Ни дня без Бергмана: «Ритуал» (1969)

Ни дня без Бергмана: «Ритуал» (1969)

Тридцатый фильм Ингмара Бергмана - и простой, и скромный, и очень странный. В какой-то мере это продолжение (или спин-офф) его же «Лица» - только в современных костюмах.

«Ритуал» (Riten), Швеция, 1969; реж. Ингмар Бергман, в ролях: Эрик Хелль, Гуннар Бьёрнстранд, Ингрид Тулин, Андерс Эк.

Следователь Абрахамссон вызывает на допрос трёх известных артистов. Суть предъявленных им обвинений непонятна нам практически до самого финала, хотя сами они уверены, что «ничего незаконного не сделали» и им предстоит всего лишь «обычная дача показаний», итогом чего может стать разве что незначительное наказание в виде довольно скромного штрафа. Нервозность, однако, нарастает...

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Ритуал»

Тридцатая картина Ингмара Бергмана - самая короткая и едва ли не самая «скромная»: сказалась её телевизионная природа. Режиссёр и раньше работал для телевидения, но поставленные им для малого экрана спектакли в бергмановский канон всё же не входят. «Ритуал» же - телевизионное, но всё же кино; к тому же это первый фильм, созданный Бергманом для собственной кинокомпании.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Ритуал»

Четыре актёра, минимум декораций, снято (и это заметно) очень быстро, без лишних хлопот; можно было бы сказать, что снято «одной левой», но Бергман, разумеется, не того уровня автор, чтобы обвинять его в наскоро слепленной «халтуре». Да, «Ритуал» в техническом плане очень простой фильм, но режиссёр использует эту простоту в своих целях. Взять хотя бы сам зачин: мы до последнего не понимаем, в чём именно заключается прегрешение допрашиваемых. Перед нами обвиняемые без вины - вполне в духе Кафки.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Ритуал»

В конечном счёте нам всё же разъяснят, что разбирательство возникло по причине их якобы «аморального поведения»: всё дело во входившем в их программу, а ныне запрещённом номере. Собственно, он и называется «Ритуалом»: консерваторов смутили, видимо, искусственные гигантские фаллосы и обнажённая женская грудь. Ничего страшного, но Абрахамссон на своём опыте постигает, сколь губительно бывает собственное воображение.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Ритуал»

Таким образом, становится очевидно, что новый фильм зиждется на той же идее, что и «Лицо» десятилетием ранее: там, напомню, заподозренные в мошенничестве артисты-иллюзионисты также были задержаны для специального представления. Аналогичную ситуацию бергмановские артисты разыграли уже в современных костюмах - и в декорации комнаты для допросов.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Ритуал»

Здесь автор исследует, как ведут себя его герои, оставаясь со следователем наедине. Почти не снимающий тёмных очков Себастьян Фишер слугу закона яростно оскорбляет; подчёркнуто галантный Ханс Винкельманн, напротив, услужливо выписывает чек - лишь бы тот не допрашивал его склонную к срывам неврастеничку-жену (Абрахамссон же расценивает это как подкуп госслужащего). Сама Теа Винкельманн - или Клаудия Монтеверди, как заблаговременно выяснил суровый обвинитель, - действительно впадает в эпилептический припадок, на короткое время смешивающий реальное с воображаемым («Разновидность цирковой шлюхи!» - разве мог взаправду выкрикнуть такое этот предельно вежливый и скромный человечек??).

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Ритуал»

Сцены допросов Бергман чередует с выходом в гостиничный номер, бар, гримёрную варьете. Тут проявляются уже как личные качества персонажей, так и отношения между ними. Налицо любовный треугольник: Себастьян спит с Теей, но господина Винкельманна это нисколько не беспокоит (разве что когда речь заходит об оплате счетов). Более того, он даже даёт коллеге совет, как именно следует удовлетворить ненасытную женщину, предупреждая при этом, что не следует так уж торопиться применять подсказанную уловку на деле: лучше действовать постепенно, притворившись, что сам до всего додумался.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Ритуал»

Видно, что они устали друг от друга - но контракт связывает их по крайней мере до конца этого утомительного турне (которое из-за образовавшихся проблем может теперь заметно сократиться). Однако перспектива расставания пугает их не в меньшей степени: разногласия всё-таки склонны преодолеваться, а вот каково им будет в одиночном плавании?..

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Ритуал»

Отдельный эпизод демонстрирует страхи самого Абрахамссона: придя в исповедальню, он признаётся в том, что чувствует приближение смерти (декларируемая жара - дело происходит в августе - и правда влияет на следователя не очень хорошо: он потеет и становится нервозен). Любопытно в этой сцене в первую очередь то, что в образе священника тут появляется ... сам Ингмар Бергман! Режиссёр и ранее иногда «проникал» в свои картины - но так, что если не знать, то можно и не заметить; в данном же случае нельзя не обратить внимания на сходство его мимолётного (всего два кадра) персонажа со Смертью из «Седьмой печати». Уже одним этим фильм «оправдывает» своё существование.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Ритуал»

«Ритуал» - странное кино, даже более странное, чем сложносочинённые предыдущие ленты Бергмана. В нём больше вопросов, чем ответов - и это чём-то напоминает, простите, работы Дэвида Линча. Абсолютно «линчевскими» выглядят, например, два эпизода: в первом играющийся со спичками Себастьян Фишер поджигает простыню в отеле, во втором следователь зачитывает принесённую Теей совершенно безумную объяснительную («Наверно, это слишком подробно?» - спрашивает она про текст, где среди прочего пишет: «Я часами могу сидеть за столом и рассматривать свои ладони»).

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Ритуал»

Так что это определённо кино на любителя - или на ценителя, если выразиться точнее. Это точно не тот фильм, с которого следует начинать знакомство с Бергманом; возьмитесь за него, когда уже точно будете уверены в своих силах.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана «Ритуал»

См. также:

Ни дня без Бергмана: «Час волка» (1968)

Ни дня без Бергмана: «Персона» (1966)

Ни дня без Бергмана: «Причастие» (1962)

Ни дня без Бергмана: «Лицо» (1958)

Ни дня без Бергмана: «Седьмая печать» (1957)

Ни дня без Бергмана: «Вечер шутов» (1953)

Ни дня без Бергмана: «Такого здесь не бывает» (1950)

Ни дня без Бергмана: «Портовый город» (1948)

Ни дня без Бергмана: «Корабль в Индию» (1947)

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Джуди
Дублированный трейлер
Лёд 2
Тизер-трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Спутник
Трейлер
3
1
Рэмбо III
Трейлер
0
Лёд 2
Тизер-трейлер
0
Сестренка
Трейлер
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 15: Визит мэра
Андрей Звягинцев рассказал о красоте живых бликов на воде и феерическом таланте Романа Мадянова. Но не только!
Роберт Дауни мл. и Том Хэнкс: заслуженные и отвергнутые награды
Том Хэнкс получит премию за заслуги перед кинематографом, а Роберт Дауни мл. отказался от «Оскара» за роль Тони Старка.
«Братья по оружию» от Apple
Apple анонсировали мини-сериал «Хозяева неба» (Maters of the Air), который станет частью сериалов от «HBO».
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Пола Дини: «Вопрос доверия»
В пожаре погибает ассистентка фокусника – и Бэтмен его объяснениям не верит: за Локсиасом закрепилась дурная слава…
Три часа в компании с Disney
В сети появился трехчасовой ролик со всем стартовым контентом для цифровой платформы Disney+
по комментариям
Редакция Filmz.ru: Я/МЫ Павел Устинов
«Настоящее кино» присоединяется к акции в поддержку несправедливо осужденного на 3,5 года колонии Павла Устинова.
5
Рецензия на фильм «Рэмбо: Последняя кровь»
Последняя кровь - это совершенно новый уровень франшизы. Джон Рэмбо вернулся и претендует стать лучшим фильмом серии.
4
Рецензия на фильм «Джокер»
Тодд Филлипс получил за этот фильм «Золотого льва», а Хоакин Феникс числится теперь первым в очереди за «Оскаром».
4
Еще немного трэша по-техасски
Студия «Legendary» решила возродить один из самых жутких и жестоких слэшеров: «Техасская резня бензопилой» обзавелась продюсером.
4
Кролик Джоджо под запретом в РФ?
Компания «Двадцатый век фокс СНГ» сообщила, что картина Тайки Вайтити «Кролик Джоджо» не выйдет в российский прокат.
3
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2019 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×