Лучшие отечественные документальные фильмы

Легко ли быть молодым?

Оператор фильма «Старше на 10 минут» Юрис Подниекс через семь лет после выхода фильма начинает снимать свой уже шестой документальный фильм в качестве режиссера. Через год работы в московском кинотеатре «Россия» начинают показ единственной копии фильма «Легко ли быть молодым?». И буквально тут же в кассы выстраиваются километровые очереди, что происходит впервые в истории советского документального кино. Фильм становится настоящим общественным событием и на равных конкурирует в прокате с игровыми фильмами. До этого такое случалось лишь после выхода «Обыкновенного фашизма». Спустя год после выхода фильма, Юрису Подниексу дали главную награду Советского Союза — государственную премию.

В чем же заключался секрет популярности этой картины? Советского зрителя в первую очередь поразило присутствие в кинофильме таких незнакомых ему «панков», «наркоманов», «металлистов», «буддистов». «Неужели они есть и у нас, в Советском союзе?», — недоумевали одни. «Неужели этих оболтусов со двора пустили на экран?», — удивлялись вторые. С экрана молодые циники утверждали, что главная цель жизни — это не построение счастливого советского общества, а деньги. Идеалы старшего поколения разметались в пух и прах.

Действие происходит в Латвии. Весь фильм снят на латышском языке с закадровым переводом. Большинству зрителей это придавало флер иностранного, западного, фильма, хотя в кадре и были советские милиционеры, советские подростки, советские машины.

Фильм начинается с рок-концерта. Буйство энергии, буйство молодости. Раскачивающиеся под музыкальные ритмы руки, восторженные жесты, патлатые головы. И резко встык — съемка того же волосатого парня, но уже обритого, в военной форме, полгода спустя. Девушка — но уже с ребенком, рассказывает, что слушает уже не ту музыку, что раньше.

И вот — кадры суда. Судят семерых молодых парней лет 16-17. Судья произносит рыдающей матери: «Соберитесь, успокойтесь и объясните суду поведение вашего сына». Выясняется, что после показанного рок-концерта группа зрителей, заскочив в последнюю электричку, разгромила два вагона. Примерно так происходит при путешествии на «Нашествие». Из ста человек, участвовавших в этом, повязали семерых. Их и судят. Понурые, хмурые молодые люди сидят в зале суда и дают показания. Картина спокойная для взгляда большинства граждан — малолетние хулиганы повязаны и чувствуют себя виноватыми. Но тут-то до сознания доходит, что виноватыми они как раз себя и не считают! И еще осмеливаются говорить о каких-то своих проблемах, о том, как им живется. Говорят, рассказывают, какие у них есть идеалы, сколько денег им нужно, чтобы начать счастливо жить. Рассказ снова возвращается в зал суда. Прокурор раз за разом спрашивает: «Осознал ли ваш ученик вину за содеянное, или нет? Подсудимые, осознаете ли вы вину за содеянное? Вы признаете вину?». Суд выносит приговор — два года тюрьмы, три года тюрьмы. Подростки растеряны, плачут, матери лежат навзничь на столах. Для Подниекса это только завязка, повод подняться над узко-социальным контекстом, взглянуть на то время, которое происходит сейчас, в данную минуту.

Понятно, что вопрос, заданный в названии фильма — риторический. Быть молодым не легко нигде и никогда, ни в каких благополучных странах и ни в какие благословенные времена. Подросток всегда рефлексирует, всегда считает себя и свое окружение потерянным поколением. Взрослое поколение отчитывает молодую девочку: «Ты не ценишь жизнь, ты только начинаешь жить, ты не знаешь цену жизни», а та шепчет «Оставьте меня в покое». Понятно, что такое поведение «старшего» поколения вызывает усмешку. Чтение нотаций никому не нравится. И в этом плане Подниекс скорее на стороне двадцатилетних. Он нейтрален, его камера внутри повествования. А сама интонация повествования вызвала восторг — так советские документалисты еще не снимали. Непривычно свободный монтаж и камера, не возвышающаяся над фиксируемой жизнью, но участвующая в ней.

Уже позднее, знакомые режиссера, кинокритики и коллеги отмечали, что над всем фильмом был элемент трагизма. Некая незримая связка «молодежь — смерть». Подростки в противогазах ходят по трупам афганцев. Паренек, которого снимали год назад, простудил почки и умер. Молодая двадцатилетняя мама с ребеночком на руках размышляет о последствиях Чернобыльской аварии. Все это оказывало на зрителей огромное эмоциональное воздействие.

Юрис Подниекс был счастливчик: первым из киношников он вошел в самый опасный блок Чернобыльского атомного реактора и вышел без губительных последствий. Стоял рядом со своими операторами Андрисом Слапиньшем и Гвидо Звайгзне: они погибли от пуль ОМОНовцев, а он уцелел. В Литве, Средней Азии, Нагорном Карабахе он десятки раз рисковал, но выжил. Режиссер трагически погиб летом 1992-го в возрасте 41 года. Он занимался подводным плаванием в озере Звиргзду, возле Кулдиги, в Западной Латвии. Видимо, задохнулся, слишком резко меняя глубину. Остался навсегда молодым. Таким же, как и герои его главного фильма. Вместе со своим режиссером они навсегда остались в истории отечественного кино как пример честного и неангажированного взгляда на то время, в которое они жили. И опять же, в своем жанре Подниекс был первым. Если вам кажется, что подобное вы уже смотрели, то вот вам снова — он сделал такой фильм раньше.

Нам сегодняшним остаются слова парня из тех далеких или не очень 80-х. Их сейчас слышишь так, словно читаешь твиттер старшеклассника: «Вы выросли после войны, вы чего-то хотели, а мы хотим... Ну, я не знаю, просто весело время проводить. Вы на телевизор как на чудо смотрели, а нас ничем сейчас не удивишь».

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
9078

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Пила: Спираль
Дублированный трейлер
Соник в кино
Фичуретка
Бэтмен*
Промо-ролик
Чернобыль: Бездна
Тизер-трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Дау
Трейлер
2
Пила: Спираль
Дублированный трейлер
0
Гретель и Гензель
Финальный дублированный трейлер
0
Каннингем
Дублированный трейлер
0
Жан-Поль Готье, с любовью
Дублированный трейлер
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Скоро начнутся съемки «Индианы Джонса 5»
Харрисон Форд рассказал, когда стартуют съемки пятого фильма легендарной франшизы о приключениях Индианы Джонс.
Сталлоне исполнит главную роль у Майкла Бэя
Стало известно, что Сталлоне сыграет в новом антиутопическом проекте Майкла Бэя.
Рецензия на фильм «Джентльмены»
Гай Ричи возвращается: зрителей ждет невероятная возможность насладиться уникальной игрой воображения режиссера.
«Бегущий по лезвию» в российском прокате!
Культовую картину Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» впервые покажут на больших экранах России.
Возвращение Аладдина!
Прилетела официальная информация, что сиквелу игрового диснеевского «Аладдина» от Гая Ричи быть!
по комментариям
Рецензия на фильм «1917»
Будущий лауреат «Оскара», который смотрится на одном дыхании, позволяя выдохнуть только в самом конце.
4
Рецензия на фильм «Кома»
Качественный отечественный аттракцион, поставленный с голливудским размахом, действительно производит впечатление.
2
«Золотой орёл»: лауреаты
Состоялась ежегодная раздача премии «Золотой орёл», на которой отмечаются главные российские кино и телепроекты за год.
1
«Оскар» 2020: лауреаты
Завершилась 92-я церемония вручения наград Американской киноакадемии Оскар. Лучшим фильмом 2019 года стали «Паразиты»!
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2020 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×