Мастер-класс Кристофера Воглера: «Что происходит с героем – происходит и с вами»

Согласно античным ритуалам, герой сперва умирает, а потом воскресает – и это две части сценарного упражнения. Показать, что герой умирает – а потом вернуть его к жизни. И так мы переходим в третью часть круга, которая называется «Инициация». Инициация – это новое начало. Почему? Потому что герой – после «смерти». Он воскрес – и у него теперь новая жизнь с новыми возможностями. Очень важная вещь: герой становится более ответственным. Он становится ответственным за других людей, за общество. У него теперь другое видение – более широкое, с новой позиции. Теперь он быстрее реагирует, он начинает экспериментировать с этой новой своей идентичностью.

Я посмотрел один русский фильм в самолёте, когда летел к вам сюда, «Юморист», мне он очень понравился. По американским стандартам он очень странный, он теряется в структуре – если сравнивать его с американскими фильмами, которые в этом отношении более строгие. У нас есть один путь – и мы по нему идём; у нас массовое производство фильмов, и мы практически всегда знаем, что должно случиться дальше. А этот фильм был другой – я не знал, что может произойти с героями, и мне понравилось это! При этом все части, все «этажи» в нём есть, даже в такой вот свободной структуре. Я физически чувствовал, мурашками по телу, что это означает: значит, в этом есть что-то прекрасное и правдивое. Если вы – в музыке, на экране или в жизни – чувствуете по коже мурашки, значит, перед вами – нечто прекрасное и настоящее. И вот я почувствовал это в русском фильме.

Там была очень хорошая сцена, когда герой и его друзья едут в лесу на повозке, пьют и думают о Пушкине; очень русский фильм! (Тут лектор путает две посмотренных им российских картины: упоминает «Юмориста», но пересказывает эпизод из «Заповедника», о котором речь пойдёт далее – ММ). И тут их «карета» переворачивается – и это оказывается поворотным пунктом истории: герой «просыпается», чувствуя, что это – его конец. Но на самом деле – это его воскрешение. После которого идёт уже этап инициации, где он экспериментирует с новой жизнью, становится более ответственным, более правдивым. Это очень хорошо видно, конечно, в голливудских фильмах.

А в конце этой секции будет сцена погони. Темп становится всё быстрее и быстрее. Может, один человек догоняет другого, может, герой убегает от монстра – но скорость увеличивается. Герой должен получить что-то очень быстро, он находится в опасности и теряет всё!.. Это очень важная часть истории – погоня.

Я говорил со многими киношниками, многие из них знают об идеях Кэмпбелла, но кое-кто – нет. Однако даже последние инстинктивно проходят этот путь, потому что на это отзывается наше тело. Я верю, что это связано с нашей нервной системой, это именно то, о чём говорил Кэмпбелл. Картины прошлого, статуи древнего мира – они проникают прямо в наши органы тела. Они заставляют органы двигаться, вырабатывать какие-то ферменты. И если герой бежит от какой-то опасности, то органы вашего тела вырабатывают определённые химические вещества, как если бы это вы сами убегали от монстра! Тут прямая связь с вашими органами!

Я всегда говорю, что если хотя бы два органа не задействованы во время просмотра, то эта история плохая. Ваши органы должны отзываться. И я всерьёз изучаю науку о мозге, о том, что химически происходит внутри нашего тела, когда мы наблюдаем за историей. Я связываю это ещё и с индийским мистицизмом, с чакрами (я знаю, что русские люди сильно связаны со всем этим, так что тут мне не нужно многое объяснять). Когда я работал со студиями, я всегда показывал, куда меня поражала история – туда или сюда. И они заставляли меня прямо наслаждаться – разной реакцией моего тела. Так задействуются чакры: они будто включаются от картинок, возникающих в той или иной истории.

Обложка книги Кристофера Воглера

И перейдём к четвёртой части – это возвращение. Возвращение домой, откуда вы изначально пришли, завершение круга. Или изменение – в другое состояние, отличное от начала. В конце истории герой в новом качестве приходит к изначальной позиции, которую уже протестировал несколько раз, и либо побеждает, либо теряет всё. Всё сводится в одну сцену, в один критический момент, где герой либо будет жить, либо умрёт. Вы вновь возвращаетесь в середину истории, в тот самый «низкий» её момент, когда есть смерть и есть воскрешение, и вы восстанавливаете ту ситуацию, но уже в большем масштабе, тут уже реально: жизнь или смерть.

И сейчас у вас есть два пути: стандартный счастливый конец, успех по голливудским стандартам – или путь к трагедии, более европейский вариант, артхаус, где герой всегда теряет всё. Хотя сейчас это всё смешивается: мы можем делать не во всём счастливые финалы, которым особенно радуется европейская аудитория.

Я вам раньше сказал, что посмотрел в самолёте один русский фильм, но на самом деле я посмотрел там два русских фильма. И второй – о рок-музыканте, который поехал в Пушкинский заповедник, а перед этим разрушил свой брак: его жена и ребёнок уезжают жить в Канаду (Кристофер Воглер не запомнил названия картины, но мы понимаем, что это уже упомянутый «Заповедник» - ММ). И там в самом конце у героя есть именно этот момент. Он едет в аэропорт и спрашивает свою девушку: «Я понимаю, ты уезжаешь, я этим раздавлен, но есть ли у нас хоть какая-то надежда?..»

Киношники всё время дают вам маленькую надежду! Она немного порой стоит, но всё равно вам дан знак, что вы можете надеяться. Вы можете полагать, что этот парень всё потерял, но всё равно у него есть небольшая надежда. Это то, к чему вы хотите прийти в своём фильме: сперва отрепетировать сцены смерти и воскрешения, а затем повторить это в самой большой кульминации фильма – чтобы отправить аудиторию домой с каким-то определённым чувством, может быть, с чувством надежды. Или это будет чувство разочарования, тут вы сами должны выбрать, это уже зависит от вашего взгляда на мир.

Вот вкратце вся идея путешествия героя. И если вы проделали этот трюк правильно, чувствуя, как отзывается ваше сердце, ваши органы, то аудитория тоже почувствует это – и зрители чуть-чуть поменяются. Это всё, на что вы можете надеяться, - на небольшое изменение. Иногда кино может изменить всю вашу жизнь – но мы сейчас удовлетворимся и маленькими изменениями. Но они должны быть, зрители должны почувствовать их всем телом. Если от вашей истории нет такого рода «движений» – вы провалились как художник.

Вот это моя идея, которая уже давно транслируется по миру. Моя книжка переведена на тридцать языков, и я рад, что эти знания используются всеми.

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

страницы:
1
2
3
4

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Неизбранные дороги
Дублированный трейлер
Сирано де Бержерак
Переведенный трейлер
Эма: Танец страсти
Дублированный трейлер
2040: Будущее ждёт
Дублированный трейлер
Западня для дьявола
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Дау
Трейлер
2
Неизбранные дороги
Дублированный трейлер
0
Форсаж 9
Тизер
0
Идеальная няня
Дублированный трейлер
0
Миллион мелких осколков
Дублированный трейлер
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Обсуждение фильма «Удивительное путешествие доктора Дулиттла»
Мы помним, что ради доктора Дулиттла, этого американского Айболита, убили Железного человека, но детям понравилось.
Рецензия на документальную ленту «Русские грузины. Фильм первый»
Леонид Парфёнов – о «грузинских русских», о тех, для кого Россия стала не просто второй родиной – бери выше!
Новая «Планета обезьян» продолжит дело Цезаря
Уэс Болл успокоил поклонников и сообщил, что новая глава о «Планете обезьян» не будет перезапуском.
Кирилл Серебренников расскажет о враче-нацисте
Кирилл Серебренников сообщил о чем будет его следующий проект.
Продолжение «Громкой связи» от «Квартета И»
Стартовала крауд-кампания в поддержку нового фильма «Квартета И» «Обратная связь» — продолжение «Громкой связи».
по комментариям
Рецензия на фильм «1917»
Будущий лауреат «Оскара», который смотрится на одном дыхании, позволяя выдохнуть только в самом конце.
4
Рецензия на фильм «Кома»
Качественный отечественный аттракцион, поставленный с голливудским размахом, действительно производит впечатление.
2
«Золотой орёл»: лауреаты
Состоялась ежегодная раздача премии «Золотой орёл», на которой отмечаются главные российские кино и телепроекты за год.
1
«Оскар» 2020: лауреаты
Завершилась 92-я церемония вручения наград Американской киноакадемии Оскар. Лучшим фильмом 2019 года стали «Паразиты»!
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2020 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×