион, поставленный с голливудским размахом, действительно производит впечатление.
2
«Золотой орёл»: лауреаты
Состоялась ежегодная раздача премии «Золотой орёл», на которой отмечаются главные российские кино и телепроекты за год.
1
«Оскар» 2020: лауреаты
Завершилась 92-я церемония вручения наград Американской киноакадемии Оскар. Лучшим фильмом 2019 года стали «Паразиты»!
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2020 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×