Лучшие отечественные документальные фильмы

Времена года

Эта сравнительно короткая лента (фильм идет 29 минут) стала определенным документальным символом 70-х. Времени тотального застоя. Когда лучшее из того, что делали режиссеры-документалисты, именовалось «киножурнал «Фитиль». Пелешян снял картину о жизни в горах Армении, создав очень мощные образы своей родной страны.

Это почти гипнотический фильм. Он начинается с кадров того, как мужчина, не справляясь с потоками горной воды, раз за разом скатывается вниз через каменные пороги. За ногу он держит козу. И вместе с козой переваливается через камни в бурном потоке воды. После этого на экране мы видим облака. Крупные, сочные, медленно плывущие по небу. Именно так, белым стихом, можно пересказывать фильм и дальше. Картина и построена по принципам поэзии, развиваясь в сложном контрапункте замедлений и повторов, игре света и темноты, шумов и музыки.

На протяжении всего фильма звучит «Времена года» Вивальди и народная музыка. И музыка именно «звучит». Не играет фоном для главенствующего изображения. И не является основой для выстраивания клиповой картинки. Картинка и звук дополняют друг друга, уживаются как нельзя лучше.

Уже в 70-х Артавазд Пелешян воспринимался как классик мирового кино. До «Времен года» Пелешян сделал несколько выдающихся документальных фильмов, в которых, в том числе, использовал чужой киноматериал. В новом же фильме он впервые не использует архивных кинокадров, заменяя их оригинальными съемки полей, моря и гор, крестьян и пастухов.

И если «Времена года» Вивальди посвящено исключительно природе, то Пелешяну же интересно взаимодействие людей в природе. Отару овец загоняют в тоннель, в темноту, где есть только свет фар машин, едущих позади. Снопы сена стаскивают вниз с горных лугов веселые горцы. На деревенской свадьбе плачет счастливая невеста. Все это упаковано в единый жизненный порыв. Казалось бы — верх наивной банальности. Любой сейчас с мобильным телефоном может выйти на улицу и снять, а затем под музыку сделать нарезку кадров. Или больше того — возьмите любой красивый клип, или рекламу. Чем не поэзия? Но Пелешян многократно впереди и слащавой рекламы, и клипов и фильмов о природе. Это взгляд сверху, с позиции некого потустороннего наблюдателя. Сам режиссер и в жизни был молчалив, горд, склонен к самоуглубленности, к одиночеству. И его фильм полон этой мощной самодостаточности, эпического самосостояния. Им правит идея, но не персона. Когда режиссера спросили, о чем фильм «Времена года», Пелешян коротко ответил: «Обо всем, не только о временах года или о людях, но обо всем». Больше ничего. Дескать, сами должны догадаться.

В отличие от Дзиги Вертова, который обыгрывал «смежные кадры», Пелешян предпочитал ставить необходимые кадры не рядом, а далеко друг от друга. При этом он утверждал, что «на дистанции» эти кадры, сопровожденные звуком, функционировали не только лучше, но и сильнее воздействовали на зрителя. «Времена года» заканчивается теми же кадрами, с которых начинается — мужчина катится в потоках горной воды. Но теперь мы замечаем, что этот мужчина — это жених, который был на свадьбе. Так работает изобретенный Пелешяном метод, названный «дистанционный монтаж».

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
9376

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Бекки
Отрывок
Неаполитанские мошенники
Дублированный трейлер
Ночная жизнь
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Неистовый
Трейлер
5
13 причин почему
Трейлер четвертого сезона
1
Довод
Дублированный трейлер №2
1
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Многосерийный сиквел «Апгрейда»
Ли Уоннелл и Blumhouse разработают сериал по мотивам Апгрейда.
Новая трилогия «Голодных игр»
Lionsgate собирается продать права на приквел «Голодных игр» стриминговому сервису Apple TV+.
Объявлена программа отмененного Каннского кинофестиваля
Отборочный комитет Каннского кинофестиваля объявил официальную программу 2020 года, в которую вошли 56 фильмов.
Виктория Махони экранизирует «Убить их всех»
Студия Paramount нашла постановщика для экранизации графического романа «Убить их всех».
«Аватар» получит сериал
Появились слухи, что «Аватар» Джеймса Кэмерона может получить сериал, разработанный специально для Disney+.
по комментариям
Том Круз и Илон Маск отправятся в космос
Том Круз совместно с компанией Илона Маска SpaceX и NASA готовится покорить космос.
3
«Неистовый» Рассел Кроу собирается подвинуть «Довод» Нолана
В сети появился первый ролик триллера «Неистовый», главную роль в котором исполнил Рассел Кроу.
3
Окончательный монтаж
Предлагаем ознакомиться с режиссерскими версиями фильмов, которые, вне всяких сомнений, порадуют любого киномана.
2
Кейт Бланшетт нарасхват
Сегодня стало известно еще о двух проектах, в которых можно будет увидеть талант Кейт Бланшетт.
1
Марк Уолберг возвращается на Netflix, чтобы переплюнуть Криса Хемсворта
Стриминговый сервис Netflix готовит новый многобюджетный фильм с Марком Уолбергом в главной роли.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2020 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×