«Звёздные Войны»: роль сюжетных мотивов в композиции саги Джорджа Лукаса

«Звёздные Войны»: роль сюжетных мотивов в композиции саги Джорджа Лукаса

Осенью 2005-го года я написал для одного вгиковского сборника работу с названием «Роль сюжетных мотивов в композиции саги Джорджа Лукаса «Звёздные Войны». Не знаю, увидел ли тот сборник свет (я лично его в руках не держал), но куда-либо ещё этот текст предлагать было лень – а теперь и бесповоротно поздно. Завершившаяся Третья трилогия не имеет уже прямого отношения к Лукасу, но наследует, понятное дело, всем его идеям, давая тем самым материал для нового исследования. Это же – навсегда остаётся историей; быть может, однако, кому-то да интересной – тем более что теперь есть возможность наглядно проследить, как финальные эпизоды рифмуются со своими предшественниками.

«Красота произведения искусства по-настоящему воспринимается, только когда понятно его устройство, когда можешь разобрать его механизм» (Владимир Набоков).

Сегодня в принципе невозможно снисходительное отношение кинокритики и киноведения к фантастической саге «Звездные войны» – как это было, допустим, в 1977-м году, когда на экранах только появилась первая серия этой эпопеи, или в 1980-е, когда советские издания признавали лишь технический уровень этих картин (примечание 1), отмечая работы оператора и художника-постановщика, а все остальное списывая в жанр «космической сказки», призванной в первую очередь увеличивать доходы американских киностудий и в связи с этим если и достойной серьезного разговора, то только на тему тотального «оглупления» буржуазных масс (прим. 2).

Сегодня можно уверено утверждать, что появление 28 лет назад первой части «Звездных войн» кардинальным образом изменило судьбу всего кинематографа, решительно развернув внимание массового зрителя от творчества режиссеров-авторов к изначально развлекательному жанру, активно использующему в своем арсенале разнообразные достижения научно-технического прогресса – в частности, компьютерные спецэффекты. Если вышедшие в 1975-м году «Челюсти» Стивена Спилберга только ввели в обиход понятие «летнего блокбастера», то ни с чем не сравнимый успех «четвертого эпизода» «Звездных войн» «Новая надежда» окончательно закрепил за ним статус приоритетного направления американской киноиндустрии – определяющего судьбу кинопроката на протяжении последовавших за этим вот уже тридцати лет (прим. 3). Выход же на экраны в 1999-м году «Скрытой угрозы», положившей начало второй трилогии саги, не только привел к очередным кассовым рекордам, но и ознаменовал собой первый серьезный шаг в переходе к полностью цифровому кинематографу.

Хорошо все это или плохо – вопрос, требующий особого рассмотрения. Но это есть, это существует и имеет колоссальное влияние на современное кино в целом; а стало быть «Звездные войны» обязаны стать предметом серьезного исследования и анализа.

Постер космической саги «Звёздные войны»

Принимая во внимание тот факт, что космическая сага Лукаса пользуется огромной популярностью среди зрителей всего мира несколько дольше, чем у зрителей нашей страны (на экраны СССР «Звездные войны» пришли с десятилетним опозданием), и культ, сложившийся вокруг нее, в России распространен вовсе не так широко, нежели в Америке (прим. 4), видится необходимость в краткой справке, касающейся истории создания картин.

«Звездные войны» имеют свою структуру, которая неподготовленному зрителю может показаться несколько запутанной. В середине 1970-х годов Джордж Лукас задумал создать грандиозную сагу, состоящую из девяти фильмов, объединенных в три трилогии. Основу первой должен был составлять постепенный переход главного героя от понятий добра на темную сторону зла, фоном чему служил бы политический переворот, превративший Республику в Империю. В центре второй трилогии должен был стоять сын героя первой, сражающийся за идеалы добра и справедливости на стороне повстанцев против Империи. Третья трилогия должна была повествовать о последней, решающей битве Добра и Зла, в которой были бы задействованы уже внуки первых героев.

Но в связи с тем, что производство фантастического фильма с тем уровнем спецэффектов, о котором мечтал Лукас, требует изрядных затрат (прим. 5), для начала пришлось ограничиться постановкой хотя бы одной картины. В качестве самого перспективного – наиболее полно отражающего дух и идеи всего замысла – Лукас выбрал сюжет средней трилогии. На нем Лукас остановился еще и потому, что, по его мнению, сама война имеет гораздо больший зрительский потенциал, нежели обусловившие ее причины – ведь наблюдать за победой героев публике куда интереснее, чем за их поражением. Поэтому, веря в успех своей затеи, а стало быть и в итоговое воплощение всей трилогии, Лукас остановился на том варианте, который имел максимальные сюжетные преимущества для безусловного успеха (прим. 6).

Постер космической саги «Звёздные войны»

Таким образом, под классической трилогией понимаются фильмы, вышедшие на рубеже 1970-80-х годов. Оставляя себе пространство для создания в дальнейшей перспективе первой трилогии, Лукас пошел на экстраординарный поступок, обозначив единственную на тот момент картину как четвертую серию. Долгие годы подобная нумерация эпизодов воспринималась (во всяком случае, в отечественном киноведении) исключительно как изящная шутка: она нигде не фигурировала и зачастую даже путалась, названия серий писались сами по себе, причем оригинальный титул первого фильма пропал вовсе, так как был вытеснен в сознании зрителей общим названием всей саги (что, конечно, было явной несправедливостью). И только появление на экранах в 1999-м году подлинно первого эпизода эпопеи заставило всех вспомнить полное написание всех серий классической трилогии: «Звездные войны: Эпизод IV – Новая надежда» (1977), «Звездные войны: Эпизод V – Империя наносит ответный удар» (1980, реж. И. Кершнер), «Звездные войны: Эпизод VI – Возвращение джедая» (1983, реж. Р. Маркуэнд). Лукас, непосредственно режиссировавший только первый фильм, в дальнейшем выступал в качестве идейного вдохновителя, автора сюжетов и продюсера картин.

Но только спустя почти пятнадцать лет после выхода завершающего трилогию фильма Лукас вновь обратился к своей идее снять предысторию ставших уже легендарными картин. Столь долгое свое молчание он объяснял несоответствием существовавших технологий его замыслам; но в середине 1990-х стало очевидно, что время вернуться к истокам наконец-то пришло. Получившая недавно свое завершение, новая трилогия стала выглядеть так: «Звездные войны: Эпизод I – Скрытая угроза» (1999), «Звездные войны: Эпизод II – Атака клонов» (2002), «Звездные войны: Эпизод III – Месть ситхов» (2005). На сей раз Лукас занимал режиссерское кресло на протяжении создания всех трех фильмов.

Постер космической саги «Звёздные войны»

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

страницы:
1
2
3
4
5
6
Комментарии
по просмотрам
Политкорректные «Друзья»
Легендарный ситком «Друзья» обзаведется темнокожими актерами.
Тайка Вайтити подписался на новый проект
Тайка Вайтити снимет комедийный сериал о пиратах.
«Аватары» созревают
Съемки второй части фантастического экшна «Аватар» полностью завершены, а третий фильм франшизы готов на 90%.
Генри Кэвилл может вернуться к роли Шерлока Холмса
Генри Кэвилл может вернуться к роли Шерлока Холмса.
Рецензия на фильм «Пропавшая»
«Пропавшая» начинается, как недавний «Неистовый», однако дальше фильм превращается в некое подобие «Хищника»...
по комментариям
Рецензия на фильм «Довод»
Главный герой в исполнении Джона Дэвида Вашингтона пытается предотвратить надвигающуюся Третью Мировую войну.
11
Режиссерская версия фильма «Терминатор: Да придет спаситель»
МакДжи сообщил, что у него есть «более мрачный» вариант фильма «Терминатор: Да придёт спаситель».
6
Американская киноакадемия ввела новые стандарты для «Оскара»
На «Оскаре» будет действовать правило, касающееся репрезентации меньшинств в фильмах.
4
Молодая гвардия: Джон Дэвид Вашингтон
Разбираем карьеру звезды «Довода»: как Джон Дэвид Вашингтон за пять лет стал одним из самых популярных актеров Голливуд.
3
Лив Тайлер покинула сериал «911: Одинокая звезда» ради Marvel
Лив Тайлер покинула сериал «911: Одинокая звезда»
3
* за прошедший месяц
Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

© COPYRIGHT 2000-2020 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы

Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Анатолий Ющенко. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru

Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.

filmz.ru в социальных сетях:

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×