«Евразия»: в Казахстане умеют снимать и так, и этак

«Евразия»: в Казахстане умеют снимать и так, и этак

Находясь на кинофестивале в Казахстане, нельзя не посмотреть и собственно казахское кино, в мировом табеле о рангах обладающее – если кто не знает – весьма высокой репутацией. И даже пары примеров хватает, чтобы понять: здесь умеют снимать картины любой степени сложности – и дорогие исторические боевики, и тихие повести про маленького, но по-своему прекрасного человека.

После церемонии открытия «Евразии» зрителям показали ленту Рустема Абдрашева «Казахское ханство. Золотой трон». Это вторая часть монументального исторического исследования о том, как некогда – во второй половине 15-го века – зарождался Казахстан (как и «Алмазный меч», этот фильм имеет ещё и многосерийную телеверсию). Эпиграф подчёркивает: «Казахское государство основано в 1465 году, но истина ведома одному Всевышнему», - намекая тем самым, видимо, что подлинной документальности всё-таки ждать от дилогии не следует, ибо в художественном кино позволительны и условности, и допущения.

В центре повествования – противостояние двух братьев, некогда давших клятву ни в коем разе не проливать кровь друг друга. Но жизнь развела их по разные стороны степи – и в финале один из них яростно пообещает: «Ненасытный кровопийца! Я напою тебя твоей же кровью!» Однако вдаваться в сюжетные тонкости сверх этого я не рискну: этот эпос явно рассчитан на тех, кто уже более-менее знаком с историей страны, и человеку стороннему разобраться в нюансах непросто. Хотя понятно, что вот этот хан – определённо плохой, а стало быть, его объединяющиеся противники – хорошие; вообще, когда в истории проявлены подлость и предательство, отвага и благородство, то даже неподготовленный зритель уж как-нибудь да во всём разберётся.

К тому же не в этом ведь суть! Важно, как это всё снято. А снят фильм от души, с неподдельным размахом, с тем, очевидно, расчётом, чтоб уж раз и навсегда закрыть то далёкое смутное время эталонным произведением от мастеров кинематографических искусств. И если поначалу ты больше внимания обращаешь на красивую природу и национальный колорит, то постепенно замечаешь и огромную массовку, и бережно подобранные костюмы, и точный реквизит. В картине находится место и лирике («Девушка – это и есть тюльпан»), и ярко поставленным многочисленным поединкам («Я насажу твою голову на копьё и отправлю твоему отцу в подарок»), что словно бы призвано наглядно показать: мы можем и так, и этак.

Жестокость, впрочем, запоминается в первую очередь: тут вовсю рубят головы, неугодным отрезают языки, а ложно обвиняемая вместо честного суда должна пройтись по живому огню (и уж если не виновна, то всё обойдётся). Неправедная казнь рифмуется со взлётом потревоженной птички, а предсказать исход жаркой схватки возьмётся не каждый, потому как ни сорок уже отрезанных голов, ни силы свалить коня голыми руками ещё не гарантируют, что в какой-то момент тебе самому вдруг не свернут шею («Кто ищет смерти – бежит к могиле»).

Кадр из фильма «Казахское ханство. Золотой трон»

Любопытно, что громкий финальный аккорд поддержан бунтом простого народа против местной опричнины – совсем уж по лекалам советской кинематографии, словно бы без понимания, как этот эпизод может прочитаться в применении к актуальным событиям. Но в кино, где одна героиня – из династии пророка Мухаммеда, а другая – внучка самого Тамерлана, не стоит, конечно, видеть каких-либо современных аллюзий. Куда важнее – не пустые намёки, а внятно проговорённое (причём дважды) послание: «Я жил одной мечтой – чтоб казахи поднялись с колен. И эта мечта исполнилась». И для самых уж непонятливых: «Будущее за вами, за казахами».

Естественно, тут трудно не провести параллели с родным «Викингом». Но «Казахское ханство» отличается от нашего блокбастера в той же мере, в какой само казахское кино отличается от российского. Другой подход, другое воплощение, другое всё. Общее лишь желание иметь свою собственную национальную кинолетопись.

Кадр из фильма «Монгол»

Кстати, устроили на кинофестивале и ретроспективный показ «Монгола» - до сих пор непревзойдённого образца исторического экшена, с которым Казахстан одиннадцать лет назад впервые дошёл до «Оскара» (не говоря уже о триумфе на «Нике»). И стоит пожалеть, что прилетевший в Нур-Султан Сергей Бодров был традиционно немногословен – и на встрече с публикой ограничился лишь самыми общими фразами. И хотя прославленный режиссёр подтвердил, что съёмки второй части могут начаться уже в следующем году, но всё же не уточнил, продолжится ли в работе над сиквелом его сотрудничество с местными кинематографистами (а вот про причастных к делу китайцев – сказал).

Впрочем, как можно судить по тому же «Золотому трону», выросла смена – и есть уже, кому подобного рода эпос можно смело доверить.

Кадр из фильма «Шыракшы»

Другая сторона местного кино - фильм «Шыракшы»; русский перевод названия - «Хранитель», хотя его автор – между прочим, президент кинофестиваля «Евразия» Ермек Турсунов – и говорит о куда большем смысле, заложенном в казахское слово.

Война здесь тоже есть, но только в «берлинском» прологе, который словно бы намеренно создавался как казахский ответ «Рядовому Райану»: взрывы, перестрелка, каскадёры в огне – всё как положено. Но уже спустя несколько минут начинается совсем другой фильм – и это признание в любви … к кинематографу! Главный герой привёз из Германии кинопроектор и несколько плёнок, с которыми и ездит беспрестанно по кругу – вплоть до семидесятых годов, когда на смену «полевым» кинопоказам постепенно приходят отстроенные в посёлках дома культуры. Так старичок-энтузиаст, верящий, что «неважно, как кино называется, важно то, что добро всегда победит», неуклонно теряет своих некогда преданных зрителей…

Конечно, такой вот сюжет не мог обойтись без множества вкусных моментов. Зная по-иностранному только редкие слова военного времени типа «Хенде хох» и «Гутен морген» («Не обязательно знать языки, чтобы понимать кино»), прозванный Тарзаном герой сам «переводит» и озвучивает показываемые картины. И если «Огни большого города» в его комментарии вроде бы не особо нуждаются, то, например, «Гамлет» Лоуренса Оливье превращается у него в трагедию про хана и джигита («Как же ты, мать, могла выйти за такого козла?!»), в конце которой он произносит молитву за душу погибшего молодца. Индейский вождь из другой ленты разражается у него прочувствованным монологом о победе коммунизма, а вот с «Андалузским псом» незадача вышла: логично решив, что это что-то положительное про собаку, старичок нарывается на скандал (в ходе которого только молодёжь просит не прекращать показа «передового кино») – и в результате меняет авангардную короткометражку на всем привычного «Тарзана».

Порой автор отступает от киношной темы – и вставляет в свою повесть дополнительные эпизоды вроде незадачливого сватовства (к героине в исполнении Нины Усатовой, между прочим!) и столь же неудачной попытки зарезать барана. Эта как будто бы «вставная» комедия усиливает горечь финала: героя, рассказавшего о приобретённом «сокровище», но не пояснившего свою мысль (а речь, конечно, шла о новых плёнках с шедеврами), убивают отнюдь не зверствующие фашисты, а свои же соплеменники, жадные до наживы…

Казалось бы, и где здесь победа добра?.. Она – разве что в фигуре мальчика, продолжившего дело престарелого друга. В какой-то момент фильма он играется со сделанной из проволоки кинорамкой – и нам ясно, что вот это и есть будущий режиссёр.

Кадр из фильма «Шыракшы»

«Шыракшы» - лента намеренно простая, под стать своему герою. Объясняясь в любви к немеркнущей классике, Ермек Турсунов отнюдь не соревнуется с ней, а напротив – подстраивается под нехитрые запросы широкой аудитории: чтоб немножко и мелодрамы, и чуток комедии, чтоб и попереживать можно было, и посочувствовать. И в этом он, безусловно, добивается заметного успеха. Совсем не факт, что это кино хоть кто-нибудь когда-нибудь поставит вровень с цитируемыми здесь произведениями искусства, но нет сомнений – зритель выходит из зала с довольным ощущением не зря проведённого времени. А не за это ли заплачена цена за билет?..

Впрочем, дурным вкусам режиссёр уж точно не потакает: как его персонаж заведомо против «Фантомаса», так и он сам – на стороне по-хорошему старомодного, но в то же время никогда не устаревающего кино. В России секрет производства такого рода картин (одновременно и «народных», и ни на каплю не пошлых), кажется, безвозвратно утрачен.

Читайте также:

Кинофестиваль «Евразия»: встреча с членами жюри основного конкурса

Фоторепортаж с церемонии открытия XV кинофестиваля «Евразия» в Нур-Султане

Дмитрий Дюжев на фестивале «Евразия» объявил о намерении создать актёрскую Систему

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии
по просмотрам
Рецензия на фильм «Антебеллум»
Неровный, но дико амбициозный хоррор «Антебеллум» про коллективную историческую травму.
Критики назвали имя исполнителя следующего Джеймса Бонда
По интернету стала распространяться информация о том, кто заменит Дэниела Крэйга на посту Джеймса Бонда.
Рецензия на фильм «Дьявол всегда здесь»
Стриминговый гигант Netflix презентовал на суд зрителя новую работу Антонио Кампоса.
Рами Малек сыграет в триллере о терактах 11 сентября
Создатель «Мистера Робота» снова поработает с Рами Малеком.
Проект «Женщина-Халк» нашел свою исполнительницу
Татьяна Маслани сыграет главную роль в сериале «Женщина-Халк».
по комментариям
Рецензия на фильм «Довод»
Главный герой в исполнении Джона Дэвида Вашингтона пытается предотвратить надвигающуюся Третью Мировую войну.
11
Американская киноакадемия ввела новые стандарты для «Оскара»
На «Оскаре» будет действовать правило, касающееся репрезентации меньшинств в фильмах.
4
Режиссерская версия фильма «Терминатор: Да придет спаситель»
МакДжи сообщил, что у него есть «более мрачный» вариант фильма «Терминатор: Да придёт спаситель».
4
Молодая гвардия: Джон Дэвид Вашингтон
Разбираем карьеру звезды «Довода»: как Джон Дэвид Вашингтон за пять лет стал одним из самых популярных актеров Голливуд.
3
Хлоя Морец воюет с андроидами
Хлоя Морец сыграет в фантастическом фильме о войне с андроидами.
2
* за прошедший месяц
Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

© COPYRIGHT 2000-2020 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы

Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Анатолий Ющенко. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru

Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.

filmz.ru в социальных сетях:

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×